Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 13:37, реферат
В современном демократическом обществе существует множество различных добровольных объединений людей (групп интересов), стремящихся довести свои требования до властных структур. Одни из них используют экономические рычаги, другие действуют менее заметно — в коридорах власти. Наиболее распространённой формой воздействия этих организованных (групп интересов) на органы власти является лоббирование.
Введение___________________________________________________________3
Глава 1. Теория элит и лоббизма.
§1.Теория элиты_________________________________________________5
§2.Лоббизм_____________________________________________________ 7
§3.Группы интересов____________________________________________15
Глава 2. Региональные элиты и лоббистские структуры в Российской Федерации.
§1.Региональные элиты в России__________________________________17
§2.Лоббизм и лоббистские структуры в России______________________20
Заключение________________________________________________________26
Список использованной литературы___________________________________28
Новый шаг к признанию статуса лоббистов в стране был сделан в 1981 г., когда после 23-летнего правления голлистов пришлось вновь выстраивать отношения государства и промышленности. В традициях французского парламентаризма заключается то, что депутаты обязательно выражают чьи-то интересы, и столь же обязательно при этом заявляют, что стоят на защите интересов лишь народа. Лоббистов они называют скорее экспертами, а технику лоббирования предпочитают выбирать и осуществлять самостоятельно. 69% французских чиновников считают, что лоббисты могут выступать как посредники, но 49% признают, что они не могут определять характер политического решения ни на каком уровне. Лоббист должен "изготовить продукт", причем с риском, что он может и не понадобиться заказчику. Процесс легализации лоббистских функций во Франции таким образом запаздывает. Лоббизму приписывают маргинальную роль в принятии решений, но он ее уже давно перерос.
Более весомые позиции занимают лоббисты в Великобритании, несмотря на то, что многие правовые установления строятся здесь на прецедентах. В Лондоне функционирует около 40 относительно небольших лоббистских фирм, важная цель которых - влиять на законодателей и журналистов. Пять из этих фирм имеют представительство в Брюсселе, а еще 5 - в США. Депутат парламента в Британии должен ежегодно отчитываться о своих доходах официально, это заставляет его предпочесть юридически регламентированные контакты с лоббистами. Министры и чиновники лишены всяких привилегий. Опросы, проведенные в Англии, выясняли содержание разговоров лоббистов с депутатами. Около половины (48%) таких разговоров касались проблем развития промышленности (36% у депутатов-консерваторов и 63% у депутатов-лейбористов)8.
Лоббизм в Японии отличается своими особенностями. Его представители широко опираются на местные власти. Так, концерн Тойота создал для себя свободную торговую зону в штате Кентукки и продает автомобили с наименьшими для себя затратами. В то же время японское лобби находит подходы и к высшим властям. В конце 1989 г. бывший президент США Рейган прочитал в стране восходящего солнца доклад, гонорар за который составил 2 млн. долларов. Это рассматривалось наблюдателями как скрытая оплата прежних услуг. В США укрепляют свои позиции японские банки, создаются целые "мыслительные центры", контролируется инвестиционный процесс - и все это при ключевой роли лоббистов9.
При всех этнопсихологических, историко-культурных и т.п. различиях, характерных для лоббистов в указанных и других странах, в их деятельности есть много общих черт. Бернар Ле Грель в книге "Профессия лоббиста" выдвинул пять золотых правил лоббирования: "20% - права, 20% - политики, 20% - экономики, 20% - дипломатии и 20% - коммуникации". Лишь тщательная дозировка этих знаний и видов деятельности гарантирует лоббисту успех, причем ингредиенты могут меняться в соответствии с динамикой ситуации10.
Особенно сильно меняется роль последнего компонента - коммуникационного – с ходом объединительных процессов в Европе. Фактически такая коммуникация строится на приоритетах достоверности и прогностичности, а также этической приемлемости и политической сбалансированности. В последнее время растет и роль экологических составляющих, ибо экономическая эффективность уже не считается безусловным приоритетом перед пригодной для жизни окружающей средой (которая сама во многих отношениях является экономической ценностью). Увеличивается роль лоббистов в обеспечении инноваций. Они ставят новые задачи не только перед предпринимателями, но в последнее время и перед политиками. Особенно это касается внедрения наукоемких технологий. Для достижения успеха лоббист должен обладать знаниями не только в области конкуренции маркетинга, коммуникаций, но в первую очередь политических наук, права, финансов, экономики, социологии и психологии.
Лоббизм может проявляться в разных сферах и иметь соответственно различные виды. Например, в зависимости от того, в какой ветви власти решается вопрос, можно выделить законодательное, исполнительное и судебное лоббирование. Так как именно эти власти принимают стратегические и долгосрочные решения, поэтому они являются основной мишенью для лоббистов.
По мнению специалистов чаще всего лоббирование в Российской Федерации осуществляется в органах исполнительной власти. Это связано с тем, что кардинальные вопросы в нашей стране законодательной властью пока еще решаются редко. Фактически это происходит через президентские указы и постановления Правительства, которые играют доминирующую роль в системе правового регулирования и имеют прямое действие.
В зависимости от того в чью пользу решается вопрос, лоббирование может подразделяться на следующие разновидности:
Предмет лоббизма – это то, ради чего осуществляется лоббистское давление, проводится лоббистская кампания и пр. Согласно самой распространенной классификации существуют следующие предметы лоббирования:
§3.Группы интересов
Группа интересов - это добровольное объединение граждан, формировавшаяся с целью выражения и отстаивания своих практически значимых интересов во взаимоотношениях с государством и другими политическими институтами. Наличие различных групп интересов первый шаг к формированию партий. Основанием для осуществления могут быть такие потребности: экономические, социальные, культурные, этнические, религиозные, идеологические.
Функции групп интересов:
1) Артикулирование - преобразование эмоций, чувств, ожиданий граждан в определении политики.
2) Агрегирование
- согласование частных
3) Информирование - донесение до органов власти сведений о той или иной проблеме в общественной жизни.
4) Формирование политических элит, властных структур общества и базы для создания политических партий.
Характерные особенности групп интересов:
1) Не ставят
целью завоевание политической
власти в государстве, а
2) Не ставят целью расширение социальной базы, а организуются для защиты частных интересов.
Типы групп интересов:
1) По характеру происхождения и степени организованности: а) атомические - стихийно возникает и также распадается; б) институциональные - формальные объединения с четко выраженной структурой, функциями и профессиональным кадровым аппаратом.
2) По структуре: а) ассоциативные - высокий уровень специализации и организованности, официальный характер создания и добровольность объединения, наличие устава; б) неассоциативные - после достижение цели распадаются, оказывают слабое влияние на власть.
3) По сферам
жизнедеятельности:
Глава 2. Региональные элиты и лоббистские структуры в Российской Федерации.
§1.Региональные элиты в России
Понятие “региональные элиты” имеет много значений и является многогранным, так что нуждается в конкретном определении. Целесообразно использовать принятый в политической науке альтиметрический, или функциональный, подход. Вот такое определение дает нам Р.Ф.Туровский: ”Под региональными элитами следует понимать совокупность лиц, занимающих статусные позиции в структурах власти или непосредственно влияющих на эти структуры и процесс принятия политических решений”11. Альтиметрический подход избавляет нас от необходимости следовать меритократическим и аристократическим установкам, в соответствии с которыми элитой считаются находящиеся у власти или при власти обладатели особых позитивных личных качеств.
В России в самом
узком смысле принято говорить о
региональной властной элите, главными
представителями которой
Понятие "региональная элита" рассматривается с несколькими степенями его расширения.
На протяжении последних лет, начиная с позднеперестроечного периода, властная элита в российских регионах находится в процессе перманентной трансформации, вызванной изменениями институционального дизайна и идеологии, отношений между центром и регионами, системы регионального лидерства и др.
При структурном анализе региональной элиты можно использовать несколько подходов.
• Социогенетический подход позволяет анализировать региональные элиты с точки зрения их социально-профессионального происхождения. На этом основании, например, принято рассматривать структуру губернаторского корпуса, отталкиваясь от карьерно-профессиональных и образовательных критериев.
Большого внимания заслуживает изучение места и роли региональной элиты в российской политической системе. На протяжении всей истории региональные элиты ведут борьбу за статус и влияние на федеральном уровне, и потому особой темой является их субъектность в общегосударственной политике. Выделяются различные аспекты политического влияния региональной элиты на федеральном уровне, например:
• влияние на электоральный
процесс через поддержку тех или иных
партий.
Уровень влияния региональных элит на
общегосударственный политический процесс в России неустойчив
и зависит от текущей модели отношений
"центр — регионы".
§2.Лоббизм и лоббистские структуры в России
Довольно низкий статус институтов регионального влияния на федеральном уровне (особенно после реформы Совета Федерации 2000—2002 гг.) сделал актуальным вопрос о создании в России дополнительных каналов защиты региональных интересов. В реальной политике эти каналы имеют даже большее значение, чем специализированные институты. Это легко объясняется снижением регионального представительства в Совете Федерации и сугубо совещательными функциями Госсовета и Совета законодателей.