В соответствии с ч.3 ст.92 Конституции
РФ, во всех случаях, когда Президент Российской
Федерации не в состоянии выполнять свои
обязанности, их временно исполняет Председатель
Правительства РФ.
Мы уже ранее говорили, что Председатель
Правительства РФ назначается Президентом
РФ с согласия Государственной Думы. Никто,
кроме Президента, не вправе выдвигать
кандидатуру Председателя Правительства.
Дума может дать согласие на назначение,
либо отказать в согласии, но она не может
обсуждать ни одну кандидатуру, кроме
внесенной Президентом РФ.
Интересен вопрос о том, может ли Президент
РФ взять на себя функцию Председателя
Правительства РФ. В практике такой случай
имел место в 1992 году, когда Президент
Б.Н. Ельцин некоторое время выполнял обязанности
главы Правительства. Однако Конституция
РФ 1993 года это не предусматривает.
Конституция РФ обязывает Президента
РФ соблюдать определенные сроки для внесения
кандидатуры на пост Председателя Правительства
РФ.
Предусмотрены три основных случая с
установлением соответствующих сроков
внесения кандидатуры в Государственную
Думу:
— не позднее двухнедельного срока после
отставки Правительства;
— в течение недели со дня отклонения
кандидатуры Государственной Думой.
Однако Государственная Дума тоже связана
определенными сроками. Так в соответствии
с ч.3. ст.111 Конституции РФ она обязана
рассмотреть представленную Президентом
РФ кандидатуру Председателя Правительства
РФ в течение недели со дня внесения предложения
о кандидатуре.
По поводу назначения главы Правительства
между Президентом РФ и Государственной
Думой могут возникать разногласия. Их
преодоление определено в Конституции.
Так, после трехкратного отклонения представленных
кандидатур Председатель Правительства
Государственной Думой Президент РФ назначает
Председателя Правительства, распускает
Государственную Думу и назначает новые
выборы. В Конституции, не указывается
должен ли президент РФ после отклонения
первой кандидатуры вносить в следующий
раз другую кандидатуру или он вправе
предлагать одно и тоже лицо. Конституционный
Суд РФ поддержал последнее.
После назначения председателя формирование
Правительства РФ осуществляется простым
способом: Председатель Правительства
РФ предлагает Президенту РФ кандидатуры
на конкретные должности в Правительстве,
а Президент их рассматривает, отбирает
и назначает. Этот процесс не является
публичным.
Политическая система и форма правления
в Российской Федерации не лимитирует
жестко партийный характер Правительства
РФ.
В настоящее время руководители исполнительной
власти стремятся иметь в составе Правительства
РФ лиц исключительно по профессиональным
данным, независимо от политических взглядов.
Члены Правительства не могут занимать
никакой другой должности в государственных
органах местного самоуправления, общественных
объединениях, не имеют права на предпринимательскую
деятельность, а также любую иную оплачиваемую
работу, кроме преподавательской, научной
или творческой.
Срок
полномочий и отставка
В Конституции РФ 1993 года не установлен
срок полномочий Правительства РФ. Однако
он обязательно формируется в связи с
избранием или переизбранием Президента
РФ и слагает свои полномочия перед вновь
избранным Президентом РФ. Таким образом,
косвенно устанавливается максимальный
срок полномочий состава Правительства
в четыре года.
Как уже ранее было отмечено, в Конституции
предусмотрена возможность досрочного
прекращения Президентом исполнения своих
обязанностей — это отставка. Стойкая
неспособность по состоянию здоровья
осуществлять принадлежащие ему полномочия
или отрешение от должности. Во всех случаях
Председатель Правительства РФ принимает
на себя обязанности Президента. Исполняющий
обязанности Президента ограничен в своих
правах, например, он не может распускать
Государственную Думу, вносить предложения
о поправках и пересмотре положений Конституции
РФ. Не позднее трех месяцев с момента
досрочного прекращения исполнения Президентом
РФ своих полномочий должны состояться
выборы Президента РФ.
Правительство РФ слагает свои полномочия
не в день объявления о результатах президентских
выборов. Президент вправе принять отставку
Правительства только тогда, когда он
вступил в должность, при этом ему ничего
не остается делать, как поручить Правительству
и его Председателю продолжать действовать
до сформирования нового Правительства.
Федеральным конституционным законом
«О Правительстве Российской Федерации»
установлено, что Правительство РФ является
коллегиальным органом, т.е. все решения
Правительства принимаются коллегиально,
из чего вытекает вывод о существовании
коллективной ответственности Правительства.
Вопросы отставки Правительства РФ регулируются
ст.117 Конституции РФ. В ней предусмотрены
различные основания отставки Правительства
в зависимости от того, кто был ее инициатором.
Одно из них – заявление Правительства
об уходе в отставку. Обычно такое решение
принимается на заседании Правительства
в присутствии всех его членов. В этом
смысле отставка является добровольной.
Подобная отставка не означает автоматического
прекращения деятельности Правительства,
поскольку может приниматься или отклоняться
Президентом. В связи с серьезностью такого
шага ему обычно предшествуют предварительные
консультации Правительства с Президентом.
Поэтому случаи отклонения главой государства
заявления Правительства о своей отставке
бывают редки. Правительство уходит в
отставку в полном составе.
Другое основание отставки Правительства
— это инициатива Президента в принятии
такого решения. Причины вынужденной отставки
Правительства по решению Президента
могут быть весьма разные, но, как правило,
это — следствие обострения противоречий
между ними.
Третье основание отставки Правительства
связано с выражением недоверия ему Палатой
Федерального Собрания — Государственной
Думой. Вотум недоверия — один из наиболее
сильных способов воздействия парламента
на Правительство.
При выражении недоверия Правительству
Президент принимает решение либо об отставке
Правительства, либо о досрочном роспуске
Государственной Думы.
Предложение о выражении недоверия Правительству,
согласно Регламента Государственной
Думы, вносится фракцией либо депутатской
группой, численность которой составляет
не менее одной пятой от общего числа депутатов
этой палаты. Государственная Дума рассматривает
этот вопрос во внеочередном порядке в
недельный срок после его внесения.
Обратим внимание на тот факт, что Государственная
Дума не может быть распущена по указанным
основаниям, в течение года после ее избрания.
То есть, у Президента в этот период нет
альтернативы выбора, — отставка Правительства
или роспуск Государственной Думы.
И последнее основание отставки – постановка
Правительством перед парламентом вопроса
о доверии. Это может быть связано с общим
вопросом – одобрением его программы
– либо с принятием конкретного законопроекта.
Если Дума в ответ на инициативу Председателя
выразит недоверие Правительству, то реакция
Президента может быть двоякой: в течение
семи дней принять решение об отставки
Правительства или о роспуске Государственной
Думы и назначении новых выборов. Трудно
себе представить, чтобы Председатель
Правительства РФ предпринял такую акцию
без согласия Президента РФ, но тогда ясно
и то, что она исходит из договоренности
о принятии Президентом в случае вынесения
Думой недоверия именно второго решения:
роспуска Думы и назначение новых выборов.
КОМПЕТЕНЦИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА
РФ
Понятие
компетенции правительства
Правительство — высший орган государственного
управления, который руководит внутренней
и внешней политикой страны, осуществляя
ее на основе Конституции и законов. Правительство,
вместе с тем, обеспечивает общественный
порядок и национальную безопасность,
а также осуществляет общее руководство
органами государственного управления
и Вооруженными силами. Таковы в общем,
виде задачи Правительства, которые находят
свое воплощение в закрепленных конституционных
нормах. Несмотря на это, в некоторых Основных
законах эти задачи формируются не отдельно,
а непосредственно в тех полномочиях,
которые закреплены за ними в Конституциях,
или, что то же самое — в компетенции Правительства.
В ст. 114 Конституции РФ закреплен перечень
вопросов, относящихся к компетенции Правительства
РФ, но в заключении его говорится, что
оно осуществляет и иные полномочия, возложенные
на него Конституцией РФ, федеральными
законами, указами Президента РФ. Следовательно,
конституционный перечень не является
исчерпывающим.
Правительство РФ в пределах своих полномочий:
организуют реализацию внутренней и внешней
политики РФ, осуществляет регулирование
в социально–экономической сфере, обеспечивает
единство системы исполнительной власти
в Российской Федерации, направляет и
контролирует деятельность ее органов,
формирует федеральные целевые программы
и обеспечивает их реализацию, реализует
право законодательной инициативы.
Правительство по соглашению с органами
исполнительной власти субъектов РФ может
передавать им осуществление части своих
полномочий, если это не противоречит
Конституции РФ законом.
Правительство осуществляет регулирование
экономических процессов, обеспечивает
единство экономического пространства
и свободу экономической деятельности,
свободное перемещение товаров, услуг
и финансовых средств, разрабатывает и
осуществляет программы развития приоритетных
отраслей экономики. Кроме того, осуществляет
управление федеральной собственностью,
разрабатывает и реализует государственную
политику в сфере международного экономического,
финансового, инвестиционного сотрудничества.
В ст. 114 Конституции РФ определена роль
Правительства в организации бюджетного
процесса, то есть в регламентированной
законом деятельности органов государственной
власти по составлению, рассмотрению,
утверждению и исполнению федерального
бюджета. В обязанности Правительства
входят разработка и представления Государственной
Думе федерального бюджета, обеспечение
его исполнения; Правительство представляет
в Думе отчет об исполнении федерального
бюджета.
Без заключения Правительства не могут
быть внесены в Государственную Думу законопроекты
о введении или отмене налогов, освобождении
от их уплаты, о выпуске государственных
займов, другие законопроекты, предусматривающие
расходы, покрываемые за счет федерального
бюджета.
В области государственных финансов
к важнейшим проблемам, решаемым Правительством,
относятся сокращение дефицита федерального
бюджета, предотвращение неконтролируемого
роста расходов бюджета.
В соответствии с Конституцией РФ Правительство
РФ обеспечивает проведение в Российской
Федерации единой финансовой, кредитной
и денежной политики. Правительство создает
условия для свободного предпринимательства
на основе рационального сочетания всех
форм собственности, реализации правового
механизма рыночной экономики. Оно разрабатывает
и осуществляет меры по проведению единой
политики цен. В условиях рыночной экономики
Правительство, естественно, прямо не
управляет предприятиями свободно – предпринимательского
сектора, но осуществляет широкие меры
по финансовой стабилизации страны, государственным
ценным бумагам, валютным отношениям,
таможенному делу, инвестированию. В тоже
время в сфере полномочий Правительства
остаются государственные предприятия,
государственный заказ и другое.
Кроме указанных областей, Правительство
РФ обеспечивает проведение в Российской
Федерации единой государственной политики
в социальных областях, таких как культура,
наука, образование, здравоохранение,
социальное обеспечение, экология.
Правительством осуществляются: контроль
за реализацией государственных программ
поддержки культуры, науки и образования,
и меры по социальной защищенности граждан,
охране окружающей среды, по ликвидации
последствий крупных аварий и катастроф,
стихийных бедствий. Важная обязанность
Правительства состоит в обеспечении
гарантий законодательно установленных
размеров оплаты труда и уровня социального
обеспечения. Оно обеспечивает поддержку
наименее социально защищенных групп
населения, разрабатывает направления
государственной социальной политики
и принимает меры по обеспечению социальной
и правовой защищенности граждан, их права
на труд. Другими не менее важными направлениями
деятельности Правительства являются
оборона, безопасности и внешняя политика.
Правительство РФ осуществляет меры
по обеспечению обороны страны, государственной
безопасности, реализация внешней политики
Российской Федерации. Руководители министерств
и ведомств, осуществляющих управление
в этих областях, подчиняются Президенту
РФ, но вместе с тем значительные полномочия
и ответственность возложены на Правительство
РФ. Так, Правительство РФ занимается вопросами
оснащения вооружением и военной техникой,
обеспечения материальными средствами
Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских
формирований, принимает меры по охране
Государственной границы Российской Федерации;
руководит гражданской обороной.
Федеральный закон «Об обороне» от 31
мая 1996 года закрепляет полномочия Правительства
в области обороны.
Значительны также полномочия Правительства
РФ в области безопасности. Они определены
в Законе РФ «О безопасности» от 5 марта
1992 года. Правительство обеспечивает руководство
органами обеспечения безопасности, организует
и контролирует разработку и реализацию
мероприятий по обеспечению безопасности
органами исполнительной власти. Так оно
координирует деятельность ФСБ с органами
исполнительной власти.
При решении внешнеполитических задач
Правительство проводит переговоры и
заключает международные договоры по
вопросам, относящимся к его компетенции,
принимает меры к выполнению международных
договоров Российской Федерации.
Согласно ст. 114 Конституции РФ в сферу
полномочий Правительства РФ входит осуществление
мер по обеспечению законности, прав и
свобод граждан, охраны собственности
и общественного порядка, борьбе с преступностью.
Правительство решает вопросы, связанные
с финансированием правоохранительных
органов, обеспечением деятельности органов
судебной власти, проводит анализ состояния
законности в стране и эффективности борьбы
с преступностью.