Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2012 в 16:24, реферат
В нашей стране активно формируются рыночные отношения, предъявляющие новые требования к деятельности хозяйствующих субъектов. В основе предпринимательской деятельности лежат маркетинг и менеджмент как философия бизнеса, инструментарий предпринимательства, стратегия и тактика участников рыночных отношений. Именно глубокие знания в данных областях, способность умело применять современные инструменты воздействия на ситуацию, складывающуюся на рынке, предопределяют коммерческий успех предпринимателя.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
1. Источники правового регулирования………………………………..5
2. Предпосылки становления маркетингового права…………………10
3. Понятие и содержание маркетингового права……………………...15
4. Проблеиы правового регулирования маркетинговой
деятельности……………………………………………………………..23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….28
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………..30
Эффективная маркетинговая деятельность предопределяет коммерческий успех предпринимателя на рынке. При этом у современных маркетинговых служб и других участников маркетинговой деятельности возникают потребности, основанные на опыте практической работы в современных российских условиях. Субъекты маркетинга, адаптируясь к этим условиям, вырабатывают определенные правила игры, которые необходимо использовать в правотворческой деятельности законодательных органов всех уровней, преобразуя указанные наработки в правовые формы. В то же время юридическая доктрина вынуждена пересмотреть ряд своих понятий, взглядов, подходов, выводов, суждений, идей, концепций и теорий. Данная реакция и приводит к зарождению в недрах российского правоведения феномена, который уже сейчас можно называть маркетинговым правом.
Исследование любых правовых
явлений или отражающих их элементов
юридического языка должно начинаться
с определения набора значений исходных
понятий. При этом принятое содержание
определенного правового
Термин "маркетинговое право" в силу его новизны пока практически не используется в научно-методической литературе и практике, однако его содержание следует из самого названия. Вместе с тем, будучи запущенным в лексический оборот участниками коммуникационного процесса, информационных обменов - юристами, маркетологами, хозяйственными руководителями, просто гражданами, - он станет употребляемым; его начнут понимать и вкладывать в него значение, отражающее единство мнений или же согласие. Став объектом научного внимания, термин "маркетинговое право" постепенно должен получить широкое применение, приобрести не просто содержание, а содержание с информационно-регулятивным потенциалом.
До недавнего времени
то, что сейчас некоторыми специалистами
уже называется маркетинговым правом,
существовало в виде нескольких самостоятельных
и независимых друг от друга блоков.
Первый блок представляли горизонтальные
правоотношения, складывавшиеся между
юридическими лицами и индивидуальными
предпринимателями без
Очевидно, что в масштабах
одной отрасли гражданского права
невозможно полное и детальное регулирование
маркетинговой деятельности, так
как возникающие в этой сфере
правоотношения не в полной мере корреспондируются
с принципами и методом гражданского
права. Не находит широкого применения
в маркетинговых
Правовое регулирование маркетинга в Российской Федерации сопровождается бесконечными ссылками на подзаконные нормативные акты, которые зачастую абсолютно не увязываются с требованиями федеральных и региональных законов и в связи со своей реальной применяемостью являются более значимыми, чем буква закона.
Второй блок маркетинговых правоотношений, связанных с организацией и деятельностью исполнительных органов государственной власти, "курирующих" маркетинговую деятельность, рассматривался в рамках административного права и примыкающих к нему отраслей. И это вполне понятно, так как до начала рыночных реформ в России все хозяйствующие субъекты были государственными, то есть представляли собой адресаты плановых заданий, исходящих от государства и тотально контролируемых государством. Сама же маркетинговая деятельность не отвечала своей природе, а складывающиеся в ходе ее реализации правоотношения можно было с полной уверенностью называть публичными.
Маркетинговое законодательство
как комплексную отрасль можно
рассматривать как
Обособление той или другой отрасли права такого порядка определяется прежде всего не соблюдением общих правил и требований к выделению новой правовой отрасли, а степенью разработанности самого нормативно-правового массива, интенсивностью, актуальностью той или другой деятельности и ее потребностями в специальном правовом обеспечении. В ряду указанных понятий пребывает и понятие маркетингового права, которое в этом качестве обладает существенным потенциалом, имеет широкую область применения и набор значений, интересных, в частности, для последующего научного исследования и правоприменения. Вместе с тем необходимо отметить, что содержание маркетингового права и его средства в силу новизны и нестабильности нуждаются в серьезном исследовании, обобщении, систематизации и развитии.
В то же время следует
обратить внимание на теснейшее переплетение
и взаимосвязь самых различных
общественных отношений, отсутствие зачастую
рельефной грани между
Нормы по правовому регулированию маркетинговой деятельности существуют в любом государстве, составляя, как правило, особую комплексную отрасль или подотрасль права, то есть выделяются в отдельную сферу правового регулирования. Это дает возможность обеспечить эффективное развитие маркетинговой деятельности, создать необходимые правовые условия для ее осуществления, защитить как частные интересы субъектов маркетинговой деятельности, так и публичные интересы государства и общества в целом.
Таким образом, подходы к
обоснованию становления
Итак, в ходе развития и
совершенствования современной
правовой теории и практики, предопределяемых
переходом России к рыночной системе
хозяйствования, объективно из недр гражданского,
предпринимательского (хозяйственного)
и административного права
Формирование маркетингового
права базируется прежде всего на
экономико-управленческих условиях. Так,
появление широкого круга субъектов
маркетинга, деятельность которых можно
регулировать только с помощью права,
развитие рыночных отношений вообще
и рынка маркетинговых услуг
в частности диктуют
Эмпирическая характеристика
маркетингового права определяется
тем, что маркетинговая деятельность
в Российской Федерации осуществляется
лишь несколько последних лет. Более
того, приходится указать на то обстоятельство,
что родоначальниками маркетинговой
деятельности в России зачастую были
неспециалисты. Они принимали маркетинговые
решения, может быть, вполне разумно,
но интуитивно. Существовал огромный
спрос на опыт маркетинговой деятельности,
накопленный за рубежом. Во многом это
распространялось и на сферу маркетингового
законодательства, поскольку некоторые
аспекты маркетинга, например связи
с общественностью, практически
вовсе не были урегулированы нормами
права. Разумеется, возникающие и
развивающиеся маркетинговые
Рассматривая возможность
правового регулирования
По мере развития маркетинга,
укрепления рыночной экономики в
России все более значимым становится
механизм ее правового регулирования.
Возникает понятие
Исследование маркетингового
права невозможно без учета того
обстоятельства, что оно тесным образом
связано с целым рядом
Имея правоотношение в
качестве одного из основных предметов
своего исследования, юридическая наука
поставила и разрешила
Маркетинговое право –
это новое направление, охватывающее
общественные отношения в сфере
маркетинговой деятельности. По мере
развития маркетинга, укрепления рыночной
экономики в России все более
значимым становится механизм ее правового
регулирования. В настоящее время
в России активно формируется
и развивается
Своих целей и задач
право достигает благодаря
Одним из основных условий
успешного построения гражданского
общества с рыночной экономикой является
наличие у руководителей, менеджеров,
маркетологов и специалистов предприятий
глубоких знаний в области права
и умение использовать эти знания
в хозяйственной практике. Правовые
знания должны способствовать и правильно
строить правоотношения в конкретных
областях производственной, научно-производственной
и маркетинговой деятельности, а
также находить верные решения в
различных организационно-
Потребность в развитии и
использовании на практике правового
регулирования маркетинга стала
особенно ощущаться в последнее
время в связи с обострением
конкурентной борьбы. Соотнесение маркетинга
с правовыми нормами повышает
обоснованность принимаемых решений
по различным вопросам производственной,
научно-производственной, финансовой
и сбытовой деятельности, распространяя
правовую оболочку на сферу маркетинговых
связей. Это рационализирует процесс
товародвижения, ценообразования, маркетинговых
коммуникаций, разработки товарного
ассортимента, совершенствует практику
анализа и прогнозирования
Создавшаяся к настоящему
времени ситуация в известной
мере парадоксальна и может быть
охарактеризована двумя моментами.
С одной стороны, имеет место
пристальное внимание представителей
общей теории права и ученых теории
гражданского и предпринимательского
права к категории
Информация о работе Система источников права маркетинговой деятельности