Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 02:30, реферат
Проблема определения формы государственного правления в настоящее время приобрело, в своей основе, не только теоретическое, но и практически-политическое значение. Эффективность осуществления государственной власти, результат её действий, авторитет и стабильность правительства, состояние правопорядка и законности в стране во многом зависят от того, как образована и проводится государственная власть.
Целью данной работы является изучение такой формы правления как президентская республика, её особенности, основные признаки и способы реализации в различных государствах.
Введение.
ГЛАВА 1.
1.1. Понятие «форма государственного правления».
1.2. Понятие республика.
1.3. Президентская республика.
ГЛАВА 2. Президентская республика в современном мире – США.
Заключение.
Список использованной литературы.
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение.
1.1. Понятие «форма
1.2. Понятие республика.
1.3. Президентская республика.
Введение.
Проблема определения
формы государственного правления
в настоящее время приобрело,
в своей основе, не только теоретическое,
но и практически-политическое значение.
Эффективность осуществления
Многие важные проблемы теории и практики современного конституционного права, а именно – вопрос о президентской республике как об особой форме правления с различными её вариантами, в последнее время ярко освещаются. Это, прежде всего, связано с тем, что в современных условиях прежние градации, характерные для прошлых веков, изменяются, и происходит появление новых, усовершенствованных форм правления. Такое развитие поясняет обществу особенные тенденции современного конституционного развития.
Данная тема актуальна, поскольку
из 260 государств мира [1] 156 имеют республиканскую
форму правления, а президентскими
республиками исследователи называют
около 64 из них. Уже только существование
подобного факта позволяет
Целью данной работы является изучение такой формы правления как президентская республика, её особенности, основные признаки и способы реализации в различных государствах.
Чтобы реализовать поставленную цель, необходимо решить следующие задачи:
- дать определение
- рассмотреть вид
- изучить Соединённые
Штаты Америки как пример
В соответствии с поставленными целью и задачами главным объектом данного реферата является понятие президентской республики и её отличительные признаки.
Данный реферат состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Форма государственного правления – способ организации системы высших органов государственной власти, их структура, порядок образования, сроки действия и распределение компетенции между ними. Понятие «форма государственного правления» нельзя приравнивать к двум иным понятиям: «форма государственного устройства» и «политический режим». Однако оба, в совокупности, дополняя друг друга, характеризуют рассматриваемое понятие.[2]
Теоретическая наука отмечает
и анализирует общие
Отличительные и важные черты той или иной формы государства нельзя понять и объяснить, не обращая внимания на характер тех производственных отношений, сложившихся на данной ступени экономического развития. К примеру, феодальному государству характерна монархия, буржуазному – республика. Однако стоит отметить, что республика рабовладельческого общества имеет намного больше родственных свойств с рабовладельческой монархией, нежели с республикой периода капитализма, так как и республика, и монархия при рабовладельческом строе – лишь различные формы проявления экономической и политической власти рабовладельцев, разные инструменты достижения единых задач и целей.
Но экономический строй общества, определяя всю надстройку в целом, характеризует форму государства лишь в конечном итоге, преломляясь через его сущность и содержание.
Среди множества факторов, приводящих и устанавливающих специфику конкретной формы государства, первостепенное значение имеют: соотношение классовых сил, социальное представительство лиц, стоящих у власти в данной стране и в данный исторический период времени. Итоги политической борьбы за власть находят свое выражение в порядке организации и структуре всего государственного механизма, в тоталитарных, либо демократических методах его деятельности. Например, победа на референдуме после второй мировой войны в Италии привела к ликвидации монархии, к установлению республики и демократического режима. Победа реакционных, антидемократических сил ведёт к установлению антидемократических государственных режимов. Довольно часто в ХХ веке военные повороты приводили к установлению военно-диктаторских режимов.[2]
Важную роль играют конкретно-исторические
условия, в частности поражение
в войнах. Поражение Японии во второй
мировой войне и оккупация
ее войсками США под давлением
последних привели к
Конкретные условия развития государственности в США (борьба колоний за освобождение, обретение независимости отдельными штатами, их объединение), в конечном счёте, привели к образованию федерации.
На форму государства немаловажное влияние оказывают национальный состав населения (наличие нескольких наций приводит, как правило, к формированию федеративной государственности), уровень культуры и те традиции, которые сложились в результате исторического развития страны (примером могут послужить монархические традиции в Великобритании и Японии), а в определенной степени, хотя и косвенно, даже особенности ее географического положения. Таким образом, можно сделать такой вывод, что мононациональное общество тяготеет к унитарному государству. А страны многонациональные, с компактным проживанием на определенной территории разных национальностей — к федеративному устройству.[2]
Несомненное влияние на формы
государства оказывают
Сказывается на формах правления и идеологический фактор. Например, исламская религиозная идеология обусловливает такую форму правления, при которой светский руководитель государства является одновременно и духовным лидером, совмещающим в себе светскую и религиозную власть. Например, в Иране при наличии парламента и президента высшим должностным лицом выступает аятолла.[2]
При анализе формы государств необходимо учитывать также и влияние международных связей. При современном многообразии экономических, политических, культурных и иных зависимостей между странами мира даже экономически-мощные государства не могут полноценно развиваться в международной изоляции. В этой связи происходит известная адаптация государственного аппарата, в ходе которой менее развитые в экономическом и политическом отношении страны используют опыт государственно-правового строительства более развитых государств и создают органы одинаковой функциональной направленности.
Таким образом, форма правления раскрывает способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в их формировании.[3]
Итак, форма государственного правления является первоначальным элементом, определяющим устройство государств. Её начали анализировать ещё в Древней Греции, хотя на протяжении всей истории человечества она приобретала различный смысл. К настоящему времени понятие приобрело значение, описывающее не способ передачи власти главы государства (наследственный или выборный), а то, как устроены отношения между главой государства, правительством и парламентом и как организовано разделение властей и как взаимно уравновешиваются их полномочия.[1]
Существуют две основные формы государственного правления: монархия (вся власть в государстве сосредоточена в руках одного человека, который приобретает её по наследству и имеет юридическую безответственность) и республика, которая будет подробнее рассматриваться в следующей части реферата.
Республика – форма государственного правления, при которой высшая государственная власть осуществляется выборными органами, которые избирает население на установленный срок.
Исторически республика как
форма правления уже
Однако в то время институты демократии были недостаточно развиты, а рабовладельческие отношения и связанные с ними научные представления и знания не создавали предпосылок для возникновения гуманизма и связанных с ним современных принципов демократического государства. Поэтому расцвет республики связан не с рабовладельческим или феодальным государством, а с государством, где произошли изменения, характерные для эпохи Возрождения, появления идей гуманизма, "свободы, равенства, братства". В связи с этим, сначала в Европе, затем в Америке, а потом и во всем мире республиканская форма правления завоевывает позиции и становится наиболее характерной формой правления в современной мировой цивилизации.[4]
Впервые республика основательно и окончательно установилась во Франции в 1875 г. после двойной реставрации монархии. Такие государства, как Швейцария и Сан-Марино, имели эту форму изначально и имеют до сих пор. Большая часть современных европейских республик определи для себя подобную форму правления только после революционных и/или военных потрясений ХХ века, прежде всего, связанных с Первой и Второй мировыми войнами. Республиканская форма правления была создана в Америке только после вооружённой национально-освободительной борьбы бывших колоний против монархических метрополий. В Африке и в Азии распад колониальной системы также привёл к образованию республик.
При прочих равных условиях республика – самая демократическая форма правления их всех существующих, ибо предполагает, что полномочия любой ветви власти, любого высшего её органа, включая главу государства, в конечном счёте, основываются на мандате народа. Но необходимо подчеркнуть, что это вывод верен только лишь при прочих равных условиях.
Основными признаками республиканской формы правления являются:
- существования единоличного и коллегиального главы государства – президента, осуществляющего исполнительную власть (характерно не для всех видов республик) и парламента, осуществляющего законодательную власть;
- выборность главы государства и высших властных органов посредством избрания на установленный срок;
- осуществление власти в интересах народа. В случаях, которые предусматривает Конституция, от имени народа президент имеет право выступать;
- юридическая ответственность главы государства;
- обязательность решений высших органов госвласти для других государственных органов;
- защита интересов граждан;
- взаимная ответственность личности и государства;
- особый приоритет прав личности над государственными.
Информация о работе Президентская республика как форма государственного правления