Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 16:06, курсовая работа
Попытки выявить важнейшие традиционные установки русской культуры предпринимали многие отечественные мыслители. Одна из наиболее известных работ, направленных на решение этой задачи, принадлежит русскому философу XX века Н.О.Лосскому. В его книге «Характер русского народа», изданной впервые в 1957 г. в Германии, рассматривается ряд «первичных основных черт», отличающих культурно-исторический облик русского народа. Лосский относит к ним:- религиозность и связанное с нею искание абсолютного добра и смысла жизни; способность к высшим формам опыта, особенно заметная в области нравственного опыта, в общении;
В резолюции Х съезда РКП(б) «О Главполитпросвете и агитационно- пропагандистских задачах партии от 8-16 марта 1921 г.»2 отмечается:
_____________
1 Культурное строительство в РСФСР 1917-1927, т.I; М.: «Советская Россия», 1984, с. 31.
2 Культурное строительство в РСФСР 1917-1927, т.I; М.: «Советская Росси», 1984, с. 153.
Центр тяжести работы агитационно-пропагандистских отделов партийных комитетов, кроме руководства соответствующими органами политпросветов, должен лежать в работе внутри партии по поднятию сознания ее членов и их коммунистическому воспитанию.
…8. Виднейшие литераторы
должны быть партийно обязаны принять
участие в составлении
Помимо резолюций партийных органов дающих представление о политике партии в области народного образования и использовании культуры в качестве агитационно-пропагандистского органа партии, существует несколько документов, являющихся основополагающими в процессе становления отечественной культуры.
Одним из документов является первый декрет Совета Народных Комиссаров о «монументальной пропаганде» разработанный в соответствии с планом «монументальной пропаганды» Ленина В.И. В документе отмечается, что «Во ознаменование великого переворота, преобразовавшего Россию, СНК постановляет:
…3. Той же комиссии поручается мобилизовать художественные силы и организовать широкий конкурс по разработке проектов памятников, долженствующих ознаменовать великие дни для Российской социалистической революции.
…5. Той же комиссии поручается спешно подготовить декорирование города в день 1-го Мая и замену надписей, эмблем, названий улиц, гербов и т.п. новыми, отражающими идеи и чувства революционной трудовой России».1
В этот законодательный
акт наравне с другими
Большую роль в развитии в советской культуры 20-30 годов сыграли документы о пролеткультах. В выписке из протокола № 131(61) заседания пленума ЦК от 10.10.1920 года (вечер) отмечено:
«12а) партийная резолюция Политбюро, одобряет в основном проект инструкции, выработанной Главполитпросветом, поручить политбюро _____ редакцию резолюции о формах слияния Пролеткульта и Наркомпроса для более точного отражения той мысли, что работа Пролеткульта в области научного и политического просвеще
_______________
1 Известия ВЦИК, 14 апреля 1918 г.
ния сливается с работой Наркомпроса и Губнаробразов. В области же художественной (музыкального, театрального, изобразительного искусства, литературного) работа Пролеткульта остается автономной и руководящая роль органов Наркомпроса, сугубо просмотренная РКП сохраняется лишь для борьбы против левых буржуазных уклонений».1
Тот же вопрос рассматривается в письме ЦК РКП(б):
«2. Творческая работа Пролеткульта должна являться одной из составных частей работы Наркомпроса как органа, осуществляющего пролетарскую диктатуру в области культуры.
…Пролеткульт возник до Октябрьской революции. Благодаря этой (от Советской власти) независимости в пролеткульт нахлынули социально чуждые нам элементы, элементы мелко-буржуазные, которые иногда фактически захватывают руководство пролеткультами в свои руки.
…В слиянии Губнаробразов с Пролеткультами ЦК видит залог того, что лучшие пролетарские элементы, до сих пор объединявшиеся в рядах пролеткультов, теперь примут самое активное участие в этой работе, и тем помогут партии придать всей работе Наркомпроса действительно пролетарский характер".2
___________________
1 Ленин В.И. «О литературе и искусстве»; М.: «Художественная литература», 1967, с.594.
2 Ленин В.И. «О литературе и искусстве»; М.: «Художественная литература», 1986, с.410.
В полной мере политику партии
в области культуры раскрывает постановление
ЦК РКП (б) «О политике партии в области
художественной литературы» принятое
в 1925 г., в нем указывается на необходимость
создания особых пролетарских организаций
в области литературы и искусства»,
которые путем «тактического
и бережного отношения к
Основополагающим документом
партии, на десятилетия определившим
развитие советской культуры, полностью
исключившим плюрализм в
_________________
1 О партийной и советской печати, Сб. док. 14., 1954, с. 345, 346.
2 О партийной и советской печати, Сб. док. 14., 1954, с. 431.
Рекомендовалось создать
крупные литературно-
Все эти документы защищали принцип партийности в развитии советской культуры, поставили ее под жесткий контроль государства.
Несомненный интерес представляет точка зрения Ленина В.И. на пролетарскую пропаганду. Владимир Ильич не успел детально разработать план построения новой культуры, но его точка зрения отрывочно просматривается в различных выступлениях, документах, письмах. Наиболее полно свой взгляд на эту проблему Владимир Ильич оформил в «Проекте резолюции о пролетарской культуре» от 8.10.20 г., где указывается, что:
«1. В Советской рабоче-крестьянской республике вся постановка дела просвещения, как в политико-просветительской области вообще, так и специально в области искусства, должна быть проникнута духом классовой борьбы пролетариата за успешное осуществление целей его диктатуры, т.е. за свержение буржуазии, за умножение классов, за устранение всякой эксплуатации человека человеком.
Полностью признавая гегемонию пролетарской культуры Ленин отмечал так же необходимость соблюдения и демократических принципов. Указывал, что «каждый волен писать и говорить все, что ему угодно, без малейших ограничений"».2 Ограничениями могут служить только буржуазные взгляды, которые могут помешать «закономерному развитию пролетарской культуры».3
Неоценимо большую роль в разработке идеолого-теоретических основ новой культуры сыграла Крупская Н.К. Надежда Константиновна внесла посильный вклад в теоретическую разработку основ новой культуры.
Крупская считала, что культура не образуется одномоментно, а базируется на наследии культуры предыдущих поколений. «Культура данной эпохи – это как бы фотографический снимок общественной жизни того времени. История данной эпохи – это описание цепи последовательных
событий, … это как бы кинематографический снимок прошлого».4
________________
1 Ленин В.И. « О пролетарской культуре», М.: Изд. политической литературы, 1983, с. 26.
2 Ленин В.И. «О литературе и искусстве»; М.: «Худ. лит.», 1986, с. 35.
3 Ленин В.И. «О литературе и искусстве»; М.: «Худ. лит.», 1986, с. 41.
4 Крупская Н.К. «Об искусстве и литературе»; М.-Л.: Искусство, 1963, с. 79.
Великий педагог Н.К. Крупская считала, что идеология господствующего класса определяющей идеологии и в культуре, и во всех других сферах общественной жизни. Господствующий класс «имеет тысячу путей, чтобы навязать свое мировоззрение, свою культуру массам».1
На начальном этапе строительства социализма, по мнению Крупской Н.К., главенствующие позиции за собой удерживает буржуазная культура, сумевшая «пропитать своим духом широкие слои населения»,2 но с началом активного строительства социализма будет «брать верх» новая социалистическая культура, рожденная в среде нового господствующего класса – пролетариата.
Значение культуры для становления социализма огромно, Крупская хорошо осознавало это. «Громадное значение искусства, - писала Крупская в статье «Вопросы, требующие разрешения», в 1925 г., - создающую общее настроение, ярко выявлялось в деле гражданской войны…».3 Это лишь подтверждает правило о громадном значении искусства в деле общей победы социализма. Во второй половине 20-х годов, по мнению Крупской, «нужно найти новые формы этого искусства».4
Искусство должно служить цели внедрения нового
________________
1 Крупская Н.К.«Об искусстве
и литературе»;М.-Л.:Искусство,
2 Крупская Н.К.«Об искусстве
и литературе»;М.-Л.:Искусство,
3 Крупская Н.К.«Об искусстве
и литературе»;М.-Л.:Искусство,
4 Крупская Н.К.«Об искусстве
и литературе»;М.-Л.:Искусство,
сознания в массы – сознания «великой роли рабочего класса»1 в мировом историческом процессе, каждый рабочий должен проникнуться этой идеей, только тогда возможен «переход рабочего класса из распыленного деклассированного состояния в состояние спаянного громадного коллектива».2 Все формы культуры обладают большим воздействием на человека, поэтому необходимо введение цензуры. Например, если ставится буржуазный фильм, который порождает совсем другие чувства – не те, которые помогают пролетариату сплотиться, стать сознательнее, - такие фильмы никуда не годны».3 Так и все другие формы культуры наполненные содержанием не марксистского характера могут способствовать распространению буржуазной культуры, что недопустимо, поэтому «если мы хотим помочь партии в сплочении и поднятии их сознания, надо особенно внимательно смотреть на содержание …» 4 художественных произведений.
Задача искусства в 30-е годы – отражение исторических побед коммунизма, создание революционного настроения в массах.5
_______________
1 Крупская Н.К.«Об искусстве
и литературе»;М.-Л:Искусство,
2 Крупская Н.К.«Об искусстве
и литературе»;М.-Л.:Искусство,
3 Крупская Н.К.«Об искусстве
и литературе»;М.-Л.:Искусство,
4 Крупская Н.К.«Об искусстве
и литературе»;М.-Л:Искусство,
5 Крупская Н.К.«Об искусстве
и литературе»;М.-Л:Искусство,
Большой интерес представляет личность величайшего теоретика-искуствоведа тех лет Луначарского А.В. Анатолий Васильевич более 30 лет занимался проблемами советской культуры. Он четко оценивал влияние революции на культурное развитие страны. Луначарский писал: «…Я жду от влияния революции на искусство очень многого, попросту говоря – спасения искусства их худшего вида декаденства, из чистого формализма; революция должна возвратить искусство к его настоящему назначению – мощному и заразительному выражению великих мыслей и великих переживаний».1
Определяя основные направления
государства в области
Таким образом, Луначарский А.В. осознавал всю важность культуры и искусства для формирования нового социалистического общества, поэтому развитие искусства
________________
1Луначарский А.В.«Об искусстве» в 2-х т.,т.2,М.:«Искусство»,1982, с.75.
2 Луначарский А.В.«Об искусстве» в 2-х т.,т.2,М.:«Искусство»,1982, с.75
3 Луначарский А.В.«Об искусстве» в 2-х т., т.2,М.:«Искусство»,1982, с.77.
нового типа он считал первостепенной задачей советской власти.
Луначарский размышляя о зарождении новой культуры понимал, что советская культура находится в тесном взаимодействии с культурным наследием царской России и с культурным наследием других стран, и призывал к «критическому усвоению буржуазной культуры, ее высших достижений», указывал, что учится у прошлого …(необходимо) с чрезвычайной осторожностью, исходя из классовой точки зрения».1
Большое значение Анатолий Васильевич уделял проблеме идеологии в культуре. Он считал, что «полная победа пролетарской идеологии придет с известным запозданием и путем усиленного художественно-творческого и литературного труда».2 Перенесение политической диктатуры пролетариата в область культуры Луначарский считал ошибкой. Пролетарская культура сама должна себе «завоевать руководящее место»3 в культурной сфере. Оценивая обстановку сложившуюся в
области культуры в 20-е годы Анатолий Васильевич считал, что «пролетарская литература созрела, она выдвинула численно значительные кадры пролетарских писателей, …что