Политический режим: сущность и типы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2015 в 13:18, контрольная работа

Краткое описание

Понятие «политический режим» (от лат. regimen, от фр. regime — управление) появилось в научном обороте во второй половине XX в. Это явление политической жизни и политической системы общества в целом. В исследовании политических режимов наибольший опыт накопила западная политическая наука. Советское обществоведение долго уходило от этого понятия вообще, оперируя одним понятием — политическая система. Политический режим как теоретическая категория существовал только в науке о государстве и праве, в тесной взаимосвязи с такими категориями, как форма правления и форма государственного устройства.

Содержание

Введение 3

1. Политический режим: сущность и содержание 4
2. Характеристика основных типов политических режимов 7
2.1. Тоталитарный политический режим 7
2.2. Авторитарный политический режим 10
2.3. Демократический политический режим 12

Список использованной литературы 16

Вложенные файлы: 1 файл

готов реферат 1.doc

— 102.00 Кб (Скачать файл)

       В современном  мире демократические режимы  наиболее распространены в экономически  развитых странах с устойчивыми  традициями демократии, либерализма  и плюрализма, активистской политической  культуры. В основе демократического устройства общества лежат следующие принципы: признание суверенитета народа, воли большинства в качестве источника государственной власти; выборность основных органов власти и должностных лиц, их подчиненность избирателям; подконтрольность и ответственность государственных органов, формируемых путем назначения, перед выборными учреждениями; провозглашение основных демократических прав и свобод, равенство всех граждан перед законом, обеспечение равного права граждан на участие в управлении государством; легальное существование плюрализма во всех сферах общества,  наличие развитой многопартийности, соревнование политических партий, существование на законных основаниях политической аппозиции как в парламенте, так и вне его; реальное существование принципа разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную; доминирование методов убеждения, согласования, компромисса над методами насилия, принуждения, пресечения; абсолютный приоритет правовых медов власти.

Для демократического режима характерен принцип взаимной ответственности граждан и государства. Закон защищает не только граждан от власти, он и власть от граждан. Как правило, в конституции закрепляется отношение к народу как к суверенному источнику власти. С формальной точки зрения демократия – это власть процедуры. При этом режиме особое значение придается личным и деловым качествам представителей власти.  Демократия как тип политического режима невозможна без развитого демократического сознания [4].

Для установления демократического режима необходим целый ряд условий, способных обеспечить демократизацию общества. Это: наличие гражданского общества, государственное единство, определенный уровень экономического развития с сопутствующим ему благосостоянием граждан, наличие массового среднего класса, а также политической культуры активистского характера. Однако наличие всех этих условий не всегда обеспечивает осуществление перехода к демократии. Этот процесс состоит из трех стадий: либерализации (на ней происходит закрепление некоторых гражданских свобод при сохранении недемократического характера режима); демократизации (для нее характерно внедрение политических институтов, способных изменить прежний режим) и консолидации (закрепление демократического режима).

Как особый тип политического режима выделяется еще и либерально-демократический режим. Это переходной тип, который устанавливается в обществе на этапе его трансформации из тоталитарных режимов и демократические. При этом режиме отчуждение от власти носит относительный характер. Власть, как правило, готова обсуждать с обществом свои решения, но она сама определяет меру, степень и характер участия масс в политической жизни общества. Роль общества еще сильно ограничена. Оно может влиять на процесс принятия решения, но не может выбирать, может советовать, но не может требовать, может думать, но не может решать. С точки зрения допустимого и запретного действует принцип «позволено все, что не ведет к смене власти».

В современной политологии понятие демократии включает в себя не только нормативное определение системы политического направления и ее характеристики, но также мировоззренческие подходы к отношениям между людьми, философские, этические и другие основания существования человечества в условиях современности. Что же касается идеалов демократии, то они остались неизменными, за исключением одного – сейчас гораздо больше внимания уделяется отдельной личности, ее мнению и интересам, активности в сфере политики. Это обстоятельство побуждает многих политических мыслителей современного мира разграничивать демократию в идеальном смысле этого понятия и ее политическое, институциональное основание, свойственное современным государствам, которое принято называть полиархией. Это политический порядок, отличающийся в самом общем виде двумя масштабными характеристиками: гражданские права предоставлены сравнительно высокой доле взрослых, а сами эти права позволяют проявлять несогласие и путем голосования смещать высших должностных лиц в управлении. Характерными чертами полиархии являются: выборные должностные лица; свободные и честные выборы; всеобщее голосование, не ограниченное практически никакими цензами; право каждого гражданина претендовать на выборную должность; свобода слова и т.д.

Демократию можно классифицировать также исходя из того, кто имеет приоритет – личность, социальная группа или народ. Выделяют следующие модели демократии: индивидуалистические; плюралистические; коллективистские.

Идея автономии личности, ее первичности по отношению к народу является определяющей в индивидуалистических теориях и моделях. Данный подход выделяет личность из общества и государства. Главной задачей для такой демократии является создание институциональных и правовых гарантий для индивидуальной свободы. Личность признается главным источником власти, ее права всегда приоритетны перед правами государства.

Плюралистические модели исходят из того, что реальным творцом политики является не личность, не народ, а заинтересованная группа, ибо в группе формируются интересы, ценностные ориентации и мотивы политической деятельности. Назначение демократии, по их мнению, состоит в представлении всем гражданам возможности открыто выражать свои интересы. Сторонники такой демократии считают, что государство должно поддерживать социально ущемленные группы и отдельные личности с целью повышения их жизненных шансов и укрепление социальной справедливости.

        В конечном  итоге демократия выглядит как  форма правления, обеспечивающая баланс между конфликтующими экономическими, религиозными, профессиональными, этническими, демографическими и другими группами; которая исключает монополию какой-либо одной группы на принятие решений и препятствует власти действовать в интересах какого-либо одного слоя.

 Коллективистские модели демократии  имеют ряд таких общих черт, как отрицание автономии личности; первичность народа в осуществлении  власти, отношение к нему как  к единому целостному организму; абсолютность власти большинства, его приоритет перед меньшинством и отдельной личностью.

Эти модели демократии в современном мире приживаются плохо, ибо общество осознает, что власть народа, даже большинства, не может быть реализована без гарантий индивидуальной свободы,  без принятия основополагающих прав личности [1]. Теории демократии разделяются на группы также в зависимости от того, какая форма демократии преобладает – прямая или представительная.

       Прямая демократия  – непосредственное участие населения  в политической жизни и в  процессе принятия в политических решений (референдумы, всеобщее обсуждение тех или иных вопросов политической жизни).

Представительная демократия строится не на принципе прямого волеизъявления народа. А на делегировании полномочий через свободные выборы тем или иным представителям (парламенты и другие выборные органы и учреждения).

В мировой политической науке существуют еще и ценностные и рационально-утилитарные теории демократии. В ценностных теориях демократия рассматривается как воплощение определенной системы ценностей, таких как свобода, равенство, справедливость, участие и т.д.  в рационально-утилитарных концепциях демократия рассматривается как наиболее разумная форма организации общества.

В настоящее время общество осознает, что современные формы демократии не являются идеальными. Не случайно крылатой стала фраза, сказанная когда-то У Черчиллем:»Демократия – очень плохая форма правления, но человечество, к сожалению, не придумало пока ничего лучшего».

   

        

 

 

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной  литературы

 

 

  1. Политология: учеб. для вузов / С.В. Решетников, Н.П. Денисюк, М.Ф. Чудаков и др.; под ред. С В Решетникова. – 5-е изд. –Мн.: ТетраСистемс, 2005.-448.
  2. Политология: уч. пособие для вузов / Н.П. Денисюк, Т.Г. Соловей и др./ МН.: «ТетраСистемс» 1996 – 384.
  3. Политология: Курс лекций/ Н.П. Денисюк, Т.Г. Соловей, Л.В. Старовойтова и др. , 2-е изд. испр. и доп. – Мн.: «ТетраСистемс» 1997 – 384.
  4. Политология: Практич. Пособие/ Н.Н. Белякович – Мн.: «Молодежное научное общество», 2001 -248.

 

 

 

 

 

 

 


 



Информация о работе Политический режим: сущность и типы