Президентская республика как форма государственного правления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 02:30, реферат

Краткое описание

Проблема определения формы государственного правления в настоящее время приобрело, в своей основе, не только теоретическое, но и практически-политическое значение. Эффективность осуществления государственной власти, результат её действий, авторитет и стабильность правительства, состояние правопорядка и законности в стране во многом зависят от того, как образована и проводится государственная власть.
Целью данной работы является изучение такой формы правления как президентская республика, её особенности, основные признаки и способы реализации в различных государствах.

Содержание

Введение.
ГЛАВА 1.
1.1. Понятие «форма государственного правления».
1.2. Понятие республика.
1.3. Президентская республика.
ГЛАВА 2. Президентская республика в современном мире – США.
Заключение.
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Политология. - копия.docx

— 54.05 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ:

 

Введение.

  1. ГЛАВА 1.

1.1. Понятие «форма государственного  правления».

1.2. Понятие республика.

1.3. Президентская республика.

  1. ГЛАВА 2. Президентская республика в современном мире – США.
  2. Заключение.
  3. Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Проблема определения  формы государственного правления  в настоящее время приобрело, в своей основе, не только теоретическое, но и практически-политическое значение. Эффективность осуществления государственной  власти, результат её действий, авторитет  и стабильность правительства, состояние  правопорядка и законности в стране во многом зависят от того, как образована и проводится государственная власть.

Многие важные проблемы теории и практики современного конституционного права, а именно – вопрос о президентской  республике как об особой форме правления  с различными её вариантами, в последнее  время ярко освещаются. Это, прежде всего, связано с тем, что в  современных условиях прежние градации, характерные для прошлых веков, изменяются, и происходит появление  новых, усовершенствованных форм правления. Такое развитие поясняет обществу особенные  тенденции современного конституционного развития.

Данная тема актуальна, поскольку  из 260 государств мира [1] 156 имеют республиканскую  форму правления, а президентскими республиками исследователи называют около 64 из них. Уже только существование  подобного факта позволяет понятиям «форма государственного правления» и  «президентская республика» быть подробно рассмотренными. К тому же, необходимо отметить, что республика (как форма  правления) появилась около 4-3 тыс. лет  до н. э. в месопотамских городах, а что самое главное, что она брала своё начало в таком правовом и развитом городе – в Риме. Первые президентские же республики (как ответвление появившейся в античности формы правления) определились в 1848 году (ими стали Швейцария и Франция). Таким образом ясно, что люди того времени смогли по достоинству оценить преимущества подобной формы правления и её превосходство над другими, а сейчас общество продолжает развивать эту блестящую человеческую мысль. Множество учёных, начиная с античности и завершая современностью в своих правовых и политологических трудах, уделяют большое внимание проблемам формы государственного правления и в особенности проблеме республики, ибо во все времена своего существования республика должна была за него бороться.

Целью данной работы является изучение такой формы правления  как президентская республика, её особенности, основные признаки и способы  реализации в различных государствах.

Чтобы реализовать поставленную цель, необходимо решить следующие  задачи:

- дать определение республиканской  форме правления, представить  её виды;

- рассмотреть вид республиканской  формы государственного правления  – президентскую республику, охарактеризовать  её, указать на признаки и основные  механизмы функционирования;

- изучить Соединённые  Штаты Америки как пример президентской  республики.

В соответствии с поставленными  целью и задачами главным объектом данного реферата является понятие  президентской республики и её отличительные  признаки.

Данный реферат состоит  из введения, двух глав, заключения и  списка использованной литературы.

 

  1. ГЛАВА 1.
    1. Понятие «форма государственного правления».

Форма государственного правления  – способ организации системы  высших органов государственной  власти, их структура,  порядок образования, сроки действия и распределение  компетенции между ними. Понятие  «форма государственного правления» нельзя приравнивать к двум иным понятиям: «форма государственного устройства»  и «политический режим». Однако оба, в совокупности, дополняя друг друга, характеризуют рассматриваемое  понятие.[2]

Теоретическая наука отмечает и анализирует общие закономерности происхождения, возникновения и  развития многообразных социальных явлений и процессов. Она обращается к их повторяющимся, наиболее типичным свойствам и формам правления. Реальная же жизнь более сложна и разнообразна. Конкретные государственно-правовые явления служат внешним выражением не только закономерного, но и случайного, не только прогрессивного, но и регрессивного. Их  сущность определяется особенностями функционирования этих явлений повсеместно.

Отличительные и важные черты  той или иной формы государства  нельзя понять и объяснить, не обращая  внимания на характер тех производственных отношений, сложившихся на данной ступени  экономического развития. К примеру, феодальному государству характерна монархия, буржуазному – республика. Однако стоит отметить, что республика рабовладельческого общества имеет намного больше родственных свойств с рабовладельческой монархией, нежели с республикой периода капитализма, так как и республика, и монархия при рабовладельческом строе – лишь различные формы проявления экономической и политической власти рабовладельцев, разные инструменты достижения единых задач и целей.

Но экономический строй общества, определяя всю надстройку в целом, характеризует форму государства лишь в конечном итоге, преломляясь через его сущность и содержание.

Среди множества факторов, приводящих и устанавливающих специфику  конкретной формы государства, первостепенное значение имеют: соотношение классовых сил, социальное представительство лиц, стоящих у власти в данной стране и в данный исторический период времени. Итоги политической борьбы за власть находят свое выражение в порядке организации и структуре всего государственного механизма, в тоталитарных, либо демократических методах его деятельности. Например, победа на референдуме после второй мировой войны в Италии привела к ликвидации монархии, к установлению республики и демократического режима. Победа реакционных, антидемократических сил ведёт к установлению антидемократических государственных режимов. Довольно часто в ХХ веке военные повороты приводили к установлению военно-диктаторских режимов.[2]

Важную роль играют конкретно-исторические условия, в частности поражение  в войнах. Поражение Японии во второй мировой войне и оккупация  ее войсками США под давлением  последних привели к установлению ограниченной монархии и либерально-демократического режима. То же можно сказать и  о Германии, в которой в результате победы антигитлеровской коалиции фашистский режим был заменен буржуазно-демократическим. Общая тенденция развития форм государства в современных условиях - это тенденция к ликвидации антидемократических форм.

Конкретные условия развития государственности в США (борьба колоний за освобождение, обретение  независимости отдельными штатами, их объединение), в конечном счёте, привели к образованию федерации.

На форму государства  немаловажное влияние оказывают национальный состав населения (наличие нескольких наций приводит, как правило, к формированию федеративной государственности), уровень культуры и те традиции, которые сложились в результате исторического развития страны (примером могут послужить монархические традиции в Великобритании и Японии), а в определенной степени, хотя и косвенно, даже особенности ее географического положения. Таким образом, можно сделать такой вывод, что мононациональное общество тяготеет к унитарному государству. А страны многонациональные, с компактным проживанием на определенной территории разных национальностей — к федеративному устройству.[2]

Несомненное влияние на формы  государства оказывают традиции. Примером может послужить Англия с ее традициями ограниченной монархии и многими демократическими традициями. Традиции сыграли важную роль в сохранении монархии в Японии; нынешняя монархическая династия Японии имеет более чем тысячелетнюю историю.

Сказывается на формах правления  и идеологический фактор. Например, исламская религиозная идеология обусловливает такую форму правления, при которой светский руководитель государства является одновременно и духовным лидером, совмещающим в себе светскую и религиозную власть. Например, в Иране при наличии парламента и президента высшим должностным лицом выступает аятолла.[2]

При анализе формы государств необходимо учитывать также и влияние международных связей. При современном многообразии экономических, политических, культурных и иных зависимостей между странами мира даже экономически-мощные государства не могут полноценно развиваться в международной изоляции. В этой связи происходит известная адаптация государственного аппарата, в ходе которой менее развитые в экономическом и политическом отношении страны используют опыт государственно-правового строительства более развитых государств и создают органы одинаковой функциональной направленности.

Таким образом, форма правления  раскрывает способ организации верховной  государственной власти, порядок  образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в  их формировании.[3]

Итак, форма государственного правления является первоначальным элементом, определяющим устройство государств. Её начали анализировать ещё в Древней Греции, хотя на протяжении всей истории человечества она приобретала различный смысл. К настоящему времени понятие приобрело значение, описывающее не способ передачи власти главы государства (наследственный или выборный), а то, как устроены отношения между главой государства, правительством и парламентом и как организовано разделение властей и как взаимно уравновешиваются их полномочия.[1]

Существуют две основные формы государственного правления: монархия (вся власть в государстве  сосредоточена в руках одного человека, который приобретает её по наследству и имеет юридическую  безответственность) и республика, которая будет подробнее рассматриваться в следующей части реферата.

 

    1. Понятие «республика».

Республика – форма  государственного правления, при которой  высшая государственная власть осуществляется выборными органами, которые избирает население на установленный срок.

Исторически республика как  форма правления уже образовалась в Древнем мире: Эллада, Древний  Рим – всё это примеры рабовладельческих  республик. Подобные античные республики существовали также в форме демократических  и аристократических республик. В таких, известных каждому, государствах, как Древний Рим и Спарта власть принадлежала небольшой группе людей  – аристократии, исполнявших роль должностных лиц, а общенародные представительные органы играли второстепенную роль. Афинская демократическая республика допускала широкие слои населения  к формированию высшей власти.[4]

Однако в то время институты демократии были недостаточно развиты, а рабовладельческие отношения и связанные с ними научные представления и знания не создавали предпосылок для возникновения гуманизма и связанных с ним современных принципов демократического государства. Поэтому расцвет республики связан не с рабовладельческим или феодальным государством, а с государством, где произошли изменения, характерные для эпохи Возрождения, появления идей гуманизма, "свободы, равенства, братства". В связи с этим, сначала в Европе, затем в Америке, а потом и во всем мире республиканская форма правления завоевывает позиции и становится наиболее характерной формой правления в современной мировой цивилизации.[4]

Впервые республика основательно и окончательно установилась во Франции  в 1875 г. после двойной реставрации  монархии. Такие государства, как  Швейцария и Сан-Марино, имели  эту форму изначально и имеют  до сих пор. Большая часть современных  европейских республик определи для себя подобную форму правления  только после революционных и/или  военных потрясений ХХ века, прежде всего, связанных с Первой и Второй мировыми войнами. Республиканская форма правления была создана в Америке только после вооружённой национально-освободительной борьбы бывших колоний против монархических метрополий. В Африке и в Азии распад колониальной системы также привёл к образованию республик.

При прочих равных условиях республика – самая демократическая  форма правления их всех существующих, ибо предполагает, что полномочия любой ветви власти, любого высшего её органа, включая главу государства, в конечном счёте, основываются на мандате народа. Но необходимо подчеркнуть, что это вывод верен только лишь при прочих равных условиях.

Основными признаками республиканской формы правления являются:

- существования единоличного и коллегиального главы государства – президента, осуществляющего исполнительную власть (характерно не для всех видов республик) и парламента, осуществляющего законодательную власть; 

- выборность главы государства и высших властных органов посредством избрания на установленный срок;

- осуществление власти в интересах народа. В случаях, которые предусматривает Конституция, от имени народа президент имеет право выступать;

- юридическая ответственность главы государства;

- обязательность решений высших органов госвласти для других государственных органов;

- защита интересов граждан;

- взаимная ответственность  личности и государства;

- особый приоритет прав  личности над государственными.

 

    1. Президентская республика.

Информация о работе Президентская республика как форма государственного правления