Политология как наука и учебная дисциплина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 00:28, контрольная работа

Краткое описание

Представление о политике как искусстве возможного возникло уже в античной политической мысли, равно как и мысль о том, что ее изучение должно подчиняться логике научных понятий и процедур. Взаимосвязь практического освоения политического искусства и более углубленного изучения путем сравнительного научного, теоретического и философского многообразных политических процессов очевидна, поскольку обе данных процедуры имеют универсальный и творческий характер.

Содержание

1. Политика как общественное явление: Концептуальные подходы
2. Предмет, метод и функции политологии
3. Структура и методология политического знания
4. Значение ценностей в изучении политики
5. О месте политологии в системе общественных наук

Вложенные файлы: 1 файл

политология.docx

— 81.89 Кб (Скачать файл)

   Таким спасительным средством является постоянное обращение политической антропологии к данным современной этнологии, этнографии, теоретической археологии и др. Собранный этими науками материал позволяет гораздо шире рассматривать как феномен политического, так и место человека в нем.

    Основным ценностным ориентиром политической антропологии является положение, сформулированное А.С. Панариным следующим образом: “Не человек для общества, а общество дл человека". Проблема человеческого измерения политики, соотношения целей “большой политики” с запросами личности, ценностями индивидуального блага требует гуманитарной экспертизы, которую, в частности обеспечивает и политическая антропология путем анализа актуальных проблем гуманизации политики, защиты человека от жестких политических технологий.

    В современной российской гуманитарной сфере политическая антропология играет особенно важную роль при рассмотрении проблем распределения власти, разумного разграничения экономики и политики, политики и культуры, политики и идеологии. Трагические эксперименты по созданию “нового человека” в советскую эпоху, попытки тоталитарных диктатур “национализировать” не только частную собственность, но и личность привели в России и в других странах, где проводился аналогичный эксперимент, к появлению своеобразного “гуманитарного ренессанса” в форме постмодернизма, неонатурализма, стремящихся к реабилитации человека, гармонизации его жизни с природным окружением (экологические движения), к созданию новых социально-политических условий.

    Основными принципами антропологической переориентации гуманитарного знания являются:

а) Принцип многообразия - отказ от любого одномерного подхода  к политической деятельности и к  проблеме “человек - политическая система", сводящего человеческий фактор к  роли винтика политической “мегамашины".

б) Принцип целостности - признание человека самодостаточным существом, живущим в соответствии с собственным предназначением (природным, социальным), самоутверждающимся путем воспроизводства своей сущности в пространстве и времени.

в) Принцип универсализма - преодоление любых сектантских  представлений о торжестве “избранного  народа” (народов, цивилизаций) или  класса, породивших в ХХ в. геноцид  и рецидивы варварства и даже феномен самоистребления народа в результате социалистических экспериментов.

г) Принцип субстанциональности - признание неотъемлемых прав человека, соотнесение с ними любых политических реалий, процессов и действий, решение  проблемы соотношения социологического и антропологического в пользу последнего, соотнесение с ним политического  сознания и политических теорий.

д) Принцип свободы - рассмотрение индивида как носителя качеств, не предопределенных, не запрограммированных строго социальной системой. Признание постоянной возможности проявления “альтернативного сознания” на всех уровнях - воображения, воли и политического действия.

Процесс взаимодействия между  различными политическими науками  происходит непрерывно и его результаты никогда не могут считаться окончательными: до тех пор, пока заимствованный материал не прошел проверки в рамках заинтересованной в заимствовании дисциплины, никто  не может сказать с полной определенностью  насколько он может оказаться  полезным. Тем не менее, постоянно  возникающее у исследователей искушение  к заимствованию из других родственных  областей знания, иногда наугад, часто  оказывается непреодолимым, даже если шанс совершить новое открытие является минимальным.


Информация о работе Политология как наука и учебная дисциплина