Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 14:21, курсовая работа
Главной целью курсовой работы является выявление основных проблем политической модернизации и возможные пути их решения в современной российской политологии.
В соответствии с данной целью поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие и особенности российской политической модернизации.
2. Изучить политическую модернизацию России на протяжении всей истории.
4. Изучить основные проблемы реализации мероприятий по политической модернизации в современной России.
3. Рассмотреть дальнейшие перспективы реализации данных мероприятий.
Введение …………………………………………………………………...…4
Глава 1. Политическая модернизация…………………………………....6
1.1 Теория модернизации……………………………………. ……........6
1.2 Понятие модернизации и ее составляющие…………....................9
Глава 2. Специфика российской политической модернизации............13
2.1 Основные проблемы политической модернизации в современной России………………………………………………………………………...13
2.2 Модели политической модернизации Горбачева, Ельцина и Путина………………………………………………………………………..17
2.3 Пути решения проблем и перспективы политической модернизации в современной России…………………………………….19
Заключение……………….……………………………………………… .....23
Список литературы………………………………………………………....24
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Саратовский государственный университет
имени Н.Г.Чернышевского»
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра политических наук
Курсовая работа
«Проблемы политической модернизации в современной российской политологии»
студента 2 курса, 221 гр.
Юридического факультета
Лабутина Антона Владимировича
Научный руководитель
кандидат политических наук,
доцент
Зав. кафедрой
доктор политических наук,
профессор
Саратов, 2013 г
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО»
Кафедра ___________________________
ЗАДАНИЕ
на курсовую работу
Направления (специальности) ______________________________
Студента __ курса юридического факультета _________формы обучения
______________________________
Научный руководитель
________________ ___________________
Саратов 2013
______________________________
Срок предоставления работы ___________________
Дата выдачи задания ___________________________
Содержание
Введение …………………………………………………………………...…4
Глава 1. Политическая модернизация…………………………………....6
1.1 Теория модернизации……………………………………. ……........6
1.2 Понятие модернизации и ее
составляющие…………..............
Глава 2. Специфика российской политической модернизации............13
2.1 Основные
проблемы политической
2.2 Модели политической
модернизации Горбачева, Ельцина
и Путина…………………………………………………………
2.3 Пути решения проблем и перспективы политической модернизации в современной России…………………………………….19
Заключение……………….…………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
В политической теории под модернизацией понимается совокупность процессов индустриализации, бюрократизации, урбанизации, становления системы всеобщего образования, представительной политической власти, ускорения пространственной и социальной мобильности, ведущих к формированию «современного открытого общества» в противоположность «традиционному закрытому».1
Трансформация политической системы России продолжается уже на протяжении 20 лет. Уйдя от советской политической системы, мы ещё не пришли к демократическим структурам власти. Страна находится на границе между прошлым и будущим. У России, как и у многих других стран, есть свои особенности, история и культура, что нельзя не учитывать при проведении реформ и выстраивании политики по определённому западному образцу.
Исходя из этого, можно сказать, что страна, испытывая проблемы в решении данного вопроса, представляет сейчас одну из важнейших задач современной российской политической науки.
Актуальность темы данной курсовой работы обусловливается тем, что в России существует противоречие между необходимостью сохранения политико-властной стабильности и управляемости общества и потребностью демократической модернизации политической системы. Несмотря на устойчивость, Россия нуждается в реформах.
Главной целью курсовой работы является выявление основных проблем политической модернизации и возможные пути их решения в современной российской политологии.
В соответствии с данной целью поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие и особенности российской политической модернизации.
2. Изучить политическую модернизацию России на протяжении всей истории.
4. Изучить основные проблемы реализации мероприятий по политической модернизации в современной России.
3. Рассмотреть дальнейшие перспективы реализации данных мероприятий.
Глава 1. Политическая модернизация
1.1 Теория модернизации.
Теория политической модернизации начала формироваться в 50—60-х гг. XX в. Эта теория направлена на развитие общества путем последовательности. Причем общества, сосуществуя друг с другом, находятся на разных этапах развития. Теория также стремится учесть все то многообразие обществ, которое сложилось в мире. Большое внимание уделяется незападному миру. В первую очередь в данной теории выделяют два типа общества: традиционное и современное. Модернизацией называется переход от традиционного общества к современному.
Традиционному обществу, по теории модернизации, присущи следующие черты: цикличность развития, авторитарная власть, организация социальной жизни зависит от религии и мифологии, коллективистский характер общества, производство акцентируется на насущных потребностях.
Что касается современного общества, то оно в большей степени по своим характеристикам противоположно традиционному: преобладание инноваций над традициями, поступательное развитие, значительно выделена персональность, способность производить ради будущего, а не ради насущих потребностей, система власти либерально-демократическая, ориентация на инструментальные ценности. Согласно теории модернизации одни общества все ещё имеют яркие черты традиционных, другие уже перешли в постсовременной (постиндустриальной) фазе. Соответственно не все существующие общества относятся к современным. Освоение современного научно-технического прогресса и утверждение ценностей либерализма в обществе - основное составляющее модернизации.
Если рассматривать варианты и пути модернизации, то эта проблема решалась в теоретическом споре между либералами и консерваторами.
Либерализм говорит о таком устройстве общества, в котором обеспечивается максимум свободы индивида. Несмотря на все разнообразие культур, ценностей, традиций, социальных особенностей, темпов
развития, по либеральной теории модернизации все общества должны придти к схожей модели социальной системы. В рамках этого подхода известный американский политолог Робет Даль выдвинул теорию полиархии. По его мнению, в слаборазвитых странах полиархия обеспечивает открытость политического лидерства и элит, высокую активность населения, что и создает политические предпосылки и условия для реформ. Однако такая система не всегда достигается с легкостью для таких стран, где была «закрытая гегемония» и начала строиться система, дающая возможность гражданам контролировать деятельность власти и исключающая произвол элиты. По мнению Даля, переход к полиархии должен быть не резким, а последовательным. Авторитаризм он понимал как неизбежное установление гегемонии лишь в одной из сил, которые участвуют в политическом диалоге. Это может плачевно сказаться на достижении целей модернизации. Поэтому нужна сильная исполнительная власть, развитое самоуправление на местах и обеспечение взаимной безопасности конкурирующих элит.2
Помимо либерального направления, выделяют консервативное. С. Хантингтон, один из известных представителей консервативной теории модернизации, подчеркивал, что главная проблема теории модернизации - создание институтов, которые будут эффективно решать проблемы важные для данного общества. Открытость и демократизм в данной ситуации встают уже на второе место. Ученый делает упор на порядок, организованность, авторитарных методах правления. С точки зрения консерватизма модернизации должна проходить в соответствии с особенностями данного общества.
Общей слабостью теорий модернизации был дихотомизм, представление о развивающихся обществах как антиподе развитых по всей сумме социально-экономических и культурно-антропологических характеристик. Различие между теми и другими обществами сводилось в ряд противоположностей: аграрные – индустриальные, перераспределяющие ограниченные материальные ресурсы и регламентирующие общественные потребности – ориентированные на неограниченный рост производства и потребностей, авторитарные – либеральные, иерархические – эгалитарные, закрытые – открытые, семейственность (преданность первичной социальной ячейке) – гражданственность (лояльность обществу и государству), «растворенная» (стадная) личность – самостоятельный индивид, конформизм – творческая личность и т.д. Левая часть такого ряда формировала модель «традиционного общества», правая часть – модель «современного общества». Между состояниями «традиционности» и «современности» не было видно никакого исторического пространства: подразумевалось нечто вроде вознесения развивающихся стран из своей первозданности в цивилизованные по мировым стандартам общества. Схема «идеальной» модернизации диктовала полный разрыв государств третьего мира со своим прошлым, отказ от всякой преемственности, полное размежевание с культурной традицией.3
В теории модернизации говорится о том,
что страны Запада прошли по пути модернизации
первыми, а в незападных процесс модернизации
осуществлялся как ответ на вызовы Запада.
Поэтому в незападных странах модернизация
получается догоняющей и говорит о том, чтобы идти по дороге,
которая уже проложена Западом (примером
может служить современнаяРоссия).
1.2 Понятие модернизации и ее составляющие.
Модернизацию можно определить как формирование, развитие и распространение современных политических институтов, практик, а также современной политической структуры.4
Модернизацию можно определить как формирование, развитие и распространение современных политических институтов, практик, а также современной политической структуры.5
В политологии не существует единого мнения относительно движущей силы процесса политической модернизации. Но наиболее общепризнанным считают мнение Г. Алмонда и Л. Пая, которые утверждали, что политическое развитие опирается на процесс постоянного совершенствования функций, которые, для обеспечения стабильности и эффективности всего социального организма, должна выполнять политическая система. Функциональный подход «изменение системных качеств и функций политических институтов» включает в себя три процесса:
1. структурную
дифференциацию институтов
2. возрастание способности политической системы к мобилизации и выживанию;
3. тенденцию к равноправию.6
Рассмотрим данные процессы модернизации, которые выделили Г. Алмонд и Л. Пай.
Структурное разделение институтов политической системы указывает на усложнение социальных отношений, т.к. появляются новые группы интересов. Для удовлетворения новых социально - экономических потребностей политичекая система должна оперативно реагировать на их появление. Каждая отдельная политическая структура выполняет определенную функцию, но в тоже время эти структуры очень взаимосвязаны и составляют интеграционную систему. Однако в традиционных обществах такого разделения труда нет, т.к. все управляющие и властные функции находятся у узкого круга лиц.
Формирование мобилизационной способности происходит при определенных условиях. Возрастающее многообразие интересов и потребностей социальных групп и индивидов заметно повышает конфликтность и интенсивность столкновения интересов политических сил, преследующих свои цели.7 Проявляется способность политической системы в мобилизации людских и материальных ресурсов, которая нужна для обеспечения социального прогресса. В традиционных обществах мобилизация осуществляется с помощью насилия.
Информация о работе Проблемы политической модернизации в современной российской политологии