Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 14:09, контрольная работа
Термин «партия» в переводе с латинского означает «доля, часть». Т.е. в буквальном смысле слова партия – это часть населения.
Партии являются весьма своеобразным участником общественной жизни. Это своеобразие заключается в двойственной природе партий, а именно – социальной и институциональной одновременно.
Когда говорят о социальной природе партий, имеют в виду, что партии объединяют наиболее активных представителей тех или иных социальных групп, т.е. партии берут свое начало в обществе.
Когда говорят об институциональной природе партий, имеют в виду, что партии являются важнейшим элементом в механизме государственной власти.
4.
Введение
В настоящее время крайне дискуссионным становится вопрос о партийной системе в России, содержание которой имеет основополагающее значение для развития государства и общества. Учитывая современные изменения в национальной политической жизни, вопрос о партийной системе является актуальным и своевременным. Поэтому для исследования я выбрала тему «Особенности партийной системы в современной России».
Ещё недавно бум партийного
строительства в России казался
неодолимым, плещущая через край многопартийность
производила впечатление
Многие политологи, государственные
деятели пытаются найти наиболее
оптимальный вариант партийной
системы, который будет благоприятен
в нашей многонациональной
1. Партогенез и партийные системы
1.1 Партии и партийные
системы: природа, функции,
партия система
Природа партий и их роль
в обществе понимаются неоднозначно.
Позитивная роль партий связывается, прежде
всего, с тем, что они формируются
в результате самоорганизации и
функционируют как связующее
звено между гражданским
Опасения и скептицизм, связанные с функционированием партий, можно свести в основном к следующему:
при определенных условиях партии могут становиться источником конфликта, вносить в общество разлад, снижая тем самым уровень устойчивости общественной системы;
деятельность массовых партий может создавать угрозу «тирании масс» (М. Острогорский) или «тиранию партий» (Н. Бердяев) как следствие противоречия между политической культурой масс и ростом их влияния;
как всякая политическая структура, партия подчиняется тенденциям олигархизации, бюрократизации и стремится к внутренней авторитарности («железный закон олигархии» Р. Михельса).
Это обстоятельство делает необходимым
введение дополнительных критериев
оценки эффективности партийного строительства,
позволяющих оценить меру как
«положительного», так и «отрицательного»
результата: декларируемые цели и
ценности, личностные качества лидеров,
степень внутрипартийной
Иными словами, куда, кто персонально и каким образом ведет за собой членов партии и ее последователей.
Персональная сторона проблемы имеет для России особое значение: отношение к институту в значительной степени определяется здесь отношением к лидеру. Это делает необходимым введение еще одного критерия: степень доверия со стороны населения к лидеру партии.
Для оценки степени поддержки партий общественной средой М. Дюверже ввел «индекс членства» - отношение числа голосующих за партию избирателей к числу членов партии. Это - еще один существенный критерий оценки, служащий одновременно и параметром эффективности партийного строительства. Добавим его совокупность критериев оценки: индекс членства.
Ясно, однако, что состояние
партийного строительства в любом
обществе оценивается наличием и
характеристикой не отдельно взятой
политической партии, а партийной
системы в целом. Конструктивное
в исследовательском отношении
понятие партийной системы
Существуют и другие критерии,
связанные с выполнением
Таким образом, мы получили совокупность критериев оценки зрелости и эффективности функционирования как отдельных партий, так и партийной системы в целом.
1.2 Классификация партий и партийных систем
Существует немало способов
классификации политических партий.
Интегрируя их и вычленяя общее, можно
выделить несколько оснований
Первое из них восходит к шотландскому философу XVIII в. Д. Юму, различавшему партии по мотиву объединения - партии по интересам, по ориентации на лидера и по принципам. Этот подход до некоторой степени коррелирует с тремя основаниями легитимности М. Вебера: рациональное, харизматическое и традиционное. Введем первое основание для классификации партий:
А. По доминирующему мотиву объединения членов партии:
А.1. Общность интересов.
А.2. Ориентация на лидера.
А.3. Общность идеологии. А-электорат
В-симпатизанты
С-члены
D-активисты
и
функционеры
Принято также различать
партии по характеру участия граждан
в партийной жизни, состоящего из
четырех концентрических
А. По характеру участия граждан в партийной жизни:
А.4. Кадровые партии.
А.5.Массовые партии:
а) с прямым участием;
б) с косвенным участием.
В. По характеру внутрипартийных отношений:
В.1. Авторитарные.
В.2. Демократические.
С. По характеру отношений со своими депутатами:
С.1. С сильной структурой.
С.2. Со слабой структурой.
Важной характеристикой партии как института политического опосредования является ее социальное основание. В марксизме партии рассматриваются как институты политического представительства классовых интересов. Примером может служить ленинская классификация российских партий начала ХХ столетия: черносотенцы (мелкая буржуазия), октябристы (крупная буржуазия), кадеты (буржуазная интеллигенция), трудовики (крестьянство), социал-демократы (рабочие).
D. По типу социального представительства:
D.1. Классовые.
D.2. Национальные.
D.3. Региональные.
D.4. Конфессиональные.
D.5. Аграрные.
D.6. Универсальные.
D.7. Проблемно-целевые.
Е. По целям:
Е.1. Левые-правые (классовые интересы).
Е.2. Национальный шовинизм - интернационализм (национальные интересы).
Е.3. Региональный сепаратизм - централизм (региональные интересы).
Е.4. Конфессиональный шовинизм - свобода совести (конфессиональные интересы).
Е.5. Патриотизм - космополитизм.
Е.6. Консерватизм - революционаризм.
Небезразличен и способ достижения целей, предлагаемый партиями. Это дает еще одно важное основание их классификации:
F. по способу достижения целей:
F.1. Радикализм - эволюционизм.
F.2. Парламентаризм - авангардизм.
Большое значение имеет характер взаимоотношения партии и государства. Отсюда еще одно основание классификации:
Н. По месту в политической системе:
Н.1. Правящие - оппозиционные.
Н.2. Легальные - нелегальные.
Н.3. Официально зарегистрированные - незарегистрированные.
Также необходимо включить в рассмотрение классификацию партий по еще одному основанию:
I. По генезису:
I.1. Естественные (эволюционные) - искусственные (креационные).
J. По направлению политического опосредования:
J.1. Партии социального представительства - партии власти.
К. По «идеологической дистанции» между партиями:
К.1. Однопартийная система - политический хаос.
L. По эффективности и
направленности
L.1. Партийная система избирателей - партийная система власти.
В итоге мы получили критерии и параметры, совокупность которых представляет собой инструментарий, с помощью которого можно достаточно полно определить качественные и количественные характеристики партий и партийных систем.
2. Теоретические аспекты
формирования Российской
В настоящее время крайне дискуссионным становится вопрос о партийной системе в России, содержание которой имеет основополагающее значение для развития государства и общества. Учитывая современные изменения в национальной политической жизни, вопрос о партийной системе является актуальным и своевременным.
Какой же путь следует выбрать российской федерации при определении вопроса партийного строительства?
Так, если принять за основу американскую модель республики, тогда будет актуальным и важным введение сильных контрольных органов за деятельностью Президента. А это опять раздувание государственного аппарата со всеми вытекающими отсюда последствиями. Хотя может быть взята за основу модель Франции, где Президенту Конституция отдает лишь половину исполнительной власти. Но в данном случае Правительство остается в качестве согласительного органа исполнительной власти. Тогда возникает вопрос о его исполнительных полномочиях вообще, что в любом случае приведет к их усечению и необратимому усилению власти Президента РФ.
Возможна и модель Германии,
когда Правительство
Кроме того, данная система позволит спроецировать внимание политических партий на борьбу за реальную и политически ответственную политическую власть. Как видно, в этом направлении мы уже двигаемся, установив для политических партий уже сейчас 7-процентный заградительный барьер для выборов в Государственную Думу Российской Федерации в 2007 году.
Стоит заметить, что данная
модель повлечет изменение Конституции
РФ в большем объеме, нежели первая
модель - президентский вариант. Здесь,
вероятно, возникнет необходимость
внесения соответствующих
В первом случае возможному
изменению следует подвергнуть
лишь главу 4 в части полномочий Президента
РФ. И в первую очередь это введение
нормы, согласно которой Президент
России будет являться главой исполнительной
власти. Данное изменение Конституции
РФ повысит роль и значение указанного
органа перед обществом, активирует
действие перспективной ответственности
в этой части конституционных
положений. Кроме того, в рамках такого
назначения будут созданы наиболее
оптимальные условия для
Хотя этот вариант возможен и без изменений Конституции РФ, которая в данном вопросе устанавливает общие принципы политической системы России: многопартийность, политическое многообразие и плюрализм мнений. Заметим, что в российской политической жизни - середина 90-х гг. - уже были попытки организовать работу Правительства РФ при участии представителей ведущих политических партий. Но этот механизм так и не был реализован в полной мере. Отсутствовал четкий, основанный на положениях Конституции РФ, механизм.
В любом случае, дальнейшее продвижение в данном направлении должно основываться на соответствующих социально-правовых принципов. В основу формирования российской партийной системы следует положить такие принципы, как солидарность и консолидация общественного мнения, эффективность работы и ответственность перед обществом правительства партийного большинства, конструктивное взаимодействие законодательной и исполнительной властей.