Полномочия президента РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 13:40, курсовая работа

Краткое описание

Помимо научной литературы, автор в своем исследовании опирается в первую очередь на основной закон Российской Федерации – Конституцию РФ, Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты Президента РФ и другие нормативно – правовые акты. Объектом исследования данной работы служат полномочия президента РФ в сферах внутренней и внешней политики, предметом исследования являются общественные отношения, связанные с рассмотрением полномочий президента РФ. Цель работы состоит в рассмотрении полномочий президента РФ. Во взаимодействии Президента РФ со всеми ветвями власти РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
1. НЕКОТОРЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА В СФЕРЕ ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКИ……………………………………………………………………………….5
2. ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА В СФЕРЕ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ……………………………………………………………………………...16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………...24

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая (Автосохраненный).docx

— 52.81 Кб (Скачать файл)

Как глава государства, осуществляющий высшее представительство в международных  отношениях, Президент по Конституции  осуществляет руководство внешней  политикой РФ.

Осуществляя внешнеполитический курс, Президент РФ устанавливает прямые контакты с главами других государств, систематически ведет прямые телефонные переговоры с главами государств и премьер-министрами некоторых сопредельных стран и других государств, участвует лично в важнейших международных совещаниях и т. п. [15, c. 403]

Согласно ст. 86 Конституции  РФ  Президент Российской Федерации:

а) осуществляет руководство  внешней политикой Российской Федерации;

б) ведет переговоры и  подписывает международные договоры Российской Федерации;

в) подписывает ратификационные  грамоты;

г) принимает верительные  и отзывные грамоты аккредитуемых  при нем дипломатических представителей.

Самое важное из полномочий Президента РФ в сфере внешней политики записано в пункте «а» этой статьи, где говорится, что Президент РФ осуществляет руководство внешней политикой РФ. Формы осуществления этого полномочия весьма многочисленны: подготовка послания Федеральному Собранию, в котором определяются и основные направления внешней политики, назначение на должность министра иностранных дел, назначение и отзыв после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

 В качестве руководителя  внешней политикой России Президент  РФ ведет переговоры и подписывает  международные договоры РФ, подписывает  ратификационные грамоты. Согласно ст.2 Федерального закона «О международных договорах РФ» установлено, что международный договор РФ означает международное соглашение, заключенное РФ с иностранным государством или государствами либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования. Президент Российской Федерации как глава государства представляет РФ в международных отношениях и в соответствии с Конституцией РФ и международным правом ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ без необходимости предъявления полномочий (статья 12 Закона).

Согласно пункту «г» статьи 86 Конституции Президент РФ принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей. Верительная грамота свидетельствует о том, что данное лицо назначено полномочным представителем соответствующего иностранного государства. Отзывная грамота удостоверяет факт прекращения полномочий представителя иностранного государства в связи с окончанием его миссии и вручается перед его отбытием из России.      

Под руководством Президента России действует Совет по внешней политике при Президенте Российской Федерации, являющийся координационным органом, осуществляющим предварительное рассмотрение и межведомственную проработку вопросов внешней политики, а также подготовку соответствующих предложений для Президента Российской Федерации. К основным задачам Совета относятся, в частности, подготовка рекомендаций по определению основ внешней политики Российской Федерации и осуществлению руководства ею в соответствии с полномочиями Президента Российской Федерации, а также разработка предложений по обеспечению согласованного взаимодействия федеральных органов государственной власти в области внешней политики. Совет информирует Президента о внешнеполитических аспектах деятельности федеральных органов государственной власти, анализирует и прогнозирует международную обстановку и изучает общественное мнение по вопросам внешней политики в России, а также участвует в подготовке проектов нормативных правовых актов по вопросам внешней политики Российской Федерации. В состав Совета входят по должности, в частности, руководители Министерства иностранных дел, Министерства обороны.       

 В проведении внешней  политики Российского государства  участвует и Правительство Российской Федерации, которое в соответствии со ст. 114 Конституции РФ осуществляет меры по реализации внешней политики Российской       

 Руководство внешней  политикой со стороны Президента  Российской Федерации в значительной  степени проводится через федеральное  Министерство иностранных дел,  глава которого — министр иностранных  дел — в соответствии со  сложившейся международной практикой  по всем вопросам внешних сношений, так же как и Президент, представляет  государство по должности, т.е.  без специальных полномочий.  
       Министерство иностранных дел Российской Федерации в соответствии с Положением «О министерстве иностранных дел РФ», утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14 марта 1995г., является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в области отношений Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями. Министерство иностранных дел Российской Федерации подведомственно Президенту Российской Федерации по вопросам, закрепленным за Президентом Конституцией РФ, в соответствии с законодательными актами РФ.      

К основным задачам Министерства иностранных дел относятся, в  частности, разработка общей стратегии  внешней политики Российской Федерации  и представление соответствующих  предложений Президенту, а также  реализация внешнеполитического курса  страны. К основным задачам Министерства иностранных дел отнесена и координация  международных связей субъектов РФ.  
       Кроме Министерства иностранных дел России рядом федеральных министерств и ведомств решаются внешнеполитические вопросы, отнесенные к их ведению федеральными законами, указами Президента и постановлениями Правительства. Это относится к Министерству внешних экономических связей, Министерству финансов и Министерству по сотрудничеству с государствами – участниками СНГ. 
       Личное участие Президента Российской Федерации в осуществлении внешнеполитических функций государства проявляется также в том, что он в соответствии с Конституцией подписывает международные договоры Российской Федерации. Значение этой акции Президента очень велико. Ведь международные договоры Российской Федерации, как указано в ст. 15 Конституции РФ, являются составной частью российской правовой системы, и если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, в этом случае применяются правила, установленные международным договором.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что:

1) Президент РФ определяет  основные направления внешней политики государства и осуществляет руководство внешней политикой;

2) Президент РФ ведет  переговоры и подписывает международные  договоры Российской Федерации;

3) Президент РФ подписывает  ратификационные грамоты, то есть  документы, подтверждающие, что подписанный  договор признается государством  в качестве обязательного для  него. Ратификацию самих международных договоров осуществляет Федеральное Собрание путем принятия соответствующих федеральных законов;

4) Президент РФ принимает  верительные и отзывные грамоты  аккредитуемых при нем дипломатических представителей. Эти грамоты адресуются главой иностранного государства Президенту РФ. Отзывные грамоты прекращают полномочия дипломатических представителей;

5) Президент РФ назначает  и отзывает после консультаций  с соответствующими комитетами  и комиссиями палат Федерального  Собрания дипломатических представителей  Российской Федерации в иностранных  государствах и международных  организациях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основные полномочия Президента РФ можно разделить на несколько  основных групп: Полномочия Президента РФ, связанные с формированием других государственных органов и по оказанию воздействия на их деятельность; связанные с деятельностью Федерального собрания; в области внутренней политики; в области обороны и внешней политики и другие полномочия Президента РФ. Осуществление этих полномочий предполагает определенные права и функции президента в законодательном процессе.

Президент Российской Федерации  является главой государства, гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина.

По мнению автора, первая из основных функций Президента РФ – быть гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В силу этого он, прежде всего, должен обеспечить положение, при котором все органы государства выполняют свои конституционные обязанности, не выходя за пределы своей компетенции. Президент должен находиться в органической связи со всеми структурами публичной власти, а не возвышаться над ними. Этот простой вывод можно сделать, прочитав Конституцию Российской Федерации, которая исходит из того, что никакой государственный орган не может претендовать на суверенное осуществление всей полноты государственной власти в стране. Сама государственная власть не делится между органами - она едина. Можно говорить лишь о практической необходимости разграничения функций между органами, осуществляющими соответственно законодательную, исполнительную и судебную власть.

Во-вторых, Президент РФ - это влиятельная, активная политическая сила, которая может и оказывает  значительное воздействие на всю  систему государственной власти, на внутреннюю и внешнюю политику страны.

Важнейшие функции Президента связаны с исполнительной властью. Так, Президент оказывает решающее влияние на формирование и отставку Правительства, вправе председательствовать на заседаниях Правительства и т.п.

Исключительное законодательное  право Президента — издавать указы  и распоряжения, причем они не должны противоречить Конституции и  федеральным законам. Это требование Конституции определяет подзаконность правотворческой деятельности Президента.

Сказанное о высокой роли Президента РФ как главы государства  не означает, что его правомочия ничем не ограничены, и он может взять на себя решение любого вопроса. Как видно из приведенных конституционных положений, рамки его деятельности определяются Конституцией РФ и федеральным законодательством, базирующихся на принципе разделения властей. Вместе с тем на этой основе на Президента РФ возлагается задача обеспечения условий нормального и согласованного функционирования всех ветвей власти и их институтов, верховного контроля за практической реализацией указанного принципа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно–правовые акты и другие официальные документы

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.: в ред. от 21.01.2009 // Российская газета. – 2009. – № 4831.
  2. Уголовный кодекс РФ (по состоянию на 20 сентября 2011 года). Комментарии к изменениям, принятым в 2010 – 2011 гг. – Новосибирск: Норматика: Сиб.унив. изд – во, 2011. 160 с.
  3. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве РФ» (ред. от 02.03.2007)
  4. Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 № 1-ФКЗ «О военном положении» (одобрен СФ ФС РФ 16.01.2002)
  5. Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» (ред. от 07.03.2005)//«Собрание законодательства РФ» от 04.06.2001 № 23
  6. Федеральный конституционный закон от 26.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе РФ» //URL: http://base.garant.ru/12119586/
  7. Федеральный закон от 31.05.1996г. № 61- ФЗ «Об обороне» //URL: http://base.garant.ru/135907/
  8. Федеральный закон от 26.02.1997 № 31 - ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ» //URL: http://base.garant.ru/136945/
  9. Федеральный закон от 15.07.1995 № 101 - ФЗ «О международных договорах РФ» //URL: http://base.garant.ru/10103790/
  10. Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. N 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» (с изменениями от 21 июня, 9 сентября 2000 г., 30 января 2001 г., 6 апреля, 5 октября 2004 г., 21 марта 2005 г., 11 апреля 2008 г., 30 апреля 2009 г., 12, 19 января, 7 сентября 2010 г.) //URL: http://base.garant.ru/12119586/
  11. Указ Президента РФ от 23.12.2001 № 1474 «О внесении дополнений в указ Президента РФ от 30.12.1995 № 1341 «Об установлении почетных званий РФ, утверждении положений о почетных званиях и описания нагрудного знака к почетным званиям РФ» //URL: http://base.garant.ru/1587427/
  12. Указ Президента РФ от 27.11.2009 № 1255 «О внесении изменений в положение о Министерстве иностранных дел РФ, утвержденное Указом Президента РФ от 11.07.2004 № 865» //URL: http://base.garant.ru/12170682/

 

Специальная литература

  1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для вузов/ М.В. Баглай - 6 - е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2007. - 768 с.
  2. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Козлова Е.И. - 3 - е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2010. - 587с.
  3. Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / Бархатова Е.Ю. - М.: Проспект, 2010. - 256 с.
  4. Гончаров В.В. Место и роль института Президента Российской Федерации в системе исполнительной власти / Гончаров В.В. // Юридический мир. - 2010. - № 3 - С. 55 - 60.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Полномочия президента РФ