Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 19:26, реферат
Реальное место и роль главы государства в осуществлении государственной власти зависит от формы правления и сложившегося политического режима в стране. Глава государства может стоять вне ветвей государственной власти, может быть включен в исполнительную власть и стоять во главе ее, а может быть включен и в законодательную, и в исполнительную, и даже в судебную ветви власти.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава государства…………………………………………………………………4
Виды глав государств……………………………………………………………..7
Полномочия главы государства………………………………………………...10
Полномочия в области государственного регулирования…………………….10
Внешнеполитические полномочия………………………………………………11
Полномочия в судебной области………………………………………………..15
Полномочия в законодательной области и чрезвычайные полномочия……..16
Заключение………………………………………………………………………20
Список использованной литературы…………………………………………...22
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава государства…………………………………………………
Виды глав государств……………………………………………………
Полномочия главы
государства……………………………………………….
Полномочия в области государственного регулирования…………………….10
Внешнеполитические полномочия………………………………………………11
Полномочия в судебной области………………………………………………..15
Полномочия в законодательной области и чрезвычайные полномочия……..16
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы…………………………………………...
Введение
Во
всех современных государствах имеется
институт главы государства. Глава
государства рассматривается
Обычно главой государства выступает либо выборный президент (в республиках) либо наследственный монарх. Реже встречаются монархи, замещающие свой пост путем избрания (Малайзия, ОАЭ).
В системе высших органов власти зарубежных стран глава государства занимает юридически первое место, хотя его фактическая роль в большинстве случаев отнюдь не соответствует этому положению.
Реальное
место и роль главы государства
в осуществлении
Глава государства
Институт главы государства является неотъемлемой частью механизма осуществления власти во всех современных государствах.
Главой государства принято называть официальное лицо (орган), занимающее, как правило, формально высшее место в иерархии государственных институтов и осуществляющее представительство страны во внутриполитической жизни и в отношениях с другими государствами.
Глава государства бывает единоличным и коллегиальным. В первом случае это монарх или президент, во втором - обычно постоянно действующий орган парламента, им избираемый. В прошлом это были президиумы высших представительных органов, постоянные комитеты, государственные советы в странах тоталитарного социализма - в СССР, Болгарии, Венгрии, Польше и др. В настоящее время подобным органом является Государственный совет на Кубе, где нет президента (по конституции глава государства - председатель Государственного совета). В КНР по конституции главой государства является избираемый парламентом Председатель республики, но многие функции главы государства он выполняет совместно с Постоянным комитетом Всекитайского собрания народных представителей, а некоторые такие функции осуществляет сам Постоянный комитет. В Иране эти полномочия разделены между Руководителем государства, избираемым особым образом из высших духовных лиц - мусульман, и Президентом республики. В ОАЭ существует «коллективный монарх», в Малайзии - выборной монарх.
Во всех развитых демократических государствах осуществление государственной власти основано на принципе разделения законодательной, исполнительной и судебной властей. Каждая ветвь власти отличается определенной самостоятельностью, и в то же время все они взаимодействуют между собой в процессе осуществления власти. В разных странах глава государства в соответствии с их конституциями рассматривается либо как неотъемлемая составная часть парламента, т.е. законодательной власти, поскольку без его подписи закон недействителен (монарх в Великобритании, президент в Индии), либо как глава исполнительной власти и одновременно глава государства (Египет, США), либо как лицо, являющееся только главой государства и не входящее в какую-либо ветвь власти (Германия, Италия). Он может быть символом государственности, как монарх в Японии, властным арбитром по отношению к другим институтам государства, как президент Франции, единоличным властителем (Оман, Саудовская Аравия).Однако в большинстве развитых государств глава государства этих функций не выполняет. Вопрос о правовом статусе государства должен решаться каждый раз конкретно в зависимости от особенностей конституционного строя, урегулированности положения главы государства действующей Конституцией, национальным законодательством и практикой функционирования государственных институтов. Априорная оценка места и роли главы государства, его отнесение к той или иной ветви власти неоправданны. Здесь необходим конкретный анализ.
Конституционно-правовая доктрина многих стран рассматривает институт главы государства в качестве гаранта национального единства, обеспечивающего одновременно преемственность и стабильность государственной власти, взаимодействие различных ее ветвей. В этих условиях ассоциирование главы государства с какой-либо одной ветвью власти может нарушить баланс государственных властей, а следовательно исказить применение самого принципа разделения властей.
Правовой
статус главы государства и его
реальная роль в процессе осуществления
власти зависят от формы правления
и характера политического
Виды глав государств
В современных зарубежных странах главой государства по общему правилу выступает либо выборный президент, либо наследственный монарх. Весьма редко встречаются монархи, замещающие свой пост на основе выборов (например, в Малайзии и Объединенных Арабских Эмиратах). В некоторых странах Латинской Америки, Азии и Африки лица, занимающие пост главы государства и именуемые президентами, не избирались, а были назначены военными округами или иными политическими группировками в результате государственных переговоров.
В значительной части развитых государств единоличным главой государства остается монарх. Почти половина всех западноевропейских стран сохраняет монархическую форму правления (Великобритания, Бельгия, Нидерланды, Дания, Швеция, Норвегия и др., в 1947 г. реставрирована монархия в Испании). Своеобразен институт монархического главы государства в бывших доминионах (Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.). Главой государства здесь формально является британский монарх, представленный генерал-губернатором, хотя условия назначения (избрания) и объем полномочий последнего определяются национальным законодательством и зависят от расстановки политических сил в стране.
Преобладающая тенденция в освободившихся странах - отказ от монархической формы правления и замена наследственного главы государства выборным президентом. По этому пути пошло подавляющее большинство бывших британских доминионов в Азии и Африке (Индия, Пакистан, Шри-Ланка, Кения, Нигерия и др.) Ликвидированы монархии в Ливии, Южном Йемене, Эфиопии, Афганистане и других странах.
Вместе с тем институт монархического главы государства продолжает играть значительную роль во многих странах Востока. Для этих стран характерна активная роль монарха в руководстве и управлении делами государства. В его руках сосредоточена исполнительная власть. Он обладает большими полномочиями в законодательной и судебной областях. Таково, в частности положение главы государства в дуалистических монархиях (например, в Марокко, Иордании, Кувейте). Неограниченной властью располагает глава государства в абсолютной монархии. Иногда монарх является не только светским, но и религиозным главой подданных (теократическая монархия в Саудовской Аравии).
Сохранение
монарха в качестве единоличного
главы государства в ряде зарубежных
стран отражает заинтересованность
их правящих кругов в использовании
института, который в наименьшей
степени подвержен влиянию
Несмотря
на высокую степень
Сохранение
монарха в качестве единоличного
главы государства в
Полномочия главы государства
Полномочия в области государственного регулирования.
Глава государства играет важную роль в формировании правительства. Однако степень его воздействия на правительственную политику и круг реально осуществляемых в области государственного управления полномочий значительно различаются.
В парламентарных республиках и монархиях глава государства не может назначить правительство, которое не располагает поддержкой парламентского большинства. Соответственно замещение поста премьер-министра руководителем политической партии, победившей на парламентских выборах, происходит почти автоматически. Так, в Великобритании на пост премьер-министра монарх может назначить только лидера партии, одержавшей победу на выборах в Палату общин. Монарх связан результатами выборов. Однако если ни одна из партий не получила большинства мест в парламенте или если внутри партии нет общепризнанного лидера, то роль главы государства в формировании правительства заметно возрастает. Он получает возможность маневрирования и может отдать предпочтение одному из кандидатов. Значительна роль главы государства в формировании правительства в странах, где обычно ни одна из партий не располагает большинством в парламенте.
В странах, в которых глава государства наделен правительственной (исполнительной) властью, его полномочия в области государственного управления значительно более широки.
В
президентских и
В странах, в которых глава правительства выступает как единоличный носитель исполнительной власти, он играет решающую роль в определении программы правительственной деятельности; ему принадлежит право принятия окончательных решений. От имени главы государства и за его подписью издаются важнейшие акты исполнительной власти.
Информация о работе Полномочия в законодательной области и чрезвычайные полномочия