Понятие и особенности политической коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 20:32, реферат

Краткое описание

К научным трудам, раскрывающим природу коммуникации как результат общественного развития, анализирующим принципы функционирования и структуру политической коммуникации, относят работы как отечественных ученых – М.М. Бахтин, В.П. Конецкая, Г.Г. Почепцов, А.И. Соловьев и зарубежных – Ч. Кули, П. Лазарсфельд, М. Маклюэн, Ю. Хабермас. Несмотря на наличие научной литературы по проблемам политической коммуникации и смежных с ней проблем, общие принципы и подходы, объединенные в рамках предмета исследования работы, мало актуализируются и разрабатываются. Состояние изученности проблемы в сочетании с ее актуальностью определяет необходимость настоящего исследования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1.Политическая коммуникация: теоретико-методологические основы исследования
1.1 Понятие политической коммуникации…………………............................5
1.2 Теории политической коммуникации………………..................................7
1.3 Структура и модели политической коммуникации………………………8
2. Специфика политической коммуникации в современном обществе
2.1 Средства коммуникации в процессе политической деятельности……..13
2.2 Особенности политической коммуникации в информационном обществе……………………………………………………………………….15
Список использованной литературы…………………………………………22
Заключение………………………………………………………………….....23

Вложенные файлы: 1 файл

Политическая коммуникация.doc

— 110.00 Кб (Скачать файл)

Второе допущение  касается вопроса привлечения населения. Информационный поток и обмен  информацией облегчают привлечение  обывателей к участию в политическом процессе, а также организацию  и осуществление политиками, активистами и другими заинтересованными лицами самого этого процесса. Кроме того, возможность широкого доступа к информации ускорит развитие различных политических процессов. Более низкие издержки на организацию коллективных действий посредством Интернета будут наиболее выгодны для определенной группы населения, а именно той, которая либо находится вне рамок традиционных государственных и частных организаций, не вовлечена в бизнес, либо не входит в какие-либо профессиональные организации.

Исследователи видят перспективы в потенциале Интернета, и не только в том, чтобы  сделать политическую связь и  поток информации более эффективными и прозрачными, но также, чтобы использовать любой удобный случай для участия  граждан в политических процессах. Наиболее значительными являются:

- Более эффективное  управление посредством эффективных  организационных действий

- Более эффективная  связь между политикой и гражданами

- Активация  и мотивация, направленные на  вовлечение граждан в политику  за пределами Интернета посредством самого Интернета

- Более практичные  политические решения вследствие  объединения знаний граждан, основанных  на опыте.

2. Электронная демократия как  компьютеро-опосредованная форма  политической коммуникации

Концепции электронной  демократии относятся к теориям, которые рассматривают компьютеры и/или компьютерные сети в качестве важнейшего инструмента в работе демократической политической системы. «Электронная демократия» - это любая демократическая политическая система, в которой компьютеры и компьютерные сети используются для выполнения важнейших функций демократического процесса, таких как распространение информации и коммуникация, объединение интересов граждан и принятие решений (путем совещания и голосования). Эти концепции отличаются по возможности использования прямой или репрезентативной формы демократического правления и по степени активности граждан в государстве. Общим у этих концепций является уверенность в том, что различные свойства новых средств информации, такие как интерактивность, более быстрые способы передачи информации, возможности связи большого количества пользователей друг с другом, изобилие информации и новые пользовательские возможности по управлению процессами могут положительно влиять на демократическую политическую систему.

Во многих западных исследованиях  основной целью электронной демократии декларируется повышение уровня политического участия.

Следует заметить, что массовое политическое участие - лишь одна из множества ключевых функций  политики средствами Интернета. Равными по значимости функциями Интернета, способными усилить институты представительной демократии, являются: обеспечение условий для конкуренции партий и соревнования кандидатов, активизация и привлечение гражданского общества, обеспечение прозрачности и повышение ответственности в процессе принятия решений, а также их эффективное доведение от властных структур до граждан. Для переходных (транзитных) обществ (Россия в их числе) эти функции даже более важны, чем уровень массового участия.

Наибольшие перспективы в России имеет процесс использования Интернет-технологий для дальнейшего расширения возможностей существующий системы представительной демократии и развития процессов «электронной демократизации». Ее основной смысл заключается в использовании Интернета для следующих целей: 1) расширения доступа избирателей и СМИ к законотворческой деятельности; 2) снижения издержек по формированию ассоциаций и объединений избирателей; 3) повышения эффективности обратных связей между избирателями и их представителями в законодательных органах власти.

3. Электронное правительство

Дискуссия об электронной  демократии в последние годы смещается  в сторону обсуждения проектов электронного правительства.

В российском случае электронное правительство  означает в первую очередь повышение эффективности механизмов контроля государства над гражданами в сферах сбора налогов, борьбы с преступностью и т.д. В федеральной целевой программе «Электронная Россия на 2002-2010 гг.» под электронной Россией понимаются федеральные и региональные органы власти, министерства и ведомства, комиссии и комитеты. Западный подход подразумевает, помимо облегчения коммуникации, усиление контроля граждан над правительством, что связано, в первую очередь, с введением публичных оценочных показателей деятельности последнего. Ни одной подобной программы в России нет и не разрабатывается. Даже в проекте «Глобальный портал развития», являющийся частью проекта Всемирного банка, реализация электронного правительства проходит через последовательные этапы одностороннего информирования граждан, предоставления сервисов, и лишь затем создание систем взаимодействия граждан и власти.

Нам представляется, что  реальной проблемой российского  государства на ближайшие годы становится не создание электронной власти, но формирование информационного дизайна, который бы позволил в будущем успешно бороться с разделением общества и информационными разрывами между центром и регионами. Можно сказать, что институциональный дизайн включает в себя формирование единого информационного поля государства.

Проекты создания «электронного правительства» породили дискуссию: обязательно ли информационное общество является в то же время  открытым и гражданским? По-видимому, это необязательно. Вполне возможно, что такое информационное общество, насыщенное информатизацией, не будет открытым и даже гражданским. Напротив, благодаря технологии общество становится все более прозрачным для власти, а значит, более контролируемым. Плохо функционирующее государство отнюдь не станет лучше благодаря электронному правительству. Отсталое общество не перескочит из посттоталитарного в демократическое из-за того, что население получит доступ к тем или иным информационным ресурсам. Это опасные иллюзии, но они, к сожалению, достаточно широко распространены в России.

 

 

Заключение

 

Завершая анализ системы политической коммуникации, можно подвести следующие итоги:

- политическая  коммуникация представляет собой  процесс передачи, обработки и  обмена значимой политической  информации в обществе, где идет  непрерывный процесс взаимообмена информацией между политическими и общественными институтами, индивидами и социальными группами на всех уровнях социально-политического взаимодействия.

- информационный  обмен в рамках социальной  и политических систем общества  реализуется с помощью средств массовой коммуникации (телевидение, пресса и иные печатные СМИ, радио, глобальные компьютерные сети) и сочетает в себе широкий спектр форм и каналов связи; различные цели коммуникации (манипулирование, консенсус, диалог и др.) и участников процесса коммуникации (социальные группы, государственные структуры, коммерческие компании, отдельные индивиды и т.д.).

- политическая  коммуникация выступает как атрибут,  то есть необходимое, существенное, неотъемлемое свойство политической  деятельности в любом ее проявлении.

Эффективная политическая коммуникация становится основным фактором, определяющим функциональную эффективность  и дальнейшее развитие политической системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

 

1. Анохина Н.В., Малаканова O.A. Политическая коммуникация. Политический процесс: основные  аспекты и способы анализа.  М.: «Инфра-М». 2001. 304 с.

2. Березин В.М.  Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. М.: Рип-Холдинг. 2003. 174 с.

3. Вершинин М.С.. Политическая коммуникация в  информационном обществе: перспективные  направления исследований. «Актуальные  проблемы теории коммуникации».  Сборник научных трудов. СПб.: СПбГПУ. 2004. 362 с. 

4. Грачев М.Н. Политическая коммуникация: теоретические концепции, модели, векторы развития. М.: Прометей. 2004. 328 с.

5. Каптерев С.Е.  Политическая коммуникация: основы  управления избирательным процессом.  Новгород.: ННГУ. 2003. 342 с.

6. Кретов Б.Е. Средства массовой коммуникации - элемент политической системы общества. Социально-гуманитарные знания. 2000. № 1. 151 с.

9. Соловьев А.И.  Политическая теория. Политические  технологии. М. 2000. 559 с.


Информация о работе Понятие и особенности политической коммуникации