Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 18:22, контрольная работа
Неотъемлемой чертой политической жизни современной России выступает деятельность различных организаций, объединяющих людей по идейным установкам, социально-экономическим, национально-религиозным и иным интересам. Эти организации отражают сложную, во многом противоречивую структуру формирующегося гражданского общества, многообразие потребностей индивидов, несовпадение их ценностных ориентаций, идеалов и убеждений. Особое место среди таких объединений граждан принадлежит политическим партиям и общественно-политическим движениям, которые на сегодняшний день являются главным инструментом взаимосвязи между государством и гражданским обществом.
Политическая идеология: сущность и функции
Понятие политической идеологии
Уровни политической идеологии
Основные политические течения в современной России
2.1.Либерализм и неолиберализм
2.2 Консерватизм и неоконсерватизм
2.3 Коммунистическая и социалистическая идеология
2.4 Социал-демократия
2.5 Фашизм
С момента
своего возникновения либерализм отстаивал
критическое отношение к
Так в XX
в. наряду с традиционным либерализмом
сформировались направления, пытавшиеся
соединить его основные ценности
с тотальной опорой на государство,
либо с социально ориентированными
идеями, утверждавшими большую
Наиболее ярым защитником основополагающих ценностей либерализма явился либертализм, отрицавший возможности его внутренних перемен. Наиболее яркие представители либертализма считали, что любое экономическое планирование ведет к политической диктатуре, а главную дилемму общественного развития следует видеть в отношениях между планированием (формой тирании) и конкуренцией (символом свободы). Коль скоро любой коллективизм, с их точки зрения, тоталитарен, то западное общество стоит перед противоречием свободного рынка и хаоса, ведущего к диктатуре. Кроме того, утверждалось, что плюрализм способен сформировать механизмы экспроприации большинством богатого меньшинства, а это также может поставить под угрозу основополагающие принципы либерализма. Поэтому наиболее конструктивным политическим выходом из столь опасной ситуации признавалось развитие индивидуализма, частной собственности и свободного рынка, создание ультраминималистского государства.
В то же
время усиление государственного управления
экономикой и возрастание роли социальных
целей породили и другую историческую
форму - неолиберализм, адаптировавший
традиционные ценности либерализма
к экономическим и политическим
реалиям второй половины XX в. Важнейшим
достоинством политической системы
в нем провозглашалась
Неолиберализм, с одной стороны, закрепил выдающееся положение этой идеологии в мире. Либерализм как система политических целей уже воплощено в западных странах. Она все больше приобретает характер не столько четкой программы, сколько мироощущения, мировоззрения, смысловых ориентации более общего характера, в котором на первый план выходят его наиболее общие идеалы и культурные принципы. Эти основные ценности обусловили коренное изменение в массовых политических воззрениях во многих странах мира, легли в основу многих национальных идеологий, ориентиров неоконсерватизма и христианско-демократической идеологии. На либеральной основе развились многообразные теории политического участия, демократического элитизма и т.д.
Однако,
в неолиберализме сохранились многие
основополагающие идеи, которые со временем
продемонстрировали серьезную ограниченность
данной идеологии в изменяющихся условиях.
К числу таких положений следует отнести:
ориентацию по преимуществу на публичные
виды человеческой жизнедеятельности
(политическую активность, предприимчивость,
свободу от предрассудков и т.п.), традиционное
отношение к морали как к частному делу
человека и негативное отношение к вере
(что сужает отношения индивида и общества,
провоцирует нарастание одиночества человека),
враждебное отношение к интересам различных
общностей (народу, нации, государству,
партии и др.) как к «фикциям» (что способствует
атомизации социума), определенную изоляцию
от природы и других людей, эгоизм потребностей,
автономию воли и разума и др. Такого рода
идеи и положения не смогли дать ответы
на вызовы времени, не позволили точно
спрогнозировать ведущие тенденции развития
позднеиндустриальных обществ. Более
приспособленными для выработки таких
ответов на вызовы современности оказались
ценности консерватизма.
2.2 Консерватизм и неоконсерватизм
Консерватизм
представляет собой двоякое духовное
явление. С одной стороны, это
психологическая установка, стиль
мышления, связанный с доминированием
инерции и привычки, определенный
жизненный темперамент, система
охранительного сознания, предпочитающая
прежнюю систему правления (независимо
от ее целей и содержания). С другой
стороны, консерватизм - это и соответствующая
модель поведения в политике и
жизни вообще, и особая идеологическая
позиция со своим философским
основанием, содержащим известные ориентиры
и принципы политического участия,
отношения к государству, социальному
порядку и ассоциирующаяся с
определенными политическими
В основе политического порядка, по мнению консервативных идеологов, лежит постепенный реформизм, основывающийся на поиске компромисса. Компромисс как единственная гарантия сохранения относительного порядка и пусть несовершенной, но все же социальной гармонии предопределял баланс, адаптацию, приспособление, подстраивание как нормы консервативной идеологии.
В первой
половине 70-х гг. XX в. консерватизм в
основном стал выступать в обличье
неоконсерватизма. Многообразие стилей
жизни и усиление всесторонней зависимости
человека от технической среды, ускоренный
темп жизни, экологический кризис, нарастание
культурного разнообразия и снижение
авторитета традиционных для Запада
ориентации - все это породило серьезный
ориентационный кризис в общественном
мнении, поставило под сомнение многие
первичные ценности европейской
цивилизации.
В этих
условиях неоконсерватизм предложил
обществу духовные приоритеты семьи
и религии, социальной стабильности,
базирующейся на моральной
Основная ответственность за сохранение в этих условиях человеческого начала возлагалась на самого индивида, который должен был прежде всего рассчитывать на собственные силы и локальную солидарность семьи, ближнего окружения. Такая позиция должна была поддерживать в индивиде жизнестойкость, инициативу и одновременно препятствовать превращению государства в «дойную корову», в силу, развращающую своей помощью человека. В то же время государство, по мысли неоконсерваторов, должно стремиться к сохранению целостности общества, к обеспечению необходимых индивиду жизненных условий на основе законности и правопорядка, предоставляя гражданам возможность образовывать политические ассоциации, к развитию институтов гражданского общества, сохранению сбалансированных отношений природы и человека. И хотя предпочтительным политическим устройством такой модели взаимоотношений государства и гражданина считалась демократия, все же теоретики неоконсерватизма настаивали на усилении управления обществом, на совершенствовании механизмов урегулирования конфликтов, снижении уровня эгалитаризма.
Конечно,
неоконсерваторы не могли решить
всех проблем. Предлагавшиеся ими программы
стабилизации и роста не смогли найти
адекватных механизмов решения проблем,
связанных с инфляцией, вовлечением
в жизнь уклоняющихся от труда слоев
общества, урегулировать отношения богатых
и бедных стран и т.д. Тем не менее, эта
доктрина представила человеку целостную
картину мира, показала главные причины
кризиса общества и способы выхода из
него, согласовала моральные принципы
с рациональным отношением к кризисному
социуму, дала людям ясную формулу взаимоотношений
между социально ответственным индивидом
и политически стабильным государством.
Неоконсерватизм служил защитой человека
на новом технологическом витке развития
индустриальной системы, определяя приоритеты
его деятельности, курс государства, способный
вывести общество из кризиса. На этой идейной
основе стали синтезироваться многие
гуманистические идеи либерализма, социализма
и некоторых других учений.
2.3 Коммунистическая и социалистическая идеология
Идеи социализма известны в мире с древнейших времен, однако теоретическое обоснование и идеологическое оформление они получили только в XIX столетии. Большое значение для их концептуализации имели эгалитаристские идеи Ж.Ж. Руссо и воззрения его соотечественника Ф. Бабёфа о классовой принадлежности граждан и необходимости насильственной борьбы за общественное переустройство.
Постоянным оппонентом социал-реформистской политики и теории выступает коммунистическое движение, опирающееся на комплекс идей, названное Сталиным марксизмом-ленинизмом, но во всем мире называемое коммунизмом.
Коммунизм
- идеология, сутью которой является
критика капиталистических
Её основные
принципы: уничтожение частной
Так, В.И.
Ленин, развивая революционную традицию
марксизма, взяв в этом учении его
наиболее агрессивные черты, разработал
учение об этапах социалистической революции,
о сломе «буржуазной
Попытка реализовать эти идеи социализма в послевоенном Китае породила еще одну прикладную разновидность социализма - маоизм (по имени генерального секретаря КПК Мао Цзедуна). Отрицая священные для марксистов «общие закономерности» социалистического строительства, Мао взял за основу сталинскую идею о необходимости борьбы с внешними и внутренними врагами, раскрасив ее теорией «партизанской борьбы», сделавшей маоизм весьма популярным в ряде стран Индокитая, Африки и Латинской Америки. При этом главной исторической силой движения к социализму стало крестьянство, призванное «перевоспитывать» интеллигенцию и другие слои населения в революционном духе. Понятно, что эти пути продвижения к «светлому будущему» были оплачены массовыми жертвами китайского населения, особенно во времена «культурной революции».
В целом
история XX в. наряду с обще гуманистическим
содержанием лозунгов социалистов выявила
и органические пороки этой идеологии,
воспрепятствовавшие в конечном счете
ее воплощению в современном мире. Так,
для индустриального этапа развития общества
неприемлемым оказалось негативное отношение
социалистов к экономическому неравенству
индивидов, к конкуренции и принципам
неодинакового вознаграждения за труд,
обусловленных различиями в способностях,
образовании и других характеристиках
индивидов. Желая исправить «несправедливость»
общества, социалисты пытались заменить
их механизмами нетрудового распределения
доходов, политическим регулированием
экономических процессов, признавали
необходимым сознательное установление
государством принципов и норм социального
равенства. Поэтому в идеологии социализма
государство всегда возвышалось над индивидом,
сознательное управление - над эволюционным
ходом развития общества, политика - над
экономикой.
Распад
системы социализма и уход КПСС с
исторической сцены обострил проблему
модернизации коммунистической доктрины.
В некоторых странах
Кризис коммунистического движения и его идеологий происходит на фоне бурного роста так называемых альтернативных движений, разрабатывающих свои варианты политической идеологии и культуры.
Носителями
идеи коммунизма в современной России
являются партии и общественные движения
левого толка, главенствующую роль из
которых занимает КПРФ во главе с
Г. Зюгановым.