Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2013 в 22:29, курсовая работа
Цель: изучение шанхайской организации сотрудничества
Задачи:
Исследовать деятельность ШОС в основных интеграционных группировках;
Проанализировать перспективы развития ШОС в мировую экономику.
Введение
Несколько лет назад регион Центральной Азии и его проблемы мало кого интересовали, теперь же привлекает все большее внимание мировой общественности. События 11 сентября 2001 года стали поводом для обращения внимания на регион и его проблемы. Соседство с Афганистаном стало дестабилизирующим фактором для безопасности региона.
Террористическая активность и рост наркотрафика потребовали оперативного решения. Попытка стабилизировать обстановку в данном регионе была сделана образованием Шанхайской Организацией Сотрудничества. Как подчеркивается в Совместной Декларации России и Китая, подписанной в Пекине 2 декабря 2002 года, Шанхайская Организация Сотрудничества «становится важным фактором поддержания мира, безопасности и стабильности в регионе, одним из опорных элементов конструкции многополярного мира».
Регион выдвинул перед образовавшейся Шанхайской организацией не только вопросы трех сил зла, но и проблемы распространения наркотиков, оружия, трансграничной преступности, вопросы охраны окружающей среды, социально-экономического развития, и то, на сколько продуктивно ШОС может решать эти вопросы, является авторской задачей этой статьи.
Цель: изучение шанхайской организации сотрудничества
Задачи:
Исследовать деятельность ШОС в основных интеграционных группировках;
Проанализировать перспективы р
1. Понятие и сущность Шанхайской Организации Сотрудничества
Шанхайская Организация Сотрудничества, ШОС – субрегиональная международная организация, в которую входят 6 государств – Казахстан, Китай, Кыргызстан, Россия, Таджикистан и Узбекистан. Общая территория входящих в ШОС государств составляет 61% территории Евразии, ее совокупный демографический потенциал – четвертую часть населения земли, а экономический потенциал включает в себя самую мощную после США китайскую экономику. Официальные рабочие языки – русский и китайский. Штаб-квартира в Пекине.
Пессимистично настроенные эксперты отмечают в качестве двух наиболее очевидных проблем ШОС слишком большие расхождения интересов между ее членами и неопределенность в вопросе о ее статусе из-за дублирования многих функций ШОС Организацией договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в которую входят четыре из шести членов ШОС. К тому же Казахстан, Узбекистан и Киргизия пока не ратифицировали хартию ШОС, принятую в 2002. Это тормозит регистрацию ШОС в ООН и, как следствие, международное признание ее субъектности. Вместе с тем, такие страны как Иран, Монголия, Индия, Пакистан, Шри-Ланка, США и региональные организации в лице АСЕАН и ЕС проявляют интерес к сотрудничеству.
Вопрос о внешнеполитической ориентации стран-участниц остается одним из ключевых при оценке перспектив развития этой организации. Аналитики отмечают, что такие инициативы, как проект транспортного коридора от Шанхая до Санкт-Петербурга – прообраза возрожденного «Великого шелкового пути» – был принят ШОС как альтернативный после того, как ЕС и США поддержали проект транспортного коридора из Европы в Азию ТРАСЕКА (TRACECA, Transport Corridor Europe Caucasus Asia).
Наиболее четко расхождения между странами ШОС обозначились в отношении войны в Ираке в 2003. Тогда Россия вместе с Францией и Германией пыталась предотвратить начало войны, Китай на словах осудил действия антииракской коалиции, Казахстан, Киргизия и Таджикистан заняли в целом нейтральную позицию, а Узбекистан безоговорочно поддержал военную кампанию. Вместе с тем, тот факт, что Узбекистан вышел в 2002 из образованной в 1997 региональной организации ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдова) и заблаговременно вступил в 2001 в ШОС, говорит о растущем весе и привлекательности этой организации для стран региона.
Дальнейшему усилению роли ШОС могут способствовать следующие меры:
Вступление Индии. Подключение такого крупного и авторитетного государства превратило бы ШОС в одну из наиболее влиятельных международных организаций. Удалось бы значительно стимулировать экономическую кооперацию за счет индийского потенциала, а также расширить вовлеченность Дели в политическое сотрудничество на восточном и северном направлениях.
Принятие Монголии, наряду
с закрытием территориальной
«бреши» в ШОС и
Афганистан можно вовлечь
в работу Шанхайской организации
сотрудничества, предоставив ему
статус наблюдателя и активизировав ро
Значительная активизация экономического сотрудничества в рамках ШОС за счет государственного финансирования многосторонних проектов. Наилучшим вариантом было бы создание программы или фонда развития ШОС, которые бы финансировались из госбюджетов стран-членов.
Направление экономической активности Китая в рамках ШОС в более конструктивное русло, разъясняя преимущества широкого и комплексного подхода к экономическому сотрудничеству, который в большей степени отвечал бы общим интересам.
Учреждение на базе экспертного Форума Шанхайской организации сотрудничества, Международного института, призванного исследовать политическое и экономическое развитие региона охвата ШОС.
Осуществление вышеуказанных мер способствовало бы выходу Шанхайской организации сотрудничества на новый этап развития, поставило бы ее в ряд наиболее влиятельных международных институтов и способствовало бы продвижению российских интересов в Азии.
2. Внутренняя безопасность
Пока не ясным остается вопрос о роли ШОС во внутри политических процессах Центрально–азиатских стран. В условиях произошедших событий в Бишкеке и Андижане, насильственная смена власти представляет угрозу для безопасности. Андижанские события мая 2005 г. страны ШОС определили их как отпор исламским радикальным силам стремящихся к насильственному захвату власти и дестабилизации обстановки в стране.
Согласно «Конвенции ШОС о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом», экстремизмом признается – какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них. Причем, участники этого договора, принимают такие меры, которые закреплены в национальном законодательстве стран, стремясь, прежде всего к единообразию понятий, соответствующему наказанию, сообразно степени тяжести, а также обмену информацией и опытом, проведения консультаций, согласования мер для предупреждения, выявления и пресечения указанных деяний, принятие определенных мер направленных на противодействие деятельности террористических групп.
Шанхайской организации
еще предстоит отстоять свое право
на определение понятий
Как справедливо было замечено депутатом таджикского парламента Мухиддином Кабири, – «если страны-участники ШОС сами начнут инициировать обсуждение и реализацию вопросов уважения прав человека и демократизации общества, тогда у третьих государств не будет повода и возможности для того, чтобы вмешиваться как во внутренние дела ШОС, так и во внутренние дела отдельных стран-членов этой организации». Способствовать решению проблемы легитимности выборов поможет осуществление инициативы о создании института наблюдателей в рамках ШОС, которые будут следить за ходом выборов в странах – участницах организации. Являясь одной из ключевой, проблема стабильности внутриполитического развития в центрально-азиатских странах и опасность повторения т.н. «цветных революций» не может оставаться не замеченной. Данная инициатива призвана стать альтернативой «политизированным» решениям наблюдателей от ОБСЕ.
Кроме института наблюдателей, в стратегическом плане особо важным видится не только легитимная смена власти, но и то какие политики борются за эту смену. Грузинский пример в лице его президента Михаила Саакашвили, получившего западное образование, подтверждает необходимость «воспитания» и образования граждан СНГ и в частности Центральной Азии в российских или китайских учебных заведениях. Имея в своих задачах гуманитарную составляющую ШОС должна способствовать развитию регионального образования, проводить просветительскую и пропагандистскую политику, как в вопросах безопасности, так и в вопросах положительного восприятия политики России и ШОС и ее членов.
На сегодняшний день, многие студенты центрально-азиатских стран усиленно учат английский, выигрывают гранты на обучение в американских университетах. Образование в которых, полностью оплачивается правительством США, в то время как образование в России или Китае, зачастую, стоит очень больших денег. Практически в каждой стране действует свой национально – американский университет, работают американские НПО, такие как IREX, Корпус мира, другие западные центры, проводящие планомерную политику по развитию в этих странах западных (прежде всего американских) ценностей. Различные западные центры приглашают на свои конференции как внутри региона, так и за рубежом.
В отсутствии, такой же четкой политики по поддержанию в странах ЦАР позитивного образа России, поддержания изучения в этих странах русского языка, без доступа (свободного и без платного через определенные формы выбора) в российские, да и в китайские университеты, Россия и ШОС в целом рискуют остаться без внутренней поддержки, получить антироссийских лидеров и превратить страны ЦАР в статистов организации.
В этом году для развития
сотрудничества в сфере образования
Деловым советом ШОС было инициировано
получение возможности
К сожалению, в странах Центральной Азии в силу разных, исторических и культурных причин, отсутствуют развитые демократические институты, многое зависит от конкретных лидеров государств, а значит, демократическая смена глав государств путем общенациональных выборов, остается крайне важной формой выражения власти народа, от безопасности и правомочности, смены которой зависит стабильность этих стран.
3. Наркотрафик и борьба ШОС
Приграничный Афганистан представляет угрозу вследствие международного терроризма, а также тем, что является главным производителем и транспортером наркотиков в мире. При всех заявлениях о борьбе с наркотиками движения Талибан и американских сил в Афганистане, явных улучшений в борьбе с производством и оборотом наркотиков не видится.
В 2004 г. посевные площади под маком в Афганистане достигли 80 тыс. га. Афганистан произвел 3,400 тонн наркотиков в 2002 г., а в 2004 г. уже более чем 5,500 тонн. По оценкам ЮНОДС, в 2004 г. в Афганистане было сосредоточено 16% мирового производства героина. Ежегодный оборот афганских наркотиков оценивается в $ 30 млрд в год. До 65% наркотиков, произведенных в Афганистане, поступает в ЦА, Россию и европейские страны. Примерно треть из них оседает в ЦАР.
Кроме того, продолжается производство наркотических веществ и на территории самой Центральной Азии. Увеличение количества наркосодежащих веществ приводит к возрастанию потребления наркотиков. В период с 1990 по 2002 гг. потребление опиатов в странах ЦА возросло в 17 раз, и это является прямой проблемой безопасности региона. Ситуация осложняется и увеличением заболеваний СПИДом, связанным с распространением инъекционного наркопотребления.
Месторасположение стран Центральной Азии, транспортное сообщение между странами, безвизовый режим, в то же время слабость пограничного контроля на границах Таджикистана и Кыргызстана, бедность этих стран, превратили регион в главную наркотранзитную зону, что представляет угрозу безопасности не только ЦАР, но и России и Европе. Центрально-азиатские страны граничат с Афганистаном, что ставит вопрос о тесном сотрудничестве в области борьбы с наркотрафиком.
Государства ШОС всегда внимательно следили за ситуацией в Афганистане и прилагают все возможные усилия для улучшения обстановки в этой стране. Распространение и наркотический трафик через центрально – азиатский регион наряду с терроризмом являются приоритетом деятельности Шанхайской организации сотрудничества, «так как наркотики служат одним из источников финансирования терроризма. Усиление борьбы ШОС против наркотиков в этом регионе означает, что терроризм будет отрезан от источников финансирования, а это – непосредственный вклад в борьбу против терроризма».
В 2002 году ШОС признала полезным создание антинаркотической системы – поясов безопасности по периметру границ Афганистана.
На Ташкентском совете глав – государств членов ШОС в 2004 году было принято решение о создании Координационного совета Афганистан – ШОС для осуществления усилий по контролю границы и борьбы с наркотрафиком. В рамках этого сотрудничества усилилась работа над созданием антинаркотического пояса на границах с Афганистаном. Кроме этого, как заявил глава исполнительного комитета РАТС господин Касымов, – «ШОС готова активно сотрудничать в разработке и осуществлении специальных программ по оказанию помощи Афганистану в целях стабилизации его социально – экономической и гуманитарной ситуации. Мы поддерживаем, и будем впредь поддерживать усилия международной коалиции, проводящей антитеррористическую операцию в Афганистане». В. Касымов отметил также позитивную динамику стабилизации внутриполитической ситуации в Афганистане.
Информация о работе Понятие и сущность Шанхайской Организации Сотрудничества