Политический режим: понятие, виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 19:26, курсовая работа

Краткое описание

Государственное устройство – одна из составляющих формы государства, которая отражает специфику его территориальной организации. Только после изучения устройства государства можно утверждать, что сделан еще один шаг на пути постижения такого сложного, социального института, каким является государство.
Формы государственного устройства вызывают живой интерес исследователей: в последние годы этой проблеме уделяется большое внимание. Работы, так или иначе затрагивающие различные аспекты обозначенной темы, можно условно разделить на две группы. К первой относятся труды, в которых государственное устройство рассматривается в качестве составной части боле широких тем.

Содержание

Введение
3
Понятие формы государства. Форма правления
5
Форма государства: понятие, причины многообразия
5
Монархия: понятие, виды
9
Республика: понятие, виды
10
Форма государственного устройства: понятие, особенности
11
Унитарное государство: понятие, признаки
11
Федерация: понятие, особенности
15
Конфедерация: понятие, признаки
19
Политический режим: понятие, виды
25
Демократические режимы
25
Антидемократические режимы
28
Заключение
32
Практическое задание
34
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Куросвая (испр-2).doc

— 235.00 Кб (Скачать файл)

В федерациях с парламентской формой правления (Канада, ФРГ, Индия) исполнительный орган субъекта формируется парламентским путем и несет перед законодательным органом ответственность за свою деятельность. Субъекты некоторых таких федераций имеет высшее должностное лицо, выполняющее функции главы этого государственного образования. Там же, где такое должностное лицо не предусмотрено местными конституциями, его функции возложены на главу правительства субъекта федерации.16

Конституции некоторых федеративных государств предусматривают возможность заключения соглашений между федерацией и ее субъектами по вопросам, отнесенным к их компетенции. Следует, однако, иметь в виду, что путем заключения взаимных договоров и соглашений конституционное распределение компетенции между федерацией и ее субъектами изменятся, не может.

 

2.3. Конфедерация: понятие, признаки

Конфедерация – это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения каких-либо общих целей.

Отметим сразу, что не все юристы выделяют конфедерацию как одну из форм государственного устройства. В, частности, А.И.Коваленко вообще считает, что «к формам государственного устройства недопустимо относить конфедерацию: это временный союз государств для достижения определенных целей».17 В то же время, большинство авторов, делая соответствующие оговорки, рассматривают ее как международное объединение с элементами федерализма.

Обращает на себя внимание сходство (этимология) слов «федерация» и «конфедерация». В действительности эти понятия имеют не только внешние, но и содержательные совпадения, поскольку «оба выражают форму договорно-политического союза». Однако, и разница между ними принципиальная. Конфедерация, иначе говоря над - или сверх-федерация означает нечто, выходящее за пределы государственности, хотя и небезразличная для внутреннего государственного устройства.

Образование конфедерации порождает не союзное государство, а союз государств. Важно заметить, что межгосударственные отношения составляют объект международного права. Но такие союзы, конфедерации, определяют не только внешнеполитическое положение их участников, но и некоторые стороны национальной государственности. Поэтому конфедеративные и подобные им отношения непосредственно связаны с государственным правом.

Конфедерация представляет собой союз государств, объединившихся на основании договора, для осуществления общих политических целей и обязующихся согласовано принимать решения, в том числе по вопросам внутригосударственных отношений.

Юридической основой конфедерации является договор, заключенный государствами – союзниками. Этот договор или серия соглашений не является основным законом, не составляют конституцию. По своей природе они относятся к категории международных (межгосударственных) соглашений.

Члены конфедерации не совершают окончательной передачи своего суверенитета, политическая правоспособность в пользу союза. Они сохраняют государственность и право распоряжаться ею. Вместе с тем конфедерация отличается от обычных международных договоров и организаций.

Участие в конфедерации связывает ее членов обширным комплексом обязательств. Причем конфедерацию может интересовать не только внешняя политика, но и государственный строй, внутриполитическое состояние входящих в нее стран. Так, Союзное собрание – орган Германской конфедерации существовавшей с 1915 года до создания Германской империи – принимало решение, обязывающие союзников к принятию конституции, изданию законов, относящихся к правам подданных.18

Сохраняя государственность, участники конфедерации отказываются от самостоятельного решения ряда политических вопросов. В ведении конфедерации обычно передается рассмотрение вопросов обороны, финансовой политики, таможенного дела, совместного участия в международных отношениях. Для этих союзов характерно создание объединенных вооруженных сил. Возможно высокая степень общности в сфере кредитно-денежной системы, унификация правовых систем, статуса личности и др. институтов, регулируемых государственным правом.

Конфедерация имеет право принимать решения для выполнения возложенных на нее функций. Процедура применения и правовое значение этих решений имеют существенные особенности. Обычные международные организации издают рекомендации либо вырабатывают тексты конвенций, которые подлежат подписанию руководителями присоединившихся государств и последующей ратификации. В конфедерации решения принимают союзные органы, и обязывающее значение этих решений могут получить из союзного договора, т.е. без непосредственного участия глав государств и парламентов, без дополнительных процедур парафирования (подписания) и ратификации.

В то же время решения, издаваемые конфедерацией, не являются законами: «Их следует определить все же, как акты международного, а не национального права»19. Эти права и обязанности не для граждан, не для юридических лиц, а в отношение собственно государств. За нарушение актов, указанных конфедерацией, она не может наказать лиц, являющихся непосредственными виновниками, поскольку члены союза сохраняют право юрисдикции на своей территории. Конфедерация может привлечь к ответственности само государство, где происходят нарушения ее актов, предпринять против него экономические санкции и далее вооруженные действия силами других членов конфедераций.20

Глава конфедерации обладает председательскими, координационными, но не руководящими (императивными) полномочиями, присущими многим главам государств.

Не являясь государством, конфедерация не может устанавливать государственно-правовые отношения с отдельными лицами. Следовательно, учреждение конфедерационного гражданства в принципе невозможно.

Конфедерация имеет более широкие возможности привлечения финансовых средств, чем другие международные организации. Отказ отдельных ее членов от финансирования может повлечь санкции, применяемые конфедерацией к нарушителям. В то же время в конфедерации нет соответствующей налоговой системы. Ее бюджет пополняется взносами государства, а не за счет взимания средств с налогоплательщиков.

Бесспорным является право государства на выход из конфедерации: «Конечно, оставление союза может встретить фактические препятствия, осложниться требованиями др. конфедератов исполнять ранее принятые государством обязательства. Однако обладание суверенитетом дает полную свободу выбора в вопросе участия в политических объединениях».21 Выход из конфедерации осуществляется по соглашению участвующих сторон либо в результате простой денонсации государством договора о создании союза (одностороннего отказа от участия в союзе). Сецессия из конфедерации может состояться и в случае, если союз прекратит существование в силу окончания действия союзного договора.

Ряд признаков дает повод расценивать межгосударственные объединительные тенденции в Европе и на территории бывшего СССР как конфедеративные по своей природе.

Европейское экономическое сообщество также может быть сопоставлено с понятием конфедерации. Основанием тому является не только перспективы дальнейшей консолидации стран ЕЭС, но и нынешнее состояние этой организации. Укажем на следующие особенности, приближающие ЕЭС к системе конфедеративных отношений:

ЕЭС учреждено в 1957 г. Документом о создании сообщества и основах его организации является Римский договор. (В последующем нормативно-учредительная основа Сообщества неоднократно дополнялась);

ЕЭС имеет союзные органы. Нормотворческие полномочия закреплены за Советом (Совет министров стран-участниц). Комиссия европейского сообщества разрабатывает решения, принимаемые Советом, и является административным учреждением союза. Ее членов назначают решением правительства стран-участниц из числа лиц, которые отличаются независимостью и общей компетентностью. Созданы также отраслевые подразделения – Европейское объединение угля и стали, Европейское сообщество по автономной энергетике со своими органами. Органы сообщества формируются по принципу делегирования от каждой из стран-участниц.

Только Европейский парламент формируют сами избиратели непосредственно. Однако он не наделен решающими полномочиями, а является «совещательным и контрольным органом».22

Члены ЕЭС используют общую юрисдикцию для решения споров, вытекающих из участия в сообществе – Европейский суд. Европейский суд дает толкование и применяет право договоров, лежащих в основе Сообщества.

Суду подведомственны споры между государствами, входящими в Сообщество, между органами Сообщества и странами-участницами и даже споры с участием частных лиц и компаний

ЕЭС принимает обязывающие решение, в том числе по вопросам национальной юрисдикции сторон – «присоединяясь к Европейскому экономическому сообществу, страны-участницы, передают часть своей правотворческой власти Сообществу и связывают себя правом Сообщества».23

Свой бюджет Сообщество формирует путем взимания с государств 4-х видов сборов: около 1,5% от сумм налога на добавленную стоимость, взимаемых каждым государством на своей территории; компенсационные сборы; суммы от таможенных пошлин; взносы, пропорциональные размеру валового продукта стран-участниц;

В литературе много говорят о высоком уровне единства Европейского экономического сообщества.24 Многие авторы считают, что ЕЭС представляет собой сегодня настоящую конфедерацию.25

Итак, конфедерации представляют собой объединение государств, которые сохраняют свою независимость, имеют собственные органы государственной власти и управления и при этом создают специальные объединенные органы для координации действий в определенных целях (военных, внешнеполитических, экономических).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Политический режим: понятие, виды

 

3.1. Демократические режимы

Демократический политический режим - это такой режим, при котором источником власти является народ.26

Он основывается на демократических методах и средствах властвования и политического участия народа в принятии властных решений. Характеризуется следующими чертами:

1. Источником власти в государстве является народ. Он избирает власть и наделяет ее правом решать любой вопрос, опираясь на собственное мнение. Законы страны защищают народ от произвола власти и власть от произвола отдельных людей;

2. Политическая власть носит легитимный характер и осуществляет свои функции в соответствии с принятыми законами. Основной принцип политической жизни демократического общества - "гражданам разрешено все, что не запрещено законом, а представителям власти - только та деятельность, которая предусмотрена соответствующими подзаконными актами";

3. Для демократического режима характерно разделение властей (отделение друг от друга законодательной, исполнительной и судебной власти). Парламент наделен исключительным правом издавать законы. Высшая исполнительная власть (президент, правительство) имеет право законодательной, бюджетной, кадровой инициативы. Высший судебный орган наделен правом определять соответствие издаваемых законов конституции страны. В условиях демократии три ветви власти уравновешивают друг друга;

4. Демократический режим характеризуется правом народа влиять на выработку политических решений (путем одобрения или критики в средствах массовой информации, демонстраций или лоббистской деятельности, участия в предвыборных кампаниях). Политическое участие народа в выработке принимаемых решений гарантируется конституцией страны, а также международными правовыми нормами;

5. Важной характеристикой демократического политического режима является политический плюрализм, предполагающий возможность образования двух- или многопартийной системы, конкуренция политических партий и их влияние на народ, существование на законных основаниях политической оппозиции как в парламенте и вне его;

6. Демократический политический режим характеризуется высокой степенью реализации прав человека. К ним относятся нормы, правила и принципы взаимоотношений государства и граждан.

Демократия может осуществляться посредством двух форм: прямой (непосредственной) и представительной.

Прямая демократия позволяет осуществлять власть самим народом без политических посредников. Отсюда и ее название - непосредственная, т.е. та, которая проводится в жизнь через следующие институты прямого народовластия: выборы на основе всеобщего избирательного права, референдумы, сходы и собрания граждан, петиции граждан, митинги и демонстрации, всенародные обсуждения.

Одни из них - выборы, референдумы - четко регламентированы соответствующими нормативными актами (конституцией, специальными законами), носят императивный (обязательный) характер и не нуждаются в санкции государственных структур, другие имеют консультативный характер. Однако независимо от юридической природы различных институтов прямой формы демократии их влияние на механизмы принятия политических решений трудно переоценить, так как в них находит выражение воля народа.

К положительным моментам прямой демократии можно отнести то, что она: дает больше возможностей (по сравнению с представительными институтами) для выражения интересов граждан и их участия в политическом процессе; в большей мере обеспечивает полную легитимизацию власти; обеспечивает контроль за политической элитой и т.п.

Информация о работе Политический режим: понятие, виды