Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 10:18, контрольная работа
Целью данной работы является выявление особенностей политической власти.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- выявить сущность власти и ее содержание;
- определить структуру власти;
- рассмотреть механизмы осуществления политической власти;
- проанализировать эффективность и легитимность власти в России.
Введение……………………………………………………………………......3
1. Сущность и содержание власти. Структура власти…………………...….4
2. Механизм осуществления политической власти………………………….7
3. Эффективность и легитимность власти в России………………………...10
Заключение…………………………………………………………………….17
Список использованной литературы…………………………………………19
По Конституции РФ (ст. 118) судебная власть в стране «осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства». Высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам является Верховный Суд РФ (ст. 126), а по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, - Высший Арбитражный Суд РФ (ст. 127).
Кроме органов государственной власти, властные полномочия имеют и органы общественной власти. Здесь в первую очередь нужно назвать органы местного самоуправления, которые не входят в систему государственной власти, к примеру, в РФ (ст. 12 Конституции РФ). Они призваны самостоятельно управлять, муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения (ст. 132).
3. Эффективность и легитимность власти в России
Чтобы быть успешной, власть должна быть, прежде всего, легитимной.
В научный обиход термин легитимность ввел Макс Вебер. Немецкий ученый указал на то, что любая власть нуждается в самооправдании, признании и поддержке. В легитимности власти он видел гарантию стабильности общества. Но легитимность государственной власти не может носить всеобщего характера, поскольку в обществе всегда есть социальные силы, которые негативно относятся к ней и ее политике. Исходя из мотивов поддержки населением политической власти: традиции, харизмы и рационально правовой основы – Вебер выделил три вида легитимности.
- традиционная легитимность, формирующаяся на основе веры людей в необходимость и неизбежность подчинения власти, которая получает в обществе (группе) статус традиции, обычая, привычки к повиновению тем или иным лицам или политическим институтам. Часто встречается при наследственном типе правления, в частности, в монархических государствах.
- рациональная (демократическая) легитимность, возникающая в результате признания людьми справедливости тех рациональных и демократических процедур, на основе которых формируется система власти. Имеет по сути дела нормативную основу, характерную для организации власти в сложно организованных обществах.
- харизматическая легитимность, складывающаяся в результате веры людей в признаваемые ими выдающиеся качества политического лидера. Этот образ непогрешимого, наделенного исключительными качествами человека (харизма) переносится общественным мнением на всю систему власти. Такая безоговорочная поддержка властителя населением нередко оборачивается цезаризмом, вождизмом и культом личности6.
Показателями уровня легитимности являются: уровень принуждения, применяемый для проведения политики в жизнь; наличие попыток свержения правительства; сила проявления гражданского повиновения; результаты выборов и референдумов; наличие и массовость демонстраций, митингов, пикетов и др.
Основными причинами утраты доверия к власти, ее делегитимации, являются: противоречия между ценностями в обществе и интересами правящей элиты, нарастание коррумпированности и бюрократизации в обществе, национализм, этнический сепаратизм в многонациональных государствах, возникновение внутри правящей элиты острых социальных противоречий.
Средства поддержания легитимности власти:
1. изменение законодательства
в соответствии с новыми
2. стремление опираться на традиции при
проведении государственной политики
и законотворчестве;
3. поддержание в обществе законности и правопорядка;
4. мобильное реагирование на происходящие в обществе процессы и т. д.
В 1960 г. С. Липсетом было введено в оборот понятие «эффективности власти». Согласно Липсету, стабильность власти определяется двумя параметрами - легитимностью и экономической эффективностью власти. Он полагал, что сама легитимность системы власти может достигаться двумя путями: либо за счет преемственности, восприятия ею прежних, однажды установленных норм; либо за счет эффективности, т.е. обретения самой системой способности, даже отказавшись от традиционных норм, решить назревшие, прежде всего социально-экономические проблемы общественного развития.
Липсет разделил все политические системы на четыре группы:
1 - легитимные, но недостаточно эффективные; 4 - эффективные, но недостаточно легитимные; 3 - политические системы, обладающие и легитимностью, и эффективностью; 2 - системы, в которых утрачена легитимность и отсутствует потенциал эффективности. По этой, хотя и излишне абстрактной схеме, легко, по крайней мере, проследить три ступени политической стабильности-нестабильности обществ: нестабильные, с утраченной легитимностью и эффективностью; относительно стабильные-нестабильные, в которых отсутствует один из параметров схемы; стабильные, в которых легитимная власть является вместе с тем и экономически эффективной7.
Стоит отметить, что эффективность власти не ограничивается экономическим ее аспектом. Эффективность власти - это и гарантированное проведение в жизнь властных распоряжений в максимально короткие сроки с наименьшими издержками.
Критериями эффективности власти являются:
1. Достаточность оснований
власти и эффективное
2. Рациональность вертикального
и горизонтального строения
3. Действенный контроль
за выполнением властных
Важным показателем эффективности власти является ее авторитет – степень признания обществом деловых качеств субъекта власти.
Критериями авторитета власти являются:
- результаты выборов лидеров страны, руководителей местных органов власти;
- текущие рейтинги лидеров страны;
- характер и частота обращений граждан в СМИ;
- степень международного авторитета страны.
Эффективность власти – величина меняющаяся. Она может нарастать, и тогда власть в обществе пользуется поддержкой, но может и снижаться, что часто становится причиной наступающего кризиса.
В современных условиях легитимность и эффективность власти – два важнейших условия ее стабильности, доверия к ней и поддержки ее гражданами. Несмотря на мотивационные различия, легитимность и эффективность власти взаимосвязаны.
Рассмотрим проблему легитимности и эффективности власти применительно к России.
С полной уверенностью можно сказать, что современная российская политическая власть переживает кризис легитимности. Вызван этот кризис, с одной стороны, скептицизмом и недовольством значительной части населения деятельностью государственной власти, а также политических партий, представляющих конкретные группы интересов; с другой стороны, слабостью самой власти, ее неспособностью эффективно решать актуальные проблемы современной российской действительности.
Как отмечает А.В.Лубский, в России сложилась ситуация, описанная в теориях «государственной перегрузки» (Бриттэн и Нордхауз), «узаконения кризиса» (Хабермас). Эти теории объясняют падение легитимности политической власти двумя обстоятельствами: во-первых, тем, что государственная власть берет на себя гораздо больше обязательств, чем способна выполнить; а во-вторых, тем, что правительство и партии, особенно в ходе предвыборных кампаний, дают гораздо больше обещаний, чем могут выполнить. Безответственность правительства, партий, политических лидеров ведет к разочарованию и скептицизму в массовом сознании, а, следовательно, и к утрате политической властью легитимности8.
Центры изучения общественного мнения регулярно публикуют рейтинги доверия к первым лицам государства: президенту Д.Медведеву и премьер-министру В.Путину. Так, 18-21 ноября 2011 года специалистами Левада-центра был проведен опрос городского и сельского населения среди 1591 человек в возрасте 18 лет и старше в 130 населенных пунктах 45 регионов страны. Распределение ответов приводится в процентах от общего числа опрошенных вместе с данными предыдущих опросов9 (таблицы 1,2,3).
2010 |
2011 | ||||||
Март |
Ноябрь |
Декабрь |
Январь |
Февраль |
Март |
Ноябрь | |
дела идут в правильном направлении |
48 |
47 |
46 |
46 |
42 |
40 |
41 |
страна движется по неверному пути |
34 |
34 |
36 |
38 |
42 |
42 |
40 |
затруднились ответить |
18 |
19 |
17 |
17 |
16 |
18 |
19 |
2010 |
2011 | ||||||
Март |
Ноябрь |
Декабрь |
Январь |
Февраль |
Март |
Ноябрь | |
одобряют |
75 |
74 |
75 |
69 |
69 |
66 |
62 |
не одобряют |
22 |
23 |
22 |
29 |
29 |
32 |
37 |
затруднились ответить |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2010 |
2011 | ||||||
Март |
Ноябрь |
Декабрь |
Январь |
Февраль |
Март |
Ноябрь | |
одобряют |
78 |
78 |
79 |
72 |
73 |
69 |
67 |
не одобряют |
20 |
19 |
22 |
25 |
25 |
29 |
32 |
затруднились ответить |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
1 |
Из приведенных таблиц мы видим, что рейтинги В.В. Путина, Д.А. Медведева и оценка проводимой ими политики снижаются, недовольство граждан неуклонно растет.
В современной России существует потребность в нравственной политике. В стране складывается ситуация, когда в общественном мнении начинает преобладать представление о том, что все трудности, переживаемые страной, напрямую связаны с нечестностью, обманом, коррупцией и воровством на всех этажах социально-политической иерархии, что подтверждается коррупционными скандалами во властных структурах. На волне массового нравственного негодования рождается мысль, что стоит положить конец разворовыванию страны и грабежу народа, как все наладится и все проблемы разрешатся сами собой. Ряд обстоятельств побуждает людей рассматривать политическую власть сквозь призму нравственных ценностей: низкий жизненный уровень значительной части населения, вызывающий дискомфорт, раздражение и озлобленность; уверенность в том, что политическая власть утрачивает способность что-либо изменить «сверху»; убежденность общества в непричастности к «бедам» и «неурядицам» в стране; наличие в обществе демагогических политических сил и деятелей, обличающих безнравственность политиков, находящихся у власти.
Власть должна реализоваться адекватно тем требованиям, которые предъявляются к ней в соответствии с динамичными и качественными изменениями современного мира. Россия переходит к новому этапу социальной самоорганизации, с возросшими требованиями к личности, государственным и общественным институтам. Вследствие новых задач, система власти должна быть построена таким образом, чтобы не подавлять многообразие интересов в обществе, стремиться к согласию и солидарности всех его членов, а граждане должны проявлять толерантность друг к другу и взаимопонимание.
Информация о работе Сущность и содержание власти. Структура власти