Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 16:41, реферат
Понятие “разделение власти” достаточно широкое и не отделимо от понятия “власти” и принимает при этом самые различные формы выражения. В связи с этим представляется целесообразным проследить исторический путь развития разделения власти к моменту его современного восприятия в правовом государстве в качестве одного из основополагающих принципов.
А поскольку законодательная власть является законодательной в обществе лишь потому, что она обладает правом создавать законы для всех частей и для каждого члена общества, предписывая им правила поведения и давая силу для наказания, когда они нарушены, постольку законодательная власть по необходимости должна быть верховной и все остальные власти в лице каких-либо членов или частей общества проистекают из нее и подчинены ей». Основной и конечной целью осуществления на практике теории разделения властей является предотвращение узурпации всей государственной власти одним лицом или группой лиц и сохранение целостности государственного механизма и всего общества. Несмотря на некоторые различия в понимании конечных целей теории разделения властей, многие авторы едины во мнении о том, что если в руках одного лица или органа сосредоточивается вся власть, «если один человек может создавать право, применять его и судить о его нарушениях, то в таких случаях свобода не может долго существовать». Конечно, «мы все еще можем голосовать один раз в четыре года. Но эти выборы неизбежно превратятся в формальный опрос, где единственным ответом в бюллетене будет только «да». Как применяются названные и иные положения, составляющие общую теорию разделения властей, на практике? Какие факторы влияют на данный процесс?
Чем
обусловливается национальная специфика
процесса применения теории разделения
властей в той или иной стране? На эти и
другие им подобные вопросы в западной
литературе единого ответа нет. Однако
если попытаться суммировать разноречивые
ответы и отвечать на эти и им подобные
вопросы кратко, то ответ звучал бы примерно
так: национальная специфика, равно как и
факторы, влияющие на процесс применения
теории разделения властей в той или иной
стране, обусловливаются особенностями
развития данной страны, характером и уровнем
развития ее государственного механизма,
экономики и общества. Разумеется, наряду
с такого рода объективными факторами
не менее важную роль играют и субъективные
факторы. Ибо без них (в частности, приверженности
или, наоборот, неприятия теории разделения
властей) просто невозможно было бы вести
речь о применении данной теории в той
или иной стране. Это очевидно, как, впрочем,
и то, что от того, как понимается теория
разделения властей, какие ее положения
выдвигаются на первый план, а какие остаются
незамеченными, чему уделяется первостепенное
значение, во
многом зависят характер и особенности
ее применения.
Если отвечать более обстоятельно на поставленные
вопросы, то ответ
нужно искать в специфике объективных
и субъективных факторов, существующих в
той или иной отдельно взятой стране, а
иногда и в особенностях международного
окружения. Например, со значительной
долей уверенности можно сказать, что не
будь на вооружении правящей элиты современных высокоразвитых
в промышленном отношении стран, оказывающих
на «пореформенную» Россию и другие бывшие
союзные республики большое влияние, принципа
разделения властей, то вряд ли он был
бы с такой высокой готовностью воспринят
новыми, в основном прозападными, политическими
элитами в этих «нарождающихся демократиях».
Не следует забывать, что теория
разделения властей — это не только и
даже не столько «формально-
юридическая», сколько политическая и
идеологическая теория.
Степень и характерные особенности процесса
реализации данной концепции
в той или иной стране во многом зависят
от таких конкретных факторов, как:
а) форма правления государства. Президентская
республика, каковой
являются, например, США, в гораздо большей
степени тяготеет к разделению властей,
нежели конституционная монархия в Бельгии,
Великобритании, Швеции или любой иной
стране;
б) форма государственного устройства.
В федеративном государстве,
например, в отличие от унитарного значительный
акцент по вполне понятным причинам делается
не только на разделение властей по «горизонтали»
(между центральными органами государства),
но и по «вертикали» (между центром и субъектами
федерации);
в)
политический режим. Современные демократические
политические
режимы, как правило, прокламируют и придерживаются
(по крайней мере
теоретически) принципа разделения властей.
В то время как тоталитарные и
автократические режимы, даже тогда, когда
заявляют о приверженности
принципу разделения властей, на деле
имеет место лишь разделение властных функций;
г) существующие исторические, национальные
и политические традиции, а
также сложившаяся политическая практика
в той или иной стране.[20]
Наряду с названными действуют и иные
объективные и субъективные
факторы, влияющие на процесс реализации
в разных странах теории разделения властей.
Их много. Они весьма разнообразны и многочисленны.
О преимуществах и недостатках каждого
из них идут споры. Глубокое и разностороннее
их изучение позволит создать более полное
представление не только об основных положениях
теории разделения властей, но и об особенностях
национальной практики их применения.
2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ
РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ
В обоснование классового компромисса между враждующими социальными группами с учетом реального соотношения их сил и влияния во Франции в середине 18 века состояло существо доктрины разделения властей, разработанной Ш. Л. Монтескье.
Политическая свобода, говорит автор «Духа законов», имеет место лишь при умеренных правлениях, ее нет ни в аристократии, где вся власть принадлежит одной знати, ни в демократии, где господствует народ. Чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором законодательная, исполнительная и судебная власти были бы разделены и могли взаимно сдерживать друг друга. Все погибло бы, подчеркивал Монтескье, если бы в одном и том же лице или учреждении, составленном из сановников, из дворян или простых людей, были бы соединены эти три власти.
Исходя из этого, Монтескье
предлагает каждому сословию (классу)
предоставить часть верховной власти.
Так, законодательную власть, по его мнению,
необходимо поделить между буржуазией
и феодалами, образовав двухпалатный парламент,
состоящий из собрания представителей
народа и из аристократической знати Исполнительную
власть можно сохранить у дворянства оставив
ее королевскому правительству, которое,
однако, должно стать ответственным перед
народным представительством, т. е. буржуазией.
Судебная власть, которую Монтескье, в
отличие от Локка, специально выделил
в триаде властей, может быть доверена
не какому либо постоянному органу, а выборным
лицам из народа привлекаемым к отправлению
правосудия на определенное время. Нужно,
чтобы судьи были одного общественного
положения с подсудимым, равными ему, чтобы
ему не показалось, что он попал в руки
людей, склонных притеснять его.
В случае важных обвинений подсудимому предоставляется право отвода судей. Задача суда состоит в том, чтобы решения и приговоры всегда были лишь точным применением закона.
«Таким образом, — считает Монтескье, — судебная власть, столь страшная для людей, не будет связана ни с известным положением, ни с известной профессией; она станет, так сказать, невидимой и как бы не существующей».
Благодаря такой ее организации судебная власть становится социально и политически нейтральной и не сможет превратиться в деспотическую. Поэтому, делает вывод Монтескье, «из трех властей... судебная в известном смысле вовсе не является властью» и, следовательно, нет необходимости как в ее ограничении другими властями, так и во вмешательстве суда в законодательство и управление. Исходя из этого, в дальнейшем Монтескье рассуждает, в основном, о разделении политических сил и полномочий между законодательной и исполнительной властями.
Подобно многим своим предшественникам Монтескье считает, что для обеспечения эффективности управления необходимо рациональное разделение труда в сфере государственной жизни. Он отмечает, что каждая из трех ветвей власти в соответствии со спецификой ее функций должна осуществляться особым самостоятельным органом. Однако Монтескье идет гораздо дальше в исследовании системы государственных органов, характера взаимоотношений между ними, механизма их взаимодействия и противодействия в целях предотвращения произвола и обеспечения свободы личности. Монтескье неоднократно подчеркивает важность независимости властей и органов, их осуществляющих, в отношении условии их формирования, сроков деятельности, а также их взаимной несменяемости. Он считает недопустимым, чтобы одни и те же лица принимали участие в осуществлении функций более чем одного из трех органов правления, например, чтобы министр или судья заседали в парламенте, а депутат проводил в жизнь законы и отправлял правосудие.
Особое значение Монтескье придавал своей идее равновесия властей и системе «сдержек и противовесов». Он считает необходимым установить такие взаимоотношения между выделенными им властями, чтобы они, самостоятельно решая государственные задачи, каждый своими правовыми средствами, могли в то же время уравновешивать друг друга, предотвращая возможность узурпации полномочий верховной власти каким-либо одним учреждением. Так, исполнительная власть, будучи, по мнению Монтескье, подзаконной, должна, однако, ограничивать действие законодательного собрания, которое иначе сосредоточит в себе деспотическую власть. Поэтому монарх, личность которого священна, наделяется правом вето при утверждении законопроектов, обладает законодательной инициативой, по его указу созывается и распускается парламент. Вместе с тем законодательная власть, хотя и не вправе, по терминологии Монтескье, «останавливать» требующую быстрых решений деятельность исполнительных органов, однако она полномочна контролировать, каким образом приводятся в исполнение созданные ею законы, и правительство обязано давать отчет парламенту о своем управлении.
В отличие от Локка, который разделение властей трактовал как их сотрудничество и тесное взаимодействие на основе преобладания законодательной власти над исполнительной, Монтескье подчеркивал необходимость полного равновесия, независимости и даже обособления властей. Это, однако, не означало их неограниченности. Наоборот, согласно Монтескье, ни одна власть не должна вторгаться в компетенцию другой, но каждая из них, защищая себя от возможного вторжения, вправе контролировать и сдерживать другую власть, предотвращая превышение полномочий, злоупотребления и деспотизм.
Разработанная
Монтескье сложная система «
При обосновании теории
В частности, сложное построение законодательной власти в лице нижней палаты как выборного органа народных представителей и верхней палаты как наследственного собрания аристократической знати, «обладающего правом отменять решения народа», точно так же, как и «народ может отменять его решения», — было основано у Монтескье на структуре английского парламента.
Однако Монтескье, идеализируя английскую систему правления и следуя в этом отношении Локку, обратил внимание лишь на внешнюю сторону английской конституционной системы. В действительности в Англии не существовало разделения властей в том смысле, в каком его понимал Монтескье. По свидетельству крупного английского государствоведа В. Беджгота, английская конституция построена по принципу единой верховной власти, причем эта решающая власть находится в руках одних и тех же людей. В Англии не было и строгого обособления трех отраслей власти между различными государственными органами. Английский король как носитель исполнительной власти мог также принимать участие и в законодательстве, действуя совместно с обеими палатами («король в парламенте»), и в судопроизводстве, назначая, помимо избираемого населением суда присяжных также несменяемых, пожизненных «коронных судей» с широкой компетенцией.
Английский парламент также не ограничивался одной только законодательной деятельностью и мог принимать участие в управлении. Так, он был вправе подвергать ответственности министров королевского кабинета, решать важнейшие финансовые вопросы, определять порядок организации армии. Также и в области судопроизводства парламент мог рассматривать (в верхней палате) дела по обвинению в государственных преступлениях лиц знатного сословия. В тот период, характеризовавшийся, как уже отмечалось, компромиссом буржуазии с либеральным дворянством, все сферы государственной власти несли на себе отпечаток политического господства этих двух классов, одинаково заинтересованных в предотвращении «неконтролируемого» влияния широких народных масс на решение государственных дел.
Доктрина разделения властей по своей политической направленности в интерпретации Локка и особенно Монтескье носила умеренный, компромиссный характер и представляла собой идеологическое обоснование классового блока буржуазии и дворянства в ходе буржуазных революций XVII—XVIII вв. В этой теории наиболее ярко и зримо отразились противоречия перехода от феодального общества и государства к буржуазному со всеми его позитивными и негативными проявлениями. Следовательно, при оценке теории разделения властей важно учитывать ее историческую прогрессивность неизбежную ограниченность.
Учение
о разделении властей в условиях
абсолютизма того времени служило главным
образом предотвращению беззакония и
произвола со стороны королевской администрации,
обеспечению основных прав и свобод человека.
Это само по себе имело, несомненно, важное
прогрессивное значение. Концепция разделения
властей способствовала укреплению новых,
буржуазных общественных отношений и
созданию соответствующей им организации
государственной власти.
В общем русле на зревших политических реформ шло требование того, что бы управление страной осуществлялось в соответствии с законами, установленными выборными представительными органами. Серьезным шагом вперед в развитии политической мысли и конституционной практики была разработка принципов и организационных начал деятельности государственных органов, исследование основных направлений их взаимодействия, способов « форм их соучастия в осуществлении государственных дел
Однако классовая сущность этой доктрины, выразившей притязания буржуазии на политическую власть и готовой в целях обеспечения «умеренного правления» поделить ее с либеральным дворянством, сводилась к отказу от народного суверенитета. Опасаясь «деспотизма большинства», Монтескье считал, что народ, будучи некомпетентным в государственных делах, не вправе принимать активные решения, связанные с исполнительной деятельностью, — все его участие в управлении должно быть ограничено избранием представителей.
Информация о работе Понятие и история возникновения разделения властей