Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 13:37, реферат
В современном демократическом обществе существует множество различных добровольных объединений людей (групп интересов), стремящихся довести свои требования до властных структур. Одни из них используют экономические рычаги, другие действуют менее заметно — в коридорах власти. Наиболее распространённой формой воздействия этих организованных (групп интересов) на органы власти является лоббирование.
Введение___________________________________________________________3
Глава 1. Теория элит и лоббизма.
§1.Теория элиты_________________________________________________5
§2.Лоббизм_____________________________________________________ 7
§3.Группы интересов____________________________________________15
Глава 2. Региональные элиты и лоббистские структуры в Российской Федерации.
§1.Региональные элиты в России__________________________________17
§2.Лоббизм и лоббистские структуры в России______________________20
Заключение________________________________________________________26
Список использованной литературы___________________________________28
В этой ситуации региональный лоббизм осуществлялся через неспециализированные, но при этом весьма влиятельные политические институты.
Президент России и администрация президента
Как показывает российская практика, региональное происхождение президента играет большую роль при определении реального статуса тех или иных регионов в территориально-политической системе. При Б. Ельцине преференции имела Свердловская область, при В. Путине — Санкт-Петербург и Ленинградская область. Однако принципы местничества и землячества не играют такой роли в российской политике, как это происходит в некоторых азиатских и африканских странах.
Лоббирование региональных интересов через неформальные отношения с президентом страны возможно с помощью таких институтов, как Госсовет и президиум Госсовета. Существует механизм личных двусторонних встреч президента с региональными лидерами, политическая технология поездок президента в регионы, где в роли встречающей стороны выступает губернатор. В новейшей российской истории прямые личные контакты между главой региона и президентом страны играли огромную роль в определении региональных возможностей на федеральном уровне.
Важнейшую роль играет лоббирование региональных интересов или интересов конкретных региональных лидеров и групп влияния через администрацию президента. Это позволяет регионам влиять на процесс подготовки и принятия важнейших решений, в особенности — связанных с "неформальной кадровой политикой" федерального центра (позиция центра или наиболее влиятельных групп на региональных выборах, при назначении губернаторов, определении членов Совета Федерации, формировании предвыборных партийных списков и т.п.).
Правительство России.
Лоббирование
региональных интересов в российском
правительстве также в
В целом для России характерно формирование вертикально интегрированных клиентел. Их патронами являются крупные федеральные чиновники (обычно — выходцы из регионов), клиентами — региональные элиты (в особенности — из регионов, выходцами из которых являются федеральные чиновники).
Формирование тесных отношений региональных элит с определенными чиновниками зачастую обуславливало правительственные преференции в сфере региональной экономической политики.
Юридическая формализация
регионального влияния в
Государственная Дума.
Из мировой практики регионального бикамерализма известно, что "нерегиональная" палата часто воспринимается регионами как более эффективный лоббистский инструмент, чем региональная палата. Это объясняется тем, что "нерегиональная" палата принимает основную часть решений, влекущих за собой "тонкую настройку" отношений "центр — регионы" (например, законы, посвященные региональной экономической политике, деталям разграничения полномочий, федерального вмешательства и т.д.).
Российская практика подтверждает эту тенденцию. Именно Госдума разрабатывает и принимает законопроекты, т.е. находится в эпицентре законотворческой работы. Именно с Госдумой связан наиболее интенсивный парламентский лоббизм, поскольку здесь ведется обсуждение законов, разработка и внесение поправок к законам и т.п. Поэтому региональные элиты стремятся обеспечить свое представительство в нижней палате.
Одним из способов обеспечения такого представительства является выдвижение кандидатов в одномандатных округах. Нередко наблюдается борьба различных региональных групп влияния за обеспечение такого представительства. В российской практике этот способ утрачивает свою актуальность после перехода к выборам по пропорциональной системе с 2007 г.
Другой способ — продвижение представителей региональных групп влияния в партийные списки, обеспечение им проходных или полупроходных мест. Этот вариант менее эффективен, поскольку в партийных списках ключевые позиции обычно занимают столичные функционеры. Однако новое избирательное законодательство, принятое в процессе подготовки к федеральным выборам 2007 г., дает некоторые гарантии регионального участия в процессе формирования партийных списков. Список каждой партии делится на региональные группы, одни группы соответствуют субъектам федерации, а некоторые субъекты федерации делятся на два и более электоральных (партийных) округа. Предполагается, что депутат, избранный по партийному списку от определенного электорального округа, ведет работу с избирателями в этом округе. Для региональных элит это является аргументом в отношениях с центральным руководством партий в пользу продвижения своих представителей в партийные списки для обеспечения более высокого результата в региональных партийных округах.
Разумеется, наилучшие позиции имеют регионы, которые отличаются наибольшим демографическим весом, имеют наибольшее количество избирателей. С этим прямо связано количество одномандатных округов (в новых условиях — партийных округов, на которые делятся списки) и число голосов, поданных за партию в регионе (что обычно позволяет провести больше своих представителей по спискам). Поэтому наиболее эффективным региональный думский лоббизм оказывался у самых крупных регионов, способных к тому же создать небольшие неформальные группы (Москва, Татарстан, Башкирия, Ростовская область и др.).
Интересной
особенностью Госдумы в России было
создание депутатских групп из депутатов,
избранных в одномандатных
Но не только
работа через ассоциации является неотъемлемым
элементом квалифицированной
В настоящее время в России ситуация такова, что компании готовы тратить деньги на лоббирование своих интересов, и есть профессионалы в этой области, готовые работать в данной сфере. Неизбежно, такая ситуация приводит к формированию рынка лоббистских услуг, к появлению фирм, которые осуществляют лоббизм по заказу компаний. Этот рынок развивается очень динамично.
К использованию лоббистских структур прибегает множество компаний. Услуги таких фирм используются как для осуществления крупных лоббистских проектов, так и для менее значимых задач. Аккумулируя знания механизмов работы власти, специалистов в сфере лоббизма, такие фирмы позволяют добиться желаемых результатов без значительных издержек, связанных с содержанием собственного GR-департамента в компании. Фактически речь идет о некоем субподряде в сфере лоббизма. К тому же, такого рода фирмы позволяют компаниям оставаться в тени и не афишировать свои интересы.
Несмотря на свои преимущества, такие формы работы имеют и ряд серьезных недостатков. Деятельность лоббистских фирм часто непрозрачна. Они могут прибегать к коррупционным схемам работы, что неприемлемо для компаний, в которых было принято принципиальное решение не использовать подобные методы работы. К тому же, возникает риск утечки конфиденциальной информации в третьи руки, что может также негативно сказаться на бизнес-проектах компании.
Заключение
В современном российском обществе лоббизм, как уже отмечалось, во многом ассоциируется с коррупцией, рэкетом, криминальными действиями. Однако перспективы развития рыночных отношений в сбалансированности с мерами демократической политики определяют потребность в другом лоббизме - цивилизованном, регламентируемом в определенном отношении законом, политически взвешенном и этически приемлемом. В этом отношении лоббизм выступает и как детектор демократизации всех сфер жизни, и как ее условие, тем более, что без него уже в высшей форме цивилизованном виде невозможно равноправное и взаимовыгодное сотрудничество с развитыми обществами.
Важно отметить, что в России в этой связи намечаются новые подходы к изучению феномена лоббизма. Если раньше внимание сосредоточивалось в основном на отраслевом лоббизме, и до сих пор он считается определяющим, то с начала 90-х годов чаще обращается внимание на региональный лоббизм - число посвященных ему публикаций растет. Нельзя не признать неизбежности столкновения между ними. Определяется необходимость лоббизма в интересах избирателей, потребителей, рядовых держателей акций, граждан.
Протолоббистские организации западного образца в России в настоящее время сосредоточены во многом в средствах массовой информации. Однако прямая "скупка" газет, телевидения и т.п. может дать отрицательный эффект по отношению к социально конструктивному лоббизму.
Первая волна
лоббистов характеризовалась да
Официальное признание института лоббизма в России способствовало бы в определенной степени оптимизации социально-экономического развития страны, стабильности общества.
Главное достоинство лоббизма заключено в создании легитимных возможностей участия в выработке и принятии решений как наиболее заинтересованных общественных групп, так и высококомпетентных специалистов.
Юридически четко регламентируемая система лоббизма может в значительной степени способствовать:
- обеспечению гласности и предсказуемости политических процессов;
- цивилизованному ограничению сфер деятельности аппарата государственной власти (сделает его более открытым для контроля со стороны общества, уменьшит возможность волевых решений);
-расширению
круга активных участников
-контролю взаимодействия частных интересов и органов власти, созданию дополнительных преград на пути коррупции.
Список использованной литературы
1 Лоббизм в России // Социол. исслед. 1996. № 3-4.
2 Mirslovarey.com
3 Зяблюк Н.Г. Лоббизм и политика. М., 1976.
4 Encyclopedia Britannica. L., 1980. V. 7.
5 Farnel FJ. Am richtigen Hebel: Strategie und Taktik des Lobbying. Landsberg. 1994. S. 12.
6 Ethics in government and lobbying reform proposals: Hearing before the Subcommittee on the Constitution of the
Committee on the judiciary, House of representatives, 104th Congr., 2nd sess. March 22, 1996. Wash. 1996. P. 1.
7 Sawatsky J. The insiders: Government, business and the lobbyists. Toronto, 1987.
8 Market Access Group: Effective lobbying. L., 1992.
9 Choate P. Agents of Influence. How Japan's lobbyists in U.S. manipulate America's Political and Economic
System. N.Y., 1990.
10 Le Grelle B. Profession lobbyman: le pouvoir des coulisses. Paris, 1987.
11 Р.Ф.Туровский. «Политическая регионалистика» М. стр.663.