Понятие и социальные функции парламента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2014 в 13:33, реферат

Краткое описание

Цель данной работы – рассмотреть правовой статус парламента в зарубежных странах.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..
Глава I.Понятие и социальные функции парламента…………………
Глава II.Общая характеристика компетенции парламента………….
2.1.Законодательная компетенция парламента……………….
2.2.Финансовая компетенция парламента…………………….
2.3.Ратификация и денонсация международных договоров.
2.4.Делегирование полномочий парламента……………………
Глава III.Структура парламента и организация его палат………..
Глава IV.Специальные парламентские процедуры…………………
4.1. Процедура формирования государственных органов…
4.2. Парламентский контроль…………………………………
4.3.Судебные функции парламента……………………………..
Заключение…………………………………………………………………
Список используемой литературы………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

Парламент.docx

— 68.90 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление: 

Введение……………………………………………………………………..

 

Глава I.Понятие и социальные функции парламента…………………

 

Глава II.Общая характеристика компетенции парламента………….

 

            2.1.Законодательная компетенция парламента……………….

            2.2.Финансовая компетенция парламента…………………….

 2.3.Ратификация и денонсация международных договоров.

            2.4.Делегирование полномочий парламента……………………

Глава III.Структура парламента и организация его палат………..

Глава IV.Специальные парламентские процедуры…………………

            4.1. Процедура формирования государственных органов…

            4.2. Парламентский контроль…………………………………

            4.3.Судебные функции парламента……………………………..

Заключение…………………………………………………………………

Список используемой литературы………………………………………..

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Одной из составных тем курса конституционного права зарубежных стран является законодательная власть в зарубежных странах, которой в соответствии с концепцией разделения властей принадлежит первое место среди ветвей государственной власти. Законодательная власть осуществляется, прежде всего, общегосударственным представительным органом, который может иметь разные названия (национальное, народное собрание, конгресс, меджлис, Верховная Рада и т.д.), но за ним утвердилось обобщенное название «парламент».

Термин «парламент» обязан своим рождением французскому глаголу «парле» – говорить. Французский язык широко использовался аристократией в средневековой Англии, считающейся родиной парламента. Хотя предшественником парламента были представительные органы в Древней Греции и в Древнем Риме, сословно-представительные учреждения в начале средних веков в Европе, происхождение современного парламента связывают с событиями XIII-XIV вв. в Англии, когда власть короля была ограниченна собранием крупных феодалов, высшего духовенства, представителей городов и сельской местности (общин).

Цель данной работы – рассмотреть правовой статус парламента в зарубежных странах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I.Понятие и социальные функции парламента

 

Парламент (англ. parliament) - родовое название высшего общенационального представительного органа, главная функция которого заключается в осуществлении законодательной власти.

Парламент, как собственное наименование для обозначения высшего представительного органа, применяется в Великобритании, Франции, Италии, Канаде, Бельгии, Молдове, Казахстане и др.; в США и большинстве стран Латинской Америки парламент называется конгрессом, в Российской Федерации - Федеральным Собранием - Парламентом Российской Федерации, в Литве и  Латвии - сеймом и т.д.1

Впервые парламент был образован в Англии в XIII в. как орган сословного представительства; реальное значение приобрел после буржуазной революций XVII – XVIII вв. Название парламент устанавливается в Европе в первой половине XIXв. по французскому и английскому примеру. Между тем в дореволюционной Франции парламентом назывались не законодательные, а судебные органы округов. Существовавшие же до революции 1782г. во Франции сословные представительные органы назывались Генеральными Штатами. Но парламенты уже задолго до революции смотрели на себя не только как на судебные учреждения, но и как на органы, призванные контролировать законодательную деятельность королей с точки зрения соответствия королевских указов писаному праву или неписаным обычаям ("кутюмы"). В виду того, что французские короли пользовались парламентами для обнародования своих указов, парламенты считали себя вправе заносить их в книгу указов лишь после разбора публикуемого закона и критики его постановлений. Находя те или иные отступления от действующего права в предложенных для опубликования законах, парламенты давали королям представления об изменениях, соглашаясь на внесение их в книгу указов лишь после принятия этих изменений. Таким образом, парламенты вмешивались в законодательную деятельность королевской власти, присваивая себе функции законодательного контроля. В середине XX в. Парламенты вводили ту точку зрения, что верховные суды Франции составляют в своей совокупности «единый парламент Франции», стоящий на страже основных законов государства и прав подданных2. Поэтому естественно, что парламенты и само их название вытеснили в народном сознании Генеральные Штаты, сословные представительные органы, которые крайне редко собирались и были неспособны фактически бороться с самодержавными притязаниями королей. После эпохи французской революции законодательные органы народного представительства в самой Франции получают именно название парламент, а не Генеральных Штатов. Система, существующая во Франции, получила название «рационализированный парламентаризм».

В США форма общенационального представительного органа называется Конгресс (высший представительный и законодательный орган). Конгресс состоит из двух палат - палаты представителей и сената3. Работа конгресса нового созыва начинается в полдень 3 января на следующий год после проведения выборов. Заседает конгресс в Капитолии, г. Вашингтон, Федеральный округ Колумбия. Его роль в политическом механизме США определяется двумя конституционными факторами: федеративным устройством США и механизмом «разделения властей». Первый из них определяет предметы ведения конгресса. Второй - конкретные формы и объем реализации властных полномочий конгресса.

По вопросу о понятии парламента Германии существуют различные взгляды и в немецкой, и в нашей, отечественной литературе. В ФРГ есть два органа, участвующих в законодательстве: Бундестаг и Бундесрат (Союзный съезд и Союзный совет).

Современный парламент – это высший орган народного представительства, выражающий суверенную волю народа, призванный регулировать важнейшие общественные отношения главным образом путем принятия законов, осуществляющий контроль за деятельностью органов исполнительной власти и высших должностных лиц. Парламент обладает и многими иными полномочиями. Он формирует другие высшие органы государства, например, в некоторых странах избирает президента, образует правительство, назначает конституционный суд, ратифицирует международные договоры, заключенные правительством, объявляет амнистию и т.д. Концепция национального (народного) представительства, сложившаяся еще в XVIII-XIX веках, может быть изложена как совокупность следующих принципов:

- национальное (народное) представительство учреждается конституцией;

- нация (народ) как носитель суверенитета уполномочивает парламент осуществлять от его имени законодательную власть;

- с этой целью нация (народ) избирает в парламент своих представителей – депутатов, сенаторов и т.п.;

- член парламента – представитель всей нации, а не тех, кто его избрал, и 
потому не зависит от избирателей, не может быть отозван ими.

«Демократизация избирательного права, по внутренней логике развития парламентского представительства, вывела политические партии на господствующие позиции в демократическом процессе формирования общественного мнения и выражения воли народа в условиях парламентаризма»,— отмечают немецкие юристы4. И хотя юридическими средствами контроля за деятельностью своих депутатов политические партии обычно не располагают, тем не менее, фактически такой контроль осуществляют, ибо без их поддержки почти невозможно стать депутатом, а, став им - эффективно действовать в палате. Партии, в свою очередь, должны считаться с интересами своего электората и по возможности расширять его.

В силу этих обстоятельств, представительное правление приобретает демократические черты. Но это только фактически, а не по юридической модели.

Народное представительство (выражение и осуществление воли народа) - это основополагающий принцип демократически организованной государственной власти.

Выделяют следующие признаки государственной власти в форме представительной демократии5:

    • представительные органы по своему составу и характеру деятельности выражают, с одной стороны, совпадающие интересы всего народа, а с другой - интересы различных слоев населения;
    • эти органы занимают решающее место в системе органов государства;
    • обсуждают и решают вопросы на началах коллегиальности, равенства прав ее членов как участников этой коллегии;
    • избранные представители народа, территориального коллектива пользуются уважением со стороны других органов государства, избравшего их населения, помощью и поддержкой других государственных органов.

Указанный принцип реализуется путем конституционного закрепления представительной функции парламента, которая специально оговаривается конституциями большинства стран мира. Так, в Конституции США Нижняя палата Конгресса прямо названа Палатой представителей (разд.1 ст.1). Основной закон ФРГ устанавливает, что депутаты Бундестага являются представителями всего народа (ч.1 ст.28). Значение парламента в современном обществе огромно. Он является выразителем интересов различных политических сил, ареной поиска компромиссов. В ряде случаев, однако, в парламентской деятельности доминируют мелкие и мельчайшие интересы, личные амбиции, различные неформальные связи. Мировой опыт показывает, что парламент тогда выступает подлинным представителем нации (народа), когда в его составе имеются крупные политические объединения депутатов, выражающие интересы значительных слоев общества.

 

Глава II.Общая характеристика компетенции парламента

 

Для того чтобы парламент мог успешно реализовывать свои социальные функции, конституции наделяют его необходимыми полномочиями, которые образуют вместе с функциями его компетенцию. В зависимости от того, каков объем конституционной компетенции парламента, мы можем выделить три ее вида.

Считается, что в связи с концепцией верховенства парламента, парламенты с абсолютно неограниченной компетенцией существуют в большинстве стран англосаксонского права, где они могут принять решение по любому вопросу. Однако и в таких странах есть королевская прерогатива (например, вопросы войны и мира в Великобритании). В странах этой группы, где принято жесткое разделение власти (например, в США), а также там, где есть органы конституционного контроля, обладающие правом объявлять законы неконституционными, концепция верховенства парламента подвергается определенным ограничениям. Концепция неограниченных полномочий высшего представительного органа принята и в странах тоталитарного социализма.6

Парламенты с абсолютно ограниченной компетенцией существуют во Франции и в некоторых франкоязычных странах Африки, ее бывших колониях (Сенегал, Мадагаскар, Габон и др.). Они могут издавать законы-рамки, устанавливающие основы правового регулирования (детальную разработку осуществляет исполнительная власть), и «исчерпывающие законы» по вопросам, отнесенным к их компетенции. Все остальные вопросы составляют сферу так называемой регламентарной власти, по ним принимаются нормативные акты президента, правительства, министров.

В парламентах с относительно определенной, ограниченной компетенцией она как бы меняется, подвижная. Она присуща парламентам федеративных государств (Индия. Малайзия, Германия).

По иной классификации парламенты делятся на четыре группы - четыре модели парламентов, которые связаны с устройством высшей государственной власти.

Абсолютно неограниченная компетенция характерна для парламентских республик (Великобритания, Нидерланды, Италия, Германия, Австрия, Болгария, Венгрия и др.). Парламенты в своей работе основываются на принципе парламентского ответственного правления. Главный его признак - институт политической ответственности правительства. Им предоставлено право вотума (выражения недоверия правительству), право отправлять правительство в отставку.

Абсолютно ограниченная компетенция парламента присуща странам с президентской формой правления (США). Это парламенты тех стран, где существует жесткий принцип разделения властей. Парламенты не обладают правом вотума недоверия, а правительство — правом роспуска парламента, исполнительная власть наделена правом вето, законодательная — правом использовать импичмент и т.д.

Относительно определенная компетенция парламента характерна для стран, где существует смешанная форма правления, сочетающая элементы парламентской и президентской систем (Франция, страны СНГ, например Казахстан). Действует институт парламентской ответственности правительства, парламент наделен правом вотума недоверия правительству, президент - правом роспуска парламента.

Также нельзя не отметить страны, где парламент играет почти декоративную роль. Иногда применяется термин «консультативные парламенты» (Катар). Это законосовещательные органы, предусмотренные конституциями некоторых исламских стран (Кувейт, Бахрейн, Объединенные Арабские Эмираты). К этой же модели можно отнести парламенты в странах социалистической ориентации (КНДР, Куба, Китай, Вьетнам).7

Полномочия Парламента в демократических странах в целом аналогичны. К ним относятся: законодательные полномочия, утверждение государственного бюджета и отчета о его исполнении, ратификация международных договоров, принятие решения об объявлении состояния обороны и некоторые другие вопросы. И все же механизм реализации этих полномочий в некоторых государствах отличается большим своеобразием.

Прежде всего, рассмотрим ограничение сферы применения закона. Статья 34 Конституции Франции содержит конкретный перечень вопросов, по которым могут быть приняты законодательные акты или определены законом основные начала и принципы. Сфера законотворчества может быть расширена путем принятия специального органического закона. Практика Пятой республики не знает такого рода расширения сферы полномочий. Можно даже считать, напротив, что в связи с расширением сферы применения референдума несколько сужается возможность законотворчества Парламента в экономической и социальной сферах8.

Информация о работе Понятие и социальные функции парламента