Противостояние принципов либеральной и консервативной идеологий: история и современность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2014 в 17:03, контрольная работа

Краткое описание

В политической жизни любого общества важную роль играет политическая идеология, которая выражает национальные, классовые, партийные, религиозные интересы, направляет политические взгляды, дает соответствующие ориентиры политического поведения различным субъектам политических отношений.

Содержание

1. Противостояние принципов либеральной и консервативной идеологий: история и современность……………………………………………….……….. 3
2. Социалистическая идеология и ее разновидности………………………….12
3. Практический вопрос:…………………………………………………….......15
Для каждой из трех основных идеологий современности (либерализма, консерватизма, социализма) выберите приоритетные ценности из следующих пар противоположностей:
а) свобода – равенство;
б) порядок – законность;
в) права человека – справедливость;
г) социальное равенство – равенство перед законом;
д) рыночная конкуренция – государственное регулирование;
е) индивидуализм – коллективизм.
4. Список литературы……………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

моя кон работа по политологии.docx

— 37.00 Кб (Скачать файл)

Во второй половине XX в. социально-политические и экономические изменения в мире заставили приверженцев классического консерватизма пересмотреть некоторые положения своей идеологии. Так возникла неоконсервативное течение, выразителями которого стали президент США Р. Рейган, премьер-министр Англии М. Тэтчер, канцлер ФРГ Г. Коль.

В 70 – 80-е гг. XX в. во взглядах сторонников консерватизма произошли существенные социально-философские изменения, выразившиеся в новых политических установках и действиях. Главное заключалось в признании необходимости перемен в общественной жизни западных стран. В результате нововведений консервативных сторонников общественных перемен неоконсерватизм превратился в динамичную, гибкую, откликающуюся на проблемы современной жизни идейно-политическую концепцию. Его теоретики и практики выступают не столько за сохранение старого, сколько за создание новых порядков и институтов, способствующих общественному прогрессу. Назовем отличительные признаки неоконсерватизма.

Во-первых, утверждение приоритета принципа свободы над принципом равенства. Равенство может существовать только в форме равенство возможностей, но не как равенство условий и результатов. Социальная иерархия реализуется прежде всего через общественную иерархию, которая возникает естественным путем.

Во-вторых, ограниченное вмешательство государства в рыночную экономику. Государство обязано содействовать частной инициативе, а не душить ее. Это содействие возможно с помощью предоставления налоговых льгот, стимулирование частных инвестиций и предложений на рынке. 

В-третьих, развитие и укрепление принципа личной инициативы и личной ответственности в экономической жизнедеятельности общества. Каждая личность или группа людей должна сама решать свои социально-экономические проблемы, а государству следует решать только те вопросы, которые никто другой не способен решить. Государство должно лишь создавать условия, позволяющие гражданам делать сбережения, приобретать собственность, обретать финансовую самостоятельность и независимость от государственного «социального попечительства».

В-четвертых, полный отказ от уравнительного распределения и сокращение государственных социальных программ. Предоставлять социальные блага бесплатно следует только тем, кто в них нуждается и сам не в состоянии себя обеспечить. Все остальные граждане должны платить за все услуги, в которых они имеют потребность и которыми они пользуются, и получать их в том виде и такого качества, которого они желают, на сколько позволяет их материальный достаток.

В-пятых, приверженность демократическому политическому устройству общества. Но демократия должна быть вертикальной, элитарной. Политическая деятельность – это не привилегия и не монополия одной социальной группы, а профессия, доступная каждому гражданину, но лишь при наличии у него соответствующих способностей, призвания и специального образования. В политической жизни страны могут принимать участие все граждане, но политиками должны быть только профессионалы, чтобы избавить политические решения от дилетантизма.

Таким образом, неоконсерватизм успешно приспособил традиционные ценности консервативного толка к современным условиям общественного развития. Однако при этом он сумел связать свои основные установки с такими традиционными ценностями, как религия, семья, закон и порядок, децентрализация и самоуправление, этнокультурное многообразие. Благодаря этому неоконсерваторы добились большого экономического роста, высокой стабильности общества, морального обновления общественных ценностей.

 

 

 

 

 

 

 

2. Социалистическая идеология и  ее разновидности

Социал-демократическая идеология зародилась во второй половине XIX в. и развивалась параллельно с марксизмом, поскольку имеет с ним одни и те же исторические корни и теоретические источники возникновения. Первоначально между марксизмом и социал-демократизмом было много общего. Но с конца XIX в. у социал-демократов и марксистов наметились существенные противоречия, которые в итоге привели к их полному расхождению во взглядах на решение важных социально-политических проблем. В частности, в противовес марксистскому убеждению в необходимости разрушения буржуазной государственной машины как аппарата эксплуатации рабочих социал-демократическое движение предложило постепенное реформирование этой машины и всего общества.

По мнению социал-демократов, основу общественного устройства должно составлять следование принципам свободы, справедливости и солидарности во всех сферах жизни. Свобода в понимании социал-демократов означает право на самостоятельное развитие личности, ровно как и на самовыражение коллектива. Люди сами должны определять свои судьбы в политике, экономике, социальной и духовной сферах. Свобода также означает социальную безопасность человека, свободу от нищеты, нужды, эксплуатации. Под справедливостью понимается предоставление каждому гражданину равных прав и шансов с тем, чтобы он мог занять достойное положение в обществе. А солидарность обязывает каждого человека использовать свою свободу при соблюдении ответственности перед той или иной общностью в качестве ее члена.

Идеология социал-демократии подразумевает также установление таких социальных гарантий, как право на труд, достойную заработную плату, право на отдых и т.д. Причем малоимущим социальные право предоставляются за счет налогов, собираемых государством с граждан. В этих целях образуются социальные фонды, разрабатываются национальные программы социальной защиты наименее обеспеченных слоев населения. В таком перераспределении национального дохода социал-демократы видят социальную справедливость. Гарантии социального равенства и справедливости выступает солидарность всех трудящихся, т.е. объединение их в национальном и международном масштабе для защиты своих прав.

Составной частью идеологии социал-демократизма является идея политической демократии, т.е. многопартийность свобода деятельности для оппозиции, возможность пребывания у власти нескольких партий, их сменяемость в управлении государством в результате выборов, строгое соблюдение правовой законности, принципы разделения властей, демократический контроль над государственным аппаратом, независимость судов и судей, свобода печати и т.д. Определенное место в идеологии социал-демократии отводится государству, которое должно быть демократическим по содержанию, правовым по форме и социальным по направлению. В задачу государства должны входить борьба с безработицей, обеспечение права граждан на труд, на образование, отдых, лечение, жилище, социальное обеспечение, забота о престарелых.

В достижении своей главной цели – построения общества демократического социализма – социал-демократы не признают насильственных и революционных методов. Они считают, что демократический социализм может быть построен путем постепенной эволюции общества с помощью реформ, классового сотрудничества при поддержке и в рамках демократического, социального и правового государства.

С самого своего возникновения социал-демократическое движение не было единым. Довольно скоро оно приобрело региональный и национальный форум. Поэтому сформировались французская, испанская, шведская, немецкая модели общественного устройства, которые придерживаются основных ценностей демократического социализма. В настоящее время в мире действует более 80 социал-демократических партий, а около 70 из них объединены в Социалистический интернационал. Во многих странах социал-демократические партии являются правящими или участвуют в коалиционных правительствах, представлены в парламентах.

Эти партии, руководствуясь доктриной демократического социализма, добиваются не малых успехов в общественной жизни. Они смогли утвердить в обществе такие ценности, как правовое равенство граждан, социальные гарантии, социальное партнерство, государственное регулирование и планирование экономики. Социал-демократы также смогли обеспечить высокий жизненный уровень граждан, сократить различия в доходах между более и менее состоятельными слоями общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Практический вопрос

Для каждой из трех основных идеологий современности (либерализма, консерватизма, социализма) выберите приоритетные ценности из следующих пар противоположностей:

а) свобода – равенство;

б) порядок – законность;

в) права человека – справедливость;

г) социальное равенство – равенство перед законом;

д) рыночная конкуренция – государственное регулирование;

е) индивидуализм – коллективизм.

Я считаю, что для либерализма характерны такие ценности как:  свобода, равенство, рыночная конкуренция, индивидуализм, т. к. главная его цель и ценность — свобода личности. Классический либерализм исходил из автономии индивидуальной свободы и разума, свободы собственности и частного предпринимательства, ограничения властного произвола и вмешательства государства в экономику. “Лучшее правительство то,– отмечал  в свое время Т. Джефферсон, – которое меньше всего управляет”. Также либерализм сыграл огромную роль в разрушении страх идеологических ценностей традиционного общества. Он утвердил новый демократический символ веры:

- индивидуализм, который видит  основную задачу общества и государства в обеспечении каждому индивиду возможностей для развития его способностей;

- свобода, которая должна обеспечиваться  в рамках закона в максимально возможных пределах для каждого индивида;

- равенство, как утверждение того, что все люди равны от природы и имею равные права и возможности; - братство, понимаемое как сотрудничество людей в создании благополучного общества и отказ от использования своей свободы во зло другим.

Поскольку консерватизм возникает именно как противопоставление либеральным воззрениям на природу человека, свободу, равенство и братство, то его не считают самостоятельной, "чистой" идеологией. Для консерватизма, по моему мнению, характеры такие ценности как рыночная конкуренция, порядок – законность. К числу базовых ценностей консервативная идеология относит частную собственность, рыночные механизмы развития экономики, правовое государство, эволюционность общественного прогресса.

Для социализма присущи такие ценности как: равенство, справедливость, государственное регулирование, коллективизм, т. к. социализм — общественно-политический и экономический строй, основанный на принципах равенства прав и возможностей людей, государственного регулирования экономики, приоритета общественной собственности. Основной лозунг такого строя: "От каждого — по способностям, каждому — по труду.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Список литературы

1. Учебник ПОЛИТОЛОГИЯ Мельвиль  А.Ю, Москва 2008.

2. Учебное пособие  Политология  конспект лекций А.П. Садохин, Москва 2008.

3. Макаренко  В.П. Главные идеологии современности. – Ростов н/Д: Феникс, 2000.

4. Политология: Словарь-справочник. М.А. Василик, М.С. Вершинин, Л.Д. Козырева  – М.: Гардарики, 2000.

5. Хейвуд Э. Политология – М.: ЮНИТИ-ДАНА,2005.

6. Политология: Лексикон. – М.: РОССПЭН, 2007.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В заключении реферата хотелось бы отметить, что все современные политические идеологии, отражая конфликты социального бытия, находятся в постоянном развитии. Идеологии приобретают новые исторические формы, заимствуя друг у друга ценностные ориентиры, которые лучше выполняют роль мобилизации, организации определенных социальных слоев, направляют их социальное действие. Так либерализм становится "социалистичнее", а социализм - "либеральнее". Консерватизм усваивает ценности либерализма. Современные идеологии как бы отступают от одностороннего видения мира, движутся по пути взаимопроникновения и взаимодополнения. Однако это пока не приводит к утрате их самоидентичности. В идеологиях отражается и социальный интерес и поиск более реалистичных и эффективных программ общественного развития. Конкуренция сил, претендующих на власть, как и конкуренция идеологий - элемент властеотношений, это мотор политического развития, одна из гарантий его демократических тенденций.

 

Консерватизм ориентирован на сохранение и поддержание исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни, ее ценностных устоев, воплощенных в религии, семье, собственности и т.д. 
Консерватизм как политико-идеологический феномен первоначально оформился на Западе, а точнее - в англосаксонском культурно-историческом пространстве. 
Основные принципы: 
- общество - это система норм, обычаев, традиций, социальных институтов, которые надо сохранять и развивать; 
- существующие социальные институты предпочтительнее любых новых программ, нацеленных на их преобразование; 
- недоверие к социальным новациям и полное отрицание любых революционных изменений; 
- упрочение универсального морального порядка, санкционированного и поддерживаемого религией; 
- пессимизм в оценке человеческой природы, неверие в силу разума и способности индивида. 
Основные политические цели: 
- защиты традиционных устоев общественной жизни, незыблемость сложившихся ценностей; 
- пренебрежение к парламентаризму и выборным институтам власти; 
- решительный отказ от вмешательства государства в экономику, социальную сферу и частную жизнь; 
- идея национального величия, поддержки сильного государства, где власть должна принадлежать аристократической элите; 
- главное право личности - право иметь собственность и свободно ею распоряжаться.

Информация о работе Противостояние принципов либеральной и консервативной идеологий: история и современность