Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 08:35, реферат
Процесс социализации всегда привлекал мое внимание в социальной психологии и социальной педагогике. И я неизбежно с ним сталкивалась из-за того, что "социализация" является ключевым понятием в этих дисциплинах. При выборе темы реферата я не задумываясь взялась за эту тему. Т.к. впервые столкнулась с понятием "политическая культура" и, как правило, с ним мало кто знаком.
Установочно-поведенческий компонент политической культуры составляют политические установки и соответствующие стереотипы поведения, которые способствуют переводу представлений и ценностей в плоскость практической реализации. Можно сказать: политическая установка — это отношение субъекта к политическим явлениям, политическое поведение — это тот или иной способ реагирования субъекта на происходящие события. Политическая установка и политическое поведение существуют в органическом единстве, их устойчивые стереотипы составляют непременный компонент политической культуры личности, социальной группы, нации или общества в целом.
Все рассмотренные элементы политической культуры относительно самостоятельны и вместе с тем взаимосвязаны, тесно переплетаются, образуя специфическую целостность. Характер политических знаний и представлений, ценностей и убеждений, эмоциональных состояний и психологических чувств, позиций и установок, преобладающих образцов поведения определяют содержание политической культуры, присущей данному социальному объекту.
Вопрос о типах политической культуры обусловлен многообразием политических систем, различием в уровне социально-экономического, политического и культурного развития стран, их исторических традиций, следствием чего является многообразие политических культур народов, наций, социальных общностей, личностей. Существуют различные способы классификации политических культур.
В основе марксистского
подхода к классификации
Наиболее разработанную классификацию политических культур на основе данного подхода выполнил польский ученый Ежи Вятр7. По его мнению, рабовладельческому и феодальному обществу соответствует тип традиционной политической культуры, характеризующийся признанием священного характера власти и традиции в качестве регулятора политических отношений. В рамках данного типа политической культуры ученый выделяет племенную, теократическую и деспотическую ее разновидности, которые могут различным образом сочетаться друг с другом. В буржуазном обществе Вятр выделяет два основных типа политической культуры: демократический и автократический. Первый характеризуется высокой активностью граждан и их широкими политическими правами. Второй тип политической культуры в качестве идеала государства признает сильную и неконтролируемую власть, ограничивающую демократические права и свободы граждан.
На Западе широкую известность получила типологизация политической культуры, которую предложили американские политологи С. Верба и Г. Олмонд8. Она основывается на результатах сравнительного анализа политических культур, существующих в различных странах, в зависимости от степени ориентации людей на участие в политической жизни, в обеспечении функционирования политической системы. Исходным пунктом их подхода является конструирование трех «чистых» типов политической культуры и выведение из них смешанных типов политической культуры. Чистыми типами, по их определению, являются патриархальная, подданническая и активистская (гражданская) политические культуры.
Патриархальная, или приходская, политическая культура присуща социальным общностям, политические интересы которых не выходят за рамки своей общины, деревни или района. Ее отличительной чертой является полное отсутствие у членов сообщества интереса к политическим институтам, к центральным властям. Как местные вожди, так и подданные не испытывают никакого чувства к центральному правительству, их отношение к нему не определяется никакими нормами. В современной действительности самыми близкими эквивалентами такой политической культуры могут быть отношения, существующие в африканских племенах.
Подданническая политическая культура отличается сильной ориентацией социальных субъектов на политическую систему и результаты деятельности властей, но слабым участием в обеспечении функционирования этой системы. Носители подданнической политической культуры осознают существование специализированных политических институтов, имеют к ним отношение негативное или позитивное, но не склонны принимать участия в политической деятельности. От центральной власти подданные в этом случае ожидают либо приказов, либо благ.
Активистская, или гражданская, политическая культура характеризуется сильной ориентацией на существующую политическую систему и на активное участие в политической жизни общества. Носители такой культуры заинтересованы не только в том, что им дает политическая система, но также и в том, чтобы играть активную роль в обеспечении функционирования ее институтов. К власти они относятся не только в плане необходимости подчинения ее предписаниям и решениям, но в плане необходимости своего участия в процессах выработки, принятия и выполнения этих решений. В силу указанных черт данного типа политической культуры его принято называть также культурой участия.
Из смешения элементов этих трех чистых типов возникают еще три вида политической культуры: патриархально-подданническая, подданническо-активистская и патриархально-активистская. Именно эти смешанные типы политической культуры, по мнению Олмонда и Вербы, преобладают в истории различных обществ.
В любом обществе наряду с политической культурой существуют различные политические субкультуры. В литературе субкультура рассматривается, как совокупность политических ориентации, значительно отличающихся от ориентации, доминирующих в данном обществе. Речь идет об особенностях политических культур различных социально-демографических и профессиональных групп. Так, различают политическую субкультуру молодежи, женщин, интеллигенции, творческой элиты, служащих государственного аппарата, деревенскую, городскую, этническую субкультуру и т.д. Особенности каждой из подобных политических субкультур обусловлены различиями положения общественных групп в экономической и социальной структуре общества, а также этническими, расовыми, религиозными, образовательными, половозрастными и другими особенностями.
Наличие в обществе множества политических субкультур может оказаться источником дестабилизации общественно-политической жизни. Иногда отдельные субкультуры настолько отличаются от общей политической культуры, что могут рассматриваться в качестве самостоятельных контркультур. Стабильности общества способствует единство его политической культуры. Видимо, нереальной является задача преодоления множественности политических субкультур. Однако можно и следует стремиться к совместимости между различными субкультурами, к согласию всех социальных групп по коренным вопросам жизни общества.
Политическая социализация
Учеными разных стран немало сделано по изучению процесса освоения людьми политических ориентаций и образцов поведения, т. е. по изучению процесса политической социализации. Термин "политическая социализация" впервые был введен в 1959 году американским ученым Г. Хайменом и в дальнейшем получил устойчивое распространение в научном лексиконе.
В 1968 году около 800 членов Ассоциации американских политологов избрали своей специальностью “политическую социализацию”. Американский политолог Ф. Гринштейн9 утверждает, что использование этого понятия возможно в следующих ситуациях:
1)при изучении политических
2)при изучении норм и правил, преобладающих в обществе;
3)при изучении влияния различных политических теорий на граждан в любой стадии их жизненного цикла;
4) в ходе наблюдений
за деятельностью институтов
социализации которые являются
своеобразными каналами
Однако выявились и определенные расхождения во взглядах и подходах исследователей к анализу основных механизмов, этапов политико-социализирующего процесса, психологических аспектов вовлечения людей в политическую жизнь и т. д. Большое внимание уделяется исследованию специфики процесса политической социализации в отдельных странах, на разных этапах их социально-политического развития. Результаты этих изысканий могут быть до некоторой степени полезны при изучении проблем и особенностей политической социализации в современной России.
Процесс политической
социализации осуществляется двумя
основными путями. Первый путь состоит в передаче новым
поколениям сложившихся образцов политического
сознания и политического поведения, т.е.
в передаче политической культуры старшего
поколения молодому поколению. Это означает,
что процесс социализации носит отчасти
консервативный оттенок, ибо в сознание
молодого поколения внедряются те ценности,
нормы и образцы поведения, которые уже
освоены опытом прошлого. "Самых юных
толпами гонят учиться, с тем чтобы они
смогли выучить наизусть старые ритуалы,
и когда они усваивают многословие старших,
их объявляют взрослыми", - саркастически
замечал М. Штирнер.10 В качестве основных агентов политической
социализации в данном случае выступают
такие социальные институты, как семья,
школа, церковь и т. д.
Другой путь политической социализации
связан с приобретением личностью новых,
ранее неизвестных политических знаний,
с усвоением нового политического опыта.
Это происходит в процессе участия индивида
в политической жизни страны, а также под
воздействием разных факторов. Оба этих
пути политической социализации в реальной
жизни тесно переплетаются, взаимно дополняют
друг друга, обеспечивая стабильность
политической системы.
В условиях кризисного, переходного состояния общества, при смене типов политической культуры возникают серьезные проблемы сохранения и передачи политического опыта, преемственности политических институтов, норм и ценностей. Именно это и наблюдается сегодня в России. В стране одновременно изменились и политическая, и экономическая системы, возник идеологический вакуум, подверглись глубокой коррозии базовые ценности. Россия существует теперь в новых границах, экономический потенциал ее заметно изменился после распада СССР. Это ложится тяжелым бременем на плечи миллионов россиян.
В условиях трансформации политической системы в России, возрастает роль и значение политической социализации, результатом которой должна быть новая политическая культура населения. В СССР мы имели стабильную интегрированную непротиворечивую политическую культуру общества, групп, граждан за счет эффективной социализации через семью, школу, вузы, СМИ, общественные организации и, наконец, КПСС. Однако, не будем забывать о том, что эффективность политической социализации в то время обеспечивалась жесточайшим контролем в отношении институтов социализации.
Г.Юнг доказывает,
что абсолютное государство, в котором индивид ищет спасения от своего
растущего социального и психологического
одиночества, в действительности приводит
к разрушению всякого остатка индивидуальности.
Человек больше не принимает каких-либо
важных решений, “вместо этого им руководят,
его кормят, одевают, воспитывают в качестве
социальной единицы”.11
Итак, разрушение индивидуальности являлось
платой за тот психологический комфорт,
который обеспечивала людям идентификация
с сильным государством. С разрушением
прежней политической системы разрушились
и привычные каналы политической социализации.
Известно, что воспитание
гражданина - основа демократической
системы. В своей работе “
При изменении, трансформации политической
системы коренным образом изменяется
и политическая социализация. Верным является
и обратное утверждение о том, что успех
преобразования политической системы
обеспечивается эффективной социализацией.
У. Розенбаум выделяет тезис о том, что
все правительства контролируют институты социализации.
Их цель создать массовую политическую
культуру, совместимую с режимом. И когда
это достигается, то сохранить эту культуру.
Если в обществе, происходят большие изменения
(например коммунистический режим превращается
в некоммунистический), то элита модернизируется
и стремится переориентировать политическую
культуру через реформу образования на
новые идеалы и ценности, в надежде обеспечить
таким образом политический порядок 13. Приходится заметить, что российское
правительство крайне непоследовательно
осуществляют контроль за процессом политической
социализации.
"Воспитание и наставление
начинается с самых первых
лет существования и продолжается до конца
жизни", - писал Платон. То же мы находим
и у Ф. Ларошфуко: "Мы вступаем в различные
возрасты нашей жизни, точно новорожденные,
не имея за плечами никакого опыта, сколько
бы нам ни было лет". От своих родителей
дети получают первые уроки политических
знаний и стереотипов поведения, обретают
чувство любви к родной земле. "Любовь
к родине начинается с семьи", - отмечал
английский философ Ф. Бэкон.
В России семья как социальный
институт переживает нелегкие времена.
Передача от поколения к поколению социально-политического
опыта, основных норм и ценностей в переходное
время протекает особенно болезненно.
Среди представителей среднего и старшего
поколения преобладают прежние ценностно-политические
ориентации, традиционные стереотипы
политического мышления и поведения, что
неизбежно вступает в противоречие со
многими устремлениями и установками
подрастающего поколения. Молодежь с присущим
ей максимализмом стремится вырваться
из-под "власти отца" и в семье, и в
обществе. Молодое поколение лучше адаптируется
к новым социально-политическим реалиям,
и происходит разрыв поколений. Стабильность
социально-политического развития страны
возможна лишь в сочетании новаций и традиций
как взаимосвязанных сторон культуры
общества. В противном случае Россия в
очередной раз может пережить национальную
трагедию.