Теория политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 20:51, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе мы уделим основное внимание основам теории политики, раскроем наиболее важные элементы политики. А именно, понятие, структуру, функции и характеристику основных свойств политики. Так же, обозначим понятие политической власти, соотношение политики и власти и разделение властей. Рассмотрим политический режим, его понятие, определение и классификация политических режимов и остановимся на понятии и видах политических институтов.

Содержание

Глава 1. Теория политики.
1.1 Сущность политики…………………………………………………………4
1.2 Структура и функции политики…………………………………………….6
1.3 Характеристика основных ………………………………………………….10
Глава 2. Политическая власть.
2.1 Понятие политической власти……………………………………………...14
2.2 Соотношение политики и власти…………………………………………...15
2.3 Разделение властей……………………………………………………….….16
Глава 3. Политический режим.
3.1 Понятие и определение политического режима………………………...…19
3.2 Классификация политических режимов…………………………………....22
Глава 4. Политический институт.
4.1 Понятие политического института……………………………………..…..24
4.2 Виды политических институтов……………………………………………25
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованной литературы…………………………………………..31

Вложенные файлы: 1 файл

Глава 1.docтттт.doc

— 141.50 Кб (Скачать файл)

Вторым  элементом, который важен для  политики и который присутствует во многих политических институтах, является представительство. Представительство  присутствует в партиях, профсоюзах, движениях, парламенте, местных и региональных советах, в различных формах массовой активности и массовых выступлений. Политическая партия представляет определенное социальное движение и определенное мировоззрение, определенный набор ценностей. Профсоюзы представляют экономические и социальные интересы различных групп населения. Ассоциации предпринимателей представляют интересы бизнеса. Каждая массовая организация представляет определенные интересы тех или иных групп населения.

Но элемент  представительства присутствует и в выборных органах государства. Муниципалитет является представителем локальных интересов населения данного района, данного города. Парламент - представитель интересов народа, нации, страны. Конечно, уровень и характер представительства в каждом случае разные. Партия, например, представляет в политической форме специфические интересы определенных социальных слоев. Парламент представляет интересы всего населения, хотя иногда это представительство принимает искаженную форму, отдавая преимущество отдельным слоям. Естественно, что это искажение в конце концов нарушит равновесие общества, поэтому правящие круги так или иначе всегда ищут решений, способствующих сохранению равновесия. Видимо поэтому, в нашей стране, совсем недавно, был сначала внесен на рассмотрение и утвержден Думой законопроект Правительства о повышении транспортного налога, а затем сразу же отменен под давлением политических партий, общественных организаций и ряда органов исполнительной власти.

В то же время парламент и вся парламентская представительная система представляют из себя многофункциональное образование. Это и высшее политическое представительство избирателей, а через них и различных слоев населения - в соответствии с демократизмом избирательной системы. Это и законодательный (а в некоторых случаях - контрольный и даже судебный) орган. В ряде стран парламент является коллегией выборщиков некоторых должностных лиц, в частности президента. Как правило, парламент играет еще одну очень важную роль: он является местом, где ведутся переговоры и заключаются постоянные и временные союзы различных политических и социальных сил, компромиссы между депутатскими фракциями. Характер этих союзов и состав участников различны в разных странах и определяются объективными задачами и условиями.

Наряду  с некоторыми другими общественно-политическими  институтами парламент играет роль своеобразного клапана, позволяющего как бы "выпускать пар", в  некотором смысле снимать напряженность, накапливающуюся в обществе. Такую  же роль играют и некоторые другие институты общества: общественные организации и движения, демонстрации, митинги, забастовки, гласность и свобода слова и т.д.

Очевидно, что в интересах политики социального  прогресса и укрепления стабильности общества усиливать способность  различных организаций, партий, государственных органов в центре и на местах, совершенствовать все свои, порою противоречивые функции, а главное - реально представлять те или иные интересы всех категорий населения. Эта политика должна учитывать возможность быстрых перемен.

В 60 - 70-е  годы прошлого века стали возникать  многочисленные "зеленые" движения, которые первоначально представляли интересы населения, озабоченного сохранением  окружающей среды.10 Очень быстро они стали представлять и некоторые политические интересы и превратились в ряде стран в политические партии. Особенно сложными оказываются процессы, связанные с представительством национальных, этнических интересов, игнорирование которых ведет к появлению движений, пытающихся решить эти проблемы насилием. Поэтому в области представительства можно наблюдать как позитивные, так и негативные процессы. Практика показала, что объективные потребности, накапливающиеся в обществе, так или иначе находят местное, региональное, государственное выражение. Те политические силы, партии и организации, которые своевременно уловят зарождение таких процессов и учтут их в своей деятельности, сумеют оказаться в русле объективного процесса. Другие же окажутся на его обочине, и их упорство может серьезно дестабилизировать ситуацию. Во всяком случае, для сил социального и технологического прогресса важно поддерживать те элементы общественно-политических институтов, которые способствуют организации всех активных и живых сил данного народа, которые могут в достаточно полной мере представлять их разнообразные и противоречивые интересы, которые в состоянии своевременно снимать возникающие напряженности и, наконец, создают условия для сотрудничества и союзов, способных решить объективные задачи, стоящие перед страной. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

Как мы видим, феномен политики к настоящему времени прошел определенную эволюцию. Зародившись с появление первых государств, политические идеи приобретали  с каждым новым историческим этапом новые черты. В нынешнее время политика занимает основную роль в жизни общества и государства, она призвана выполнять ряд конструктивных функций  и прежде всего, помогать людям вырабатывать рационалистический и демократический менталитет, упрочнению у государства гражданского долга, отграничивает влияние политического радикализма и экстремизма.

В данной работе были рассмотрены основы современной  политической теории, рассмотрены наиболее существенные элементы данной теории, в частности, понятие самой политики, так же, были раскрыты такие понятия, как «политическая власть», «политический режим», «политический институт».

В итоге,  на основе всего изученного материала, хотелось бы отметить, что массовая политическая грамотность, граждан необходима  всему обществу, ибо предохраняет его от деспотизма  и тирании, от антигуманных  и экономически неэффективных форм государственной и общественной организации., особенно необходимы политические знания и навыки молодому поколению, отличающемуся большим радикализмом суждений и действий, повышенной восприимчивостью к различного рода утопическим идеологиям и демагогическим призывам. Постижение же этих политических знаний возможно посредством изучения основ теории политики. 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 

1. Введение в  политологию: Учебник для студентов  вузов/ В.П Пугачев, А.И.Соловьев. -4-е изд.,перераб. и доп.-М.:Аспект Пресс,2003.

2. Политология:  учеб. для бакалавров/ под редакцией  В.А. Ачкасова, В.А Гуторова.- 2-е  издание., перер. и доп.; ИД Юрайт,2011

3. Политология / Под ред. А. С. Тургаева, А. Е. Хренова. СПб., 2005.

4. Политология./ Жиро Т. Харьков, 2006

5. Сравнительная политология/Алмонд Г., Пауэлл Дж., Стром К., Далтон Р. сегодня: мировой обзор: Учеб. пособие. М., 2002.

6/ Власть: концептуальный анализ./Ледяев В. Г. М., 2001

7.Теория политики. Под ред. Б.А. Исаева. СПб, 2008.

8.Политология / Под ред. А. С. Тургаева, А. Е. Хренова. СПб., 2005. 

Информация о работе Теория политики