Политология как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 16:04, реферат

Краткое описание

Политология – это наука о политическом устройстве общества. В первую очередь объектом изучения политологии является власть. Кроме этого, объектом изучения политической науки является политика, политическая сфера общественной жизни. Предметом политологии являются закономерности взаимоотношений социальных субъектов по поводу политической власти.

Вложенные файлы: 1 файл

Политология как наука.docx

— 47.77 Кб (Скачать файл)

- ограничение государственной  власти.

 

Основные признаки правового государства:

 

1. Осуществление государственной власти в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную, судебную с целью не допустить сосредоточения всей полноты государственной власти в чьих-либо одних руках, исключить ее монополизацию, узурпацию одном лицом, органом, социальным слоем, что закономерно ведет к "ужасающему деспотизму" (Ш. Монтескье).

2. Наличие  Конституционного Суда - гаранта  стабильности конституционного  строя - органа, обеспечивающего  конституционную законность и  верховенство Конституции, соответствие  ей законов и иных актов  законодательной и исполнительной  власти.

3. Верховенство  закона и права, что означает: ни один орган, кроме высшего представительного (законодательного), не вправе отменять или изменять принятый закон. 4. Связанность законом в равной мере как государства в лице его органов, должностных лиц, так и граждан, их объединений.

5. Взаимная  ответственность государства и  личности:

личность  ответственна перед государством, но и государство не свободно от ответственности  перед личностью за неисполнение взятых на себя обязательств, за нарушение  норм, предоставляющих личности права.

6. Реальность  закрепленных в законодательстве  основных прав человека, прав  и свобод личности, что обеспечивается  наличием соответствующего правового  механизма их реализации, возможностью  их защиты наиболее эффективным  способом - в судебном порядке.

7. Реальность, действенность контроля и надзора  за осуществлением законов, иных  нормативно-правовых актов, следствием  чего является доверие людей  государственным структурам, обращение  для разрешения сугубо юридических  споров к ним, а не, например, в газеты, на радио и телевидение.

8. Правовая  культура граждан - знание ими  своих обязанностей и прав, умение  ими пользоваться; уважительное  отношение к праву, противостоящее "правовому нигилизму" (вера  в право силы и неверие в силу права).

 

Гражданское общество – это системы самостоятельных  и независимых от государства  общественных институтов и межличностных  отношений, которые создают условия  для самореализации индивидов и  отдельных коллективов

Гражданское общество - это негосударственная часть  общественно-политической жизни; это  совокупность общественных отношений, формальных и неформальных структур, обеспечивающих условия политической деятельности человека, удовлетворение и реализацию разнообразных потребностей и интересов личности и социальных групп и объединений.

 

    Идея гражданского  общества возникла в середине 17-го века. Впервые термин "гражданское  общество" был употреблен Г.  Лейбницем (1646 - 1716), немецким философом,  ученым и общественным деятелем. Значительный вклад в разработку  проблем гражданского общества  внесли Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш.  Монтескье.

    Концепция  гражданского общества в работах  этих мыслителей базировались  на идеях естественного права  и общественного договора.

 

структуру гражданского общества. Основными ее элементами являются:   

Политические партии.

Общественно-политические организации и движения (экологические, антивоенные, правозащитные и т. п.).

Союзы предпринимателей, ассоциации потребителей, благотворительные  фонды.

Научные и культурные организации, спортивные общества.

Муниципальные коммуны, ассоциации избирателей, политические клубы.

Независимые средства массовой информации.

Церковь.

Семья.

 

  1. Политическая  культура как основа политических поведения, ее структура.

Политическая  культура — часть общей культуры, включающая исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и  навыки, непосредственно влияющие на политическое поведение. Политическая культура является одним из основных понятий сравнительной политологии, позволяющих проводить сравнительный  анализ политических систем мира.

Политическая  культура - это система исторически  сложившихся, относительно устойчивых ценностей, установок, убеждений, представлений, моделей поведения, проявляющихся  в непосредственной деятельности субъектов  политического процесса и обеспечивающих воспроизводство политической жизни  общества на основе преемственности.

Структура политической культуры

   Структура  политической культуры делится  на три части: культура политического  сознания, культура политического  поведения, культура функционирования  политических институтов.

   Эти три элемента подразделяются  на подструктуры.

   Культура политического сознания  делится на три подструктуры:

  ≈ политические представления  и убеждения; политические установки;

  ≈ политические ценности, традиции, обычаи, нормы.

   Культура политического поведения  включает в себя:

  = культуру политического участия;

  = культуру политической деятельности.

   Культура функционирования политических  институтов делится на три  подструктуры:

 ■ культуру электорального процесса;

 ■ культуру восприятия и регулирования социально-политических конфликтов;

 ■ культуру принятия и реализации политических решений.

 

  1.   Избирательная система: типы и основные процедуры избирательного процесса. Избирательная система Республики Беларусь.

Избирательная система –  это совокупность правил, приемов  и процессов, обеспечивающих и регулирующих легитимное становление представительных государственных органов политической власти.

Избирательная система —  это правила организации и  проведения выборов, а также под  счета результатов голосования.

Выделяют три основных вида избирательных систем:

мажоритарная;

пропорциональная;

смешанная.

 

Мажоритарная  избирательная система – это  система большинства. Это значит, что избранным считается кандидат, получивший большинство голосов  избирателей. Система формирования выборных органов власти через персональное (индивидуальное) представительство  называется мажоритарной

Пропорциональная  система применяется при выборах  по большим многомандатным избирательным  округам, по партийным спискам.

 

 

Согласно  данным нормативным правовым актам  избира тельная система Республики Беларусь — это мажоритарная система абсолютного большинства. Причем это большинст во неодинаково при избрании Президента страны, депу татов нижней палаты Национального собрания и депута тов местных Советов. Президентские выборы считаются со стоявшимися, если в них участвовало более 50% граждан, включенных в списки для голосования. Победа признается за кандидатом, который набрал более 50% голосов изби рателей, принявших участие в голосовании. Если этого не произошло, то в двухнедельный срок проводится второй тур голосования по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов. Избранным считается тот кандидат, который при повторном голосовании набрал больше 50% голосов вы борщиков, принявших участие в голосовании. Выборы в Палату представителей и местные Советы при­знаются состоявшимися, если в них приняло не менее 25% граждан, включенных в списки избирателей. Избранным считается кандидат, набравший 25% + 1 голос избирате лей, принявших участие в голосовании. Если ни один кан дидат не получает требуемого числа голосов, то назнача ется второй тур выборов. В нем принимают участие два кан дидата, набравших больше всего голосов в первом туре.

 

В Республике Беларусь закреплены следующие принципы избирательного права:

þ     всеобщее избирательное право ,

þ     выборы являются свободными

þ     выборы являются равными 

þ     прямое избирательное право 

þ     тайное голосование 

 

 

  1. Политические партии: сущность, функции, типология.

 

Политическая  па́ртия (греч. Πολιτική — «искусство управления государством»; лат. pars — «часть») — особая общественная организация (объединение), непосредственно ставящая перед собой задачи овладеть политической властью в государстве или принять в ней участие через своих представителей в органах государственной власти и местного самоуправления.

 

выделяют  несколько основных функций.

1. Функция  выявления и формирования наиболее  существенных интересов тех социальных  групп или классов, интересы  которых данная партия собирается  отстаивать и на политическую  поддержку которых партия рассчитывает  опереться в своей борьбе за  власть. Эта функция реализуется  посредством составления партийных  программ, предвыборных платформ  партий, политических заявлений  партийных съездов, а также  при помощи широкого пропагандирования этих документов среди населения. Эту функцию можно обозначить как идейно-теоретическую или же функцию артикуляции интересов электората.

2. Электоральная.  Ее суть состоит в том, что  партии обычно выступают в  качестве наиболее активных субъектов  борьбы за завоевание политической  власти: подбирают и выдвигают  кандидатов на выборные должности,  координируют ход предвыборной  борьбы, участвуют в финансировании  избирательных кампаний и т.п.

3. Участие  в реализации государственной  власти через фракции в парламенте, а также через своих представителей, которых партия сумела провести  на те или иные выборные  должности(мэры, губернаторы, сенаторы, президент) или государственные посты (министры, руководители органов местной исполнительной власти и т.д. )

4. Политических  партий — политическая активизация  и консолидация политических  усилий широких слоев избирателей.  Формами такой активизации могут  стать политическая агитация  в печати, по радио, телевидению,  на митингах, проведение собраний, шествий и т.п. Существуют и  иные, более современные технологии  активизации широких слоев населения,  которые основаны на использовании  новейших достижений в таких  сферах знания как обработка  и передача информации.

5. Формирование  кадрового резерва профессиональных  политиков, отбора наиболее подходящих  кандидатов на различные политические  должности. Иногда эту функцию  обозначают как функцию «политического  рекрутирования».

6. Шестая  функция партии заключается в  том, что она выступает в  качестве своеобразного связующего  звена между обществом и государством, между народом и властью.

 

Существуют  различные способы классификации (типологизации) политических партий – по социальному и идеологическому признакам, по организационной структуре, по ориентации и методам достижения целей, по отношению к существующему режиму.

1. Социальный  признак – какие социальные слои (страты) представляет данная партия. Возможна четко выраженная ориентация партии на определенный социальный слой (класс). Встречаются также межклассовые смешанные партии, представляющие более широкие слои различных социальных общностей. В результате возникают партии:

- буржуазные (в том числе мелкобуржуазные  и среднебуржуазные);

- крестьянские;

- рабочие;

- партии служащих  и др.

2. Идейный  (идеологический) признак – носителем какой политической идеологии (мировоззрения) является партия. По этому признаку выделяют:

- консервативные;

- либеральные;

- социалистические (социал-демократические);

- коммунистические;

- националистические;

- фашистские;

- клерикальные (религиозные) и другие партии.

 

 

Ориентация  и методы достижения целей. По этому  принципу классификации выделяют «левые», «правые» партии и политический центр.

«Левые» партии исповедуют социалистические, коммунистические ценности социального равенства  и часто предлагают радикально-революционные  методы их достижения. Поэтому их называют также революционные партиями.

«Правые»  партии в основном ориентируются  на консервативные буржуазные ценности, неприкосновенность частной собственности, стабильность политической системы, исходят  из признания естественного неравенства  членов общества, отрицают идеалы социального  равенства и революционные методы переустройства общества. Поэтому их называют также консервативными  партиями.

 

Отношение к  существующему режиму. По этому признаку выделяют правящие, оппозиционные и  авангардные партии.

Правящие  партии – это партии, которые  победили на выборах и сформировали правительство.

Оппозиционные партии – это партии, проигравшие  на очередных парламентских выборах  и в связи с этим лишенные реальной возможности влиять на формирование правительства.

 

  1. Партийные системы и их типология. Партии в Республике Беларусь

 

Партии в  процессе своей деятельности вступают между собой в определенные отношения, которые именуются партийной  системой. Участники партийной системы  — все партии, в том числе  легальные и полулегальные, партии с высоким и низким уровнем  влияния на политическую жизнь страны. Таким образом, партийная система  общества — это совокупность всех существующих и действующих в  стране политических партий с принципами их взаимоотношений

Информация о работе Политология как наука