Президентская республика как форма государственного правления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 02:30, реферат

Краткое описание

Проблема определения формы государственного правления в настоящее время приобрело, в своей основе, не только теоретическое, но и практически-политическое значение. Эффективность осуществления государственной власти, результат её действий, авторитет и стабильность правительства, состояние правопорядка и законности в стране во многом зависят от того, как образована и проводится государственная власть.
Целью данной работы является изучение такой формы правления как президентская республика, её особенности, основные признаки и способы реализации в различных государствах.

Содержание

Введение.
ГЛАВА 1.
1.1. Понятие «форма государственного правления».
1.2. Понятие республика.
1.3. Президентская республика.
ГЛАВА 2. Президентская республика в современном мире – США.
Заключение.
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Политология. - копия.docx

— 54.05 Кб (Скачать файл)

Президентская республика -  одна  из  разновидностей  современной формы государственного правления,  которая, наряду с парламентаризмом, соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства. 

Перечислю  наиболее  характерные черты президентской республики:

- внепарламентский  метод избрания президента и формирования правительства;

- ответственность  правительства  перед  президентом,  а не перед парламентом;

- более широкие, чем  в парламентарной республике, полномочия  главы государства.

В большинстве республик  мира принята форма президентской  республики (США, Бразилия, Мексика, Филиппины, Зимбабве, Грузия, Туркменистан и др.). Подавляющее большинство стран  Латинской Америки — президентские  республики. В Африке до 90-х гг. совсем не было парламентарных республик. В  условиях данной формы осуществляется жесткое разделение законодательной  и исполнительной власти: законодательствует парламент, страной управляет президент  через подчиненных ему министров.

Иногда министры образуют Совет министров во главе с  административным премьер-министром, но и в этом случае фактическим (а часто и юридическим) главой правительства остается президент. Зачастую же (США, многие страны Латинской Америки) министры не образуют особого органа — правительства, они составляют кабинет президента, его совещательный орган. В президентской республике президент избирается непосредственно гражданами. Он получает свой мандат непосредственно от народа и не зависит от парламента (кроме случаев рассматриваемого ниже импичмента).

Министры (премьер-министр  и Совет министров, там, где он есть) назначаются президентом по своему усмотрению (в некоторых странах, например в США, требуется утверждение верхней палаты парламента, в чем она отказывает очень редко и не по партийным соображениям). Министры не нуждаются в доверии парламента (нижней палаты), и такого голосования не проводится. В президентской республике страной управляет та партия, которая победила на президентских выборах, а не на выборах в парламент, в ее руках исполнительная власть, хотя в некоторых странах, особенно в США, велика и роль парламента (во многих других странах парламент занимает скромное положение). Законы принимает только парламент, но президент имеет право отлагательного вето и часто его используют особенно в условиях «разделенного правления», когда в парламенте имеет большинство другая партия, чем та, к которой принадлежит президент. Министры ответственны только перед президентом, парламент не может уволить их в отставку путем вотума недоверия. Существует независимый орган конституционного контроля, независимые суды, как, впрочем, и в парламентских республиках.

В настоящее время президентская  республика классического типа, о  которой речь шла выше, подвергается модификациям. Возникает президентская республика с некоторыми чертами парламентской формы. Во-первых, как говорилось, в некоторых странах (Египет, Перу и др.) учреждается должность премьер-министра, назначаемого президентом, создается Совет министров. Министры в каких-то отношениях становятся подчиненными премьер-министру, а не только президенту, что несколько ослабляет принцип президентского правления. Во-вторых, при сохранении основной ответственности министров перед президентом устанавливается ограниченная ответственность министров перед парламентом, что совсем не свойственно президентской республике (Уругвай, Перу, Эквадор), а в некоторых странах — и ответственность премьер-министра и всего Совета министров. Правда, эта ответственное затруднена и в конечном счете вопрос решается президентом, но возможны такие ситуации, когда он должен отправить министра или правительство в отставку в результате недоверия парламента (например, в Египте, если недоверие подтверждено путем референдума избирателей). Иногда конституция очень четко устанавливает случаи, когда возможно недоверие. В Казахстане (ст. 53 Конституции 1995 г.) правительство ответственно перед парламентом только в одном случае: отклонение программы правительства означает недоверие, но принятие такого решения затруднено (за него должны проголосовать 2/3 списочного состава парламента, причем на совместном заседании обеих палат). В других странах таких жестких условий нет, но предложить резолюцию о недоверии министру может лишь значительное число парламентариев (в Перу четвертая часть однопалатного парламента).

На деле недоверие правительству  при «сильном» президенте не выносится. Такие факты неизвестны. Президент  сам меняет правительство, если он видит такую необходимость и соответствующее отношение к правительству со стороны парламента. Сложно что-то сказать и о недоверии отдельным министрам. В Египте таких фактов не было, да и вряд ли возможно: абсолютное большинство (более 90%) депутатов принадлежат к партии президента (в настоящее время — президента Мубарака), и они вряд ли выразят недоверие «своему» министру, назначенному «своим» президентом. В докладе на одном из международных симпозиумов конституционалист из Латинской Америки С. Нино, говоря о возможности вотума недоверия министрам в некоторых странах этого региона, также не приводит фактов о такой ответственности.

Наряду с определенным смягчением принципа президенциализма в президентской республике появились и такие ее формы, которые свидетельствуют о возрастании всевластия президента, о превращении его по существу в единственный институт государственной, а то и партийно-государственной власти. Выше мы уже упоминали  концепции и практики партии-государства, о пожизненных президентах в президентско-монократических республиках прошлого (Гвинея, Заир, Малави, Экваториальная Гвинея, Уганда и др.), где президент возглавлял и государственный аппарат, и единственную разрешенную партию. Учитывая особую роль президента и слабость парламента в некоторых странах Латинской Америки, в Сирии их нередко называют суперпрезидентскими республиками. Свои особенности имеет республиканская форм условиях военных режимов, когда высшим органом государства является созданный в результате переворота военный (революционный и т.д.) совет, избирающий своего руководителя президентом (иногда — исполняющим обязанности президента, иногда — временным президентом). Это — милитарно-президентская республика. Это — временная форма, но в отдельных странах до перехода к гражданскому режиму она существовала более 10 лет (Алжир, Нигерия, Эфиопия и др.).

В различных видах президентской  республики прямые и обратные связи органов государства с заселением имеют свои особенности. В милитарно-президентской республике по существу имеют место только прямые связи путем командного метода управления (на места также назначаются коменданты-офицеры). Связи, основанные главным образом на принуждении, хотя и в меньшей степени, характерны также для суперпрезидентской республики. В президентско-монократаческой республике для таких связей используется единственная огосударствленная партия, но все эти связи приобретают, в конечном счете, персональный характер и направлены на укрепление власти пожизненного президента – идеолога государства. В традиционной президентской республике центром связей, с одной стороны, является президент, деятельность которого более открыта для населения (иногда – вплоть до интимных сторон, как это имело место в США в связи с обсуждением в 1993 г. правоохранительными органами некоторых вопросов о сексуальных отношениях Президента Клинтона), с другой — парламент. На местах нередко в качестве представителей государства, назначаются лица, избранные населением, что является одной из форм для установления и прямых, и обратных связей.

 

  1. ГЛАВА 2. Президентская республика в современном мире – США.

Классической президентской  республикой являются Соединенные  Штаты Америки. В конституции  США, а именно в статье IV утверждается следующее: “Соединенные Штаты гарантируют  каждому штату в настоящем  Союзе республиканскую форму  правления”. Республиканская форма  правления в США реализовалась  в виде президентской республики: президент республики - глава государства  и правительства; правительство  не несет ответственности перед  Конгрессом; президент не обладает правом роспуска палат Конгресса.

За основу построения системы  государственной власти был взят принцип разделения властей, который  в американских условиях трансформировался  в так называемую систему сдержек  и противовесов. В конституции  было проведено организационное  разделение между тремя ветвями  власти - конгрессом, президентом и  верховным судом, каждому из которых была предоставлена возможность действовать самостоятельно в конституционных рамках. Установленные отношения между названными органами имеют целью предотвратить усиление одного из них за счет другого и воспрепятствовать одной из частей этой системы действовать в направлении, противном направлениям других органов. Фактические отношения между тремя основными органами власти - конгрессом, президентом (он именуется не президентом республики, а президентом США) и верховным судом постоянно изменяются, но сам принцип разделения властей остается незыблемым.

Все установленные полномочия законодательной власти принадлежат  Конгрессу Соединенных Штатов, который  состоит из Сената и Палаты представителей. Но конституция говорит не о законодательной  власти вообще, а лишь о полномочиях  законодательной власти, указанных  в самой конституции. Следовательно, Конгресс обладает ограниченными законодательными полномочиями. Это обусловлено тем, что в США имеется еще 50 законодательных  собраний штатов, которые законодательствуют в соответствии со своими полномочиями.[6]

Исполнительная власть осуществляется Президентом, его полномочия весьма объемны. В его непосредственном подчинении находится весь государственный  аппарат управления: министры, главы  многочисленных ведомств, он непосредственно  руководит огромным исполнительным аппаратом. Президент республики и  исполнительный государственный аппарат  образуют в США президентскую  власть. Президент формирует администрацию, кабинет министров, исполнительные правления. Кабинет министров является консультативным органом, президент  не обязан следовать его советам. Кабинет министров не принимает  никаких правительственных актов.

Как уже упоминалось, исполнительная власть в Соединенных штатах принадлежит  президенту. Президент США является главой государства и правительства. Его полномочия в сфере государственной  деятельности огромны. В отличие  от императора Японии, в непосредственном подчинении президента находятся весь государственный аппарат управления.

Президент США избирается косвенным путем сроком на 4 года. Одно и то же лицо может избираться президентом не более двух раз. Избирательная  компания по выборам президента начинается задолго до того, как избиратели явятся на избирательные участки, чтобы  проголосовать за выборщиков. В первых числах ноября избиратели голосуют за выборщиков по штатам. В каждом штате  избирается столько выборщиков, сколько  избрано представителей и сенаторов  от штата в конгресс. При избрании выборщиков устанавливаются многомандатные избирательные округа (один штат - один округ) и применяется мажоритарная система относительного большинства. При этой системе список выборщиков от одной партии, получивший относительно больше голосов, чем другие списки, завоевывает все места от данного штата в коллегии выборщиков.

Когда становится известно количество выборщиков, избранных от каждой партии, то фактически определяется, кто из кандидатов станет президентом. Подобное положение сложилось в  связи с тем, что в американской практике выборщик рассматривается  не как делегат избирателей, который  может свободно проявить свою волю, а как агент партии, обязанный  голосовать за кандидата той партии, от которой он избран.

В середине декабря выборщики  собираются в столицах штатов и голосуют бюллетенями за президента и вице-президента. Результаты голосования по штатам направляются председателю сената. В присутствии  членов Конгресса результаты суммируются  и официально оглашаются. Избранным  президентом признается кандидат, получивший абсолютное большинство голосов  выборщиков.[7]

Избранный в середине декабря  президент вступает в должность 20 января следующего за выборами года. Такой длительный срок необходим  президенту, чтобы сформировать президентскую  администрацию, кабинет министров, исполнительные правления.

Конгресс США избирается на основе всеобщих равных и прямых выборов при тайном голосовании. Палата представителей в составе 435 депутатов избирается сроком на два  года по одномандатным округам. Депутатом  может быть избрано лицо, являющееся гражданином США не менее семи лет, достигшее 25 лет и проживающее  в штате, где находится его  избирательный округ.

Сенат состоит из 100 сенаторов: каждый штат избирает по два сенатора сроком на 6 лет. Сенат обновляется  на 1/3 каждые 2 года. Сенатором может  быть избрано лицо, являющееся гражданином  США не менее девяти лет, достигшее 30 лет и проживающее в штате, от которого избирается.

Каждая палата Конгресса  имеет свою внутреннюю разветвленную  систему вспомогательных органов, которые призваны содействовать  выполнению конституционных полномочий: председатели палат, комитеты, партийные  фракции, административно-технические  службы.

Председателем палаты представителей является спикер, формально избираемый палатой. Его избрание предопределено, так как он является представителем партийной фракции большинства  в палате. Спикер палаты представителей - “третье” должностное лицо в государстве. Он занимает пост президента республики вслед за вице-президентом в случае вакансии. В сенате председательствует в силу должностного положения вице-президент. В случае его отсутствия избирается временный председатель от партийной  фракции большинства.

Важную роль в деятельности Конгресса выполняют комитеты: объединенные, комитеты всей палаты, специальные, согласительные, постоянные. Объединенные комитеты включают членов обеих палат Конгресса (экономический, по налогообложению, по библиотеке Конгресса) и координируют деятельность палат Конгресса в определенной сфере. Комитет всей палаты - это заседание палаты в полном составе, выступающей в качестве комитета с целью ускорить прохождение какого-либо законопроекта. При этом обсуждение вопроса проходит по регламентарной процедуре комитета. Специальные комитеты носят временный характер. Они создаются для решения какого-либо конкретного вопроса. Согласительные комитеты учреждаются обеими палатами в случае возникновения разногласий между ними по определенному вопросу.

Информация о работе Президентская республика как форма государственного правления