Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 12:44, контрольная работа
1.1 Избирательная система в Российской Федерации.
1.2 Понятие и принципы избирательного права.
Цели изучения: ознакомление студентов с понятием избирательной системы и избирательного права.
Студент, изучивший данную тему должен:
а) знать содержание предмета избирательное право;
б) уметь объяснить функции избирательного права;
в) разбираться в принципах избирательного права.
При изучении данной темы необходимо:
а) обращаться к данным лекциям;
б) верно ответить на тест по данной теме;
в) изучать основную и дополнительную литературу.
Крайне
редко используется мажоритарная система
квалифицированного большинства, когда
требуется поддержка 2/3 или 3/4 от общего
числа поданных голосов (нашла применение
в Чили при выборе депутатов Парламента).
3.3 Пропорциональная система
Пропорциональная
система предполагает голосование по
спискам партий, что означает выделение
многомандатного округа (округом является
вся территория страны) либо нескольких
округов. Это наиболее распространенная
система (страны Латинской Америки, Бельгия,
Швеция и др.). Смысл этой системы заключается
в том, чтобы каждая партия получала в
парламенте число мандатов, пропорциональное
количеству поданных за нее голосов. При
всей демократичности у этой системы есть
один недостаток. Она гарантирует представительство
даже мелких партий, что при парламентской
или смешанной формах правления создает
проблемы с формированием правительства.
Такое становится возможным, когда ни
одна из партий не имеет в парламенте абсолютного
большинства или не может его создать,
не вступив в коалицию с другими партиями.
Во многих странах пытаются сгладить этот
недостаток, а также излишнюю фрагментацию
партий, вводя "избирательный порог"
(барьер) - наименьшее количество голосов,
необходимое для избрания одного депутата.
Обычно в разных странах это 2-5%. Например,
в России этот порог составляет 5% голосов
избирателей.
Существует множество вариантов пропорциональной
системы голосования.
3.4 Достоинства и недостатки пропорциональной и мажоритарной систем
Идеальной избирательной системы не существует. Каждая из них имеет свои достоинства и недостатки.
В
ряде стран (Германия, Болгария) пытаются
найти компромисс между двумя
системами выборов и используют
различные варианты смешанной системы,
которая предполагает сочетание элементов
пропорциональной и мажоритарной систем
(Аним. 12). Например, в России
при выборах в Государственную Думу половина
депутатов (225 человек) избирается по мажоритарной
системе относительного большинства,
а вторая половина - на основе системы
пропорционального представительства
политических партий по общефедеральному
избирательному округу. Используется
система закрытого списка.
В политологии активно обсуждается вопрос
о влиянии систем голосования на конфигурацию
партийной системы страны и характер межпартийных
взаимоотношений.
Французский
политолог М.
Дюверже вывел закономерность,
которая получила название "закона Дюверже" .
Согласно этому закону, мажоритарная система
относительного большинства способствует
становлению двухпартийной системы (чередование
двух крупных партий у власти). Объясняется
это тем, что избиратели будут стремиться
к "полезному" (стратегическому) голосованию, т.е. голосованию
за крупные партии, имеющие шансы на успех,
понимая, что голоса, поданные за мелкие
партии, "пропадут". В этом проявляется
своеобразный "психологический эффект"
избирательной системы. Мелкие партии
либо обречены на постоянное поражение,
либо вынуждены объединяться с одной из
партий - партий "фаворитов". Мажоритарная
система в два тура благоприятствует появлению
многочисленных и относительно стабильных
партий, зависящих друг от друга. Пропорциональное
представительство способствует формированию
многопартийности, состоящей из самостоятельных
и стабильных партий с жесткой структурой.
Подмеченная Дюверже закономерность не
является абсолютной и предполагает исключения.
Тема №4. Выборы в России: история и современность.
План
темы:
4.1 Выборы в истории России.
4.2 Выборы в современной России.
4.3 Выборы
в органы власти субъектов РФ и органы
местного самоуправления.
Цели изучения: ознакомление студентов с выборами в России в прошлом и настоящим.
Студент, изучивший данную тему должен:
а) знать историю выборов в России;
б) уметь охарактеризовать выборы в современной России;
в) разбираться в выборах в органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.
При изучении данной темы необходимо:
а) обращаться к данным лекциям;
б) верно ответить на тест по данной теме;
в) изучать основную и дополнительную литературу.
4.1 Выборы в истории России.
У института выборов в нашей стране есть прошлое. Достаточно вспомнить вечевые собрание в Новгородской республике, где выбирались князья и посадники, Земские соборы 16-17 вв., выборы органов местного самоуправления – земских учреждений в 19 в. Выборы ориентированные на формирование общегосударственного представительного органа, ведут свою историю в России с 1905 г., в связи с учреждением Государственной Думы.
Избирательную систему до 1917 г. отличали весьма жесткие возрастной и имущественные цензы.
По Конституции РСФСР 1918 г. была создана новая избирательная система. В ней исключилась всеобщность избирательного права за счет запрета на участие в выборах буржуазий, интеллигенции и духовенства. Выборы в советы были многоступенчатыми, а не прямыми. Тайного голосования не существовало.
Дальнейшая
трансформация избирательной
Радикальная
трансформация советской
4.2
Выборы в современной России.
В
1991 г. прошли первые в истории России
президентские выборы. Современная
избирательная система
Выборы Президента РФ проводятся по единому федеральному округу на основе мажоритарной системы абсолютного большинства.
Порядок формирования Федерального Собрания – является смешанным. Нижняя палата – Государственная Дума – формируется путем прямых выборов 450 депутатов. С 1993 г. эти выборы проводились на основе смешанной избирательной системы. 225 депутатов избирались по одномандатным округам на основе мажоритарной системы относительного большинства, 225 депутатов - по единому федеральному округу на основе пропорциональной системы. Законом «О выборах депутатов Государственной Думы» (от 2005 г.) предусматривается переход к пропорциональной системе с проведением выборов по единому округу.
Процедура формирования Совета Федерации претерпела за последние годы существенные изменения. В 1993 г. одновременно с выборами в Государственную Думу избирались 178 депутатов (по два от каждого субъекта Российской Федерации) и в Совет Федерации.
В соответствии с Законом 1995 г. Совет Федерации перестал избираться непосредственно народом. В его состав стали входить глава законодательного органа и глава исполнительной власти каждого субъекта РФ, которых избирали на региональных выборах.
В третий раз порядок формирования верхней палаты был изменен в 2000 году. Согласно новому Закону «О порядке формирования Совета Федерации» с 2002 г. в его состав входят по два представителя от каждого субъекта. Один – избирается законодательным органом и один назначается главой исполнительной власти.
Основные
параметры избирательной
Информация о работе Понятие избирательной системы и избирательного права