Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 19:26, курсовая работа
Государственное устройство – одна из составляющих формы государства, которая отражает специфику его территориальной организации. Только после изучения устройства государства можно утверждать, что сделан еще один шаг на пути постижения такого сложного, социального института, каким является государство.
Формы государственного устройства вызывают живой интерес исследователей: в последние годы этой проблеме уделяется большое внимание. Работы, так или иначе затрагивающие различные аспекты обозначенной темы, можно условно разделить на две группы. К первой относятся труды, в которых государственное устройство рассматривается в качестве составной части боле широких тем.
Введение
3
Понятие формы государства. Форма правления
5
Форма государства: понятие, причины многообразия
5
Монархия: понятие, виды
9
Республика: понятие, виды
10
Форма государственного устройства: понятие, особенности
11
Унитарное государство: понятие, признаки
11
Федерация: понятие, особенности
15
Конфедерация: понятие, признаки
19
Политический режим: понятие, виды
25
Демократические режимы
25
Антидемократические режимы
28
Заключение
32
Практическое задание
34
Список литературы
Республика может быть президентской и парламентарной.
2. Форма государственного устройства: понятие, особенности
2.1. Унитарное государство: понятие, признаки
Унитарная государственность – самая распространенная в настоящее время форма государственного устройства. Унитаризм свойственен подавляющему большинству государств, которые образовались после распада колониальной системы. Унитарными могут быть и крупные развитые и среднеразвитые государства (Великобритания, Франция, Италия, Япония, Китай, Египет и др.)
Термин «унитарное государство»
происходит от латинского слова «унус»,
что значит один, единственный. Унитарное
государство – это единое государство,
не разделенные на более мелкие государственные
образования, а состоящее, как правило,
из административно-
Среди авторов, занимающихся этой формой государственного устройства, нет принципиальных расхождений по поводу того, что представляет собой унитарное государство и каковы его основные признаки и черты.9 Все исследователи исходят из того, что унитарное государство – это всегда единое государственное образование. В данной форме только один субъект обладает государственностью – само государство. Оно является единым политическим центром общества. Только ему присущ государственный суверенитет.
Единый государственный суверенитет подтвержден основным законом, конституцией. Основной закон закрепляет исключительную и нераздельную государственность на всей территории страны. Территории, входящие в состав унитарного государства, политической самостоятельности не имеют, не являются суверенными.
Естественно, право сецессии (отделения) за территориями не признается. Речь идет о запрете на сецессии именно территорий, а не проживающих там общностей. Если местное сообщество приобретает свойства народа, нации, претендует на международное признание, вступают в действие международно-правовые нормы о праве народов на самоопределение, на собственную национальную государственность. В этом случае, конечно, может состояться обособление или даже полное отделение фактически возникшего, упрежденного народом государства. Например, арабы, проживающие на западном берегу реки Иордан, настояли на своем праве самоопределения. Вполне возможно, что их самостоятельность приобретет форму государства и повлечет обособление от Израиля. Но до тех пор, пока территориальное сообщество людей силой оружия или политической борьбой не докажет того, что оно является народом, считается, что унитарное государство остается формой организации единого, хотя бы и многонационального народа. И статус территории не является формой, выражающей суверенитет. До этих пор право отделения территории от государства юридически не существует.
В унитарном государстве местным сообществом добиться статуса народа не так-то просто. Например, в ст. 3 Французской Конституции сказано: «Национальный суверенитет принадлежит народу.… Никакая часть народа… не может присвоить себе его осуществление».10 Таким образом, унитарное государство в принципе отрицает существование каких-либо носителей суверенитета, кроме единого народа (или единого монарха).
Унитарная форма ограничивает право территорий и их органов преимущественно решением местных дел. Обычно территории не имеют право участвовать в государственной политике. «Если местные учреждения должны получить политический характер, то это поведет к раздроблению государства. Даже в свободных государствах им запрещается выражать мнение по политическим вопросам, ибо это искажает истинное их значение...».11
Совсем не обязательно политически единое государство становится централизованным в административном отношении. В этой форме устройства за гражданами, общественными ассоциациями и прочими субъектами могут быть признаны различные права, свободы. Не являются исключением и территории. Права территорий в унитарном государстве являются более или менее обширными, вплоть до местного самоуправления. Однако эти полномочия, местные свободы и привилегии принадлежат территориям не по собственному праву, а приобретаются в силу закона изданного государством. Наиболее свободным правовым положением территорий может быть статус юридического лица, а в большинстве случаев местные органы подчинены правительству.
Признаки:
Форма унитарного государства дает возможность более полной концентрации ресурсов в руках центра, она может способствовать ускорению экономического и культурного развития страны, складыванию единой нации, воспитанию гражданственности. Именно в этих целях, в ряде развивающихся стран федеративного государства, были преобразованы в унитарные (Индонезия, Ливия, Камерун и т.д.). Унитарная форма удобна для управленческих бюрократических структур, ее предпочитают авторитарные режимы. Если государство небольшое по размерам и в нем нет компактно проживающих групп населения (этническими, бытовыми и т.д.), нет территорий, отличающихся своей спецификой (в том числе и географическими условиями), то форма простого унитарного государства применяется и при демократических режимах, в ином случае создается сложное унитарное государство с автономией. С другой стороны унитаризм, игнорирующий коллективные права этнических групп, особенности отдельных регионов, до предела унифицирующий территориальную организацию государства, ограничивающий местное самоуправление – антидемократическое явление.
Федерация представляет собой сложное государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридически определенной самостоятельностью. Часто вместо термина «федеративное государство» употребляется термин «союзное государство».12
Федеративное государство по своей природе является более демократичным, чем унитарное, поэтому федерация в основном имеет республиканскую форму правления. Есть, однако, и исключение. К федерациям с монархической формой правления относятся такие страны, как Бельгия, Малайзия, Канада, Австралия. В Бельгии, Канаде и Австралии субъекты федерации организуются по республиканскому типу, а в Малайзии часть субъектов имеет республиканскую форму правления, часть – монархическую.13
Федеративное государство может образовываться несколькими способами:
В большинстве федераций наряду с федеральным гражданством существует и гражданство субъектов федерации. Следует, однако, иметь в виду, что речь идет не о наличии двойного гражданства, а о двух уровнях гражданства одного государства. Предпосылкой получения гражданства субъекта федерации является наличие общефедерального гражданства. Наличие гражданства субъекта федерации влияет на содержание правового статуса гражданина внутри страны, но в международно-правовом плане все граждане федеративного государства имеют единый статус. Субъекты ряда зарубежных федераций не имеют собственного гражданства (Индия, Малайзия и др.)
Отличительным признаком федеративного государственного устройства является двухпалатная структура парламента. В настоящее время бикамерализм принят практически во всех федеративных государствах. При этом нижняя палата повсеместно – орган общенационального представительства и формируется путем выборов по территориально-избирательным округам. Верхняя палата, напротив, может быть выборной или не выборной, она обеспечивает представительство субъектов федерации. При этом в одних странах (США, Мексика) устанавливается равное представительство субъектов федерации в верхней палате, в других (ФРГ, Канада) представительство субъектов федерации в верхней палате определяется в зависимости от численности населения в том или ином субъекте союзного государства.
В федеральном государстве наряду с федеральной системой законодательной, исполнительной и судебной власти существуют системы законодательной, исполнительной и судебной власти субъектов федерации. Порядок их организации и компетенции определяют, как правило, конституция субъектов федерации.
Исключительная компетенция федерации означает, что поскольку органы союза обладают властными полномочиями в отношении перечисленных в конституции предметов ведения. К исключительной компетенции федерации обычно относятся важнейшие вопросы государственной жизни, касающиеся всего государства как целого: оборона, руководство вооруженными силами, денежное обращение, сбор важнейших налогов и др.
Совместная (конкурирующая) компетенция федерации и ее субъектов означает, что властные полномочия в отношении отнесенных к этой компетенции предметов ведения принадлежат к федеральным органам, и органам субъектов федерации. При этом совместная компетенция предполагает «издание рамочного закона союзом и последующее детальное правовое регулирование со стороны субъекта федерации».14
Конкурирующая компетенция означает, что «свои полномочия в сфере совместной компетенции субъект федерации осуществляет тогда и постольку, когда и поскольку союз не воспользовался своими правами в этой сфере».15
Остаточная компетенция – это компетенция по вопросам, не относящимся к первым трем видам компетенции и не нашедшая отражения в конституции.
Субъекты федерации реализуют свою компетенцию через собственные органы власти и управления. Система органов власти и управления субъектов федерации регулируется либо союзными конституциями (Индия), либо чаще конституциями этих государственных образований (США, ФРГ, Швейцария).
Форма правления субъектов федерации, как правило, идентична той, что существует в центре. Однако из этого правила есть исключение. Так, в федерациях – монархиях (Канада, Бельгия, Австралия) субъекты федерации имеют республиканскую форму правления, а в странах, где субъекты федерации являются монархиями, организация центральной власти имеет республиканские признаки (Малайзия, ОАЭ).
Все государственные образования являются членами союза (штаты провинции, земли, каноны), как правило, имеют собственные выборные законодательные органы (они могут быть как однопалатными, так и двух палатными). Обычно однопалатные законодательные органы и нижняя палата двухпалатного парламента избираются тем же способом, что и федеральный парламент – компетенция, внутренняя организация и процедура деятельности парламентов субъектов федерации в целом аналогична той, что имеет место в представительных федеральных органах.