Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 13:15, реферат
Понятие политической системы, её место и развитие в обществе. Под политической системой понимается совокупность государственных, партийных и общественных органов у организаций, участвующих в политической жизни страны. Политическая система общества — это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.
органами.
Сильная структурная дифференциация необходима политической системе, чтобы
своевременно реагировать на новые требования, обращенные к ней извне или
изнутри, а так же чтобы
удовлетворять новые
Рассмотрим структуру политической системы —атрибут всех реально существующих
объектов и систем. Под структурой понимается строение и внутренняя
организация системы, выступающая как единство устойчивых взаимосвязей между ее
элементами. Однако структура не является неизменным, инвариантным аспектом
системы. И еще одна аксиома. При объединении элементов в целостную систему ее
свойства оказываются отличными от алгебраической суммы свойств ее компонентов,
т. е. свойства, например, политической системы неаддитивны (несводимы к
свойствам частей). Вместе с тем структурные изменения в системе вызывают
изменения свойств самих элементов, которые подчиняются общим законам развития
системы как целого.
Так, П. Шаран элементами политической системы называет: власть, интересы,
политику, политическую культуру. В то же время под “структурой” он
подразумевает поддающуюся наблюдению деятельность, из которой и складывается
политическая система. Одной из основных единиц политических систем является
политическая роль. А совокупность связанных друг с другом ролей образует
ролевую структуру. Парламентарий — роль, а парламент уже ролевая структура.
Некоторые авторы в качестве первого необходимого компонента политической
системы выделяют относительно большое количество людей граждан, вообще
избирателей, стоящих на разных ступенях политической культуры. Вторым
компонентом политической системы является категория должностных лиц,
решения которых признаются
членами политического
Они — основа политической власти. Третий компонент — режим, т. е.
конституционно-правовые принципы и структуры, политические процессы,
институциональные формы и основные ценности, регулирующие работу системы.
Четвертый компонент — территория. Однако политическая система не всегда
равнозначна государству. В связи с этим существует понятие “политическое
пространство” (“политическое поле”).
Существует мнение, что политическая система как целое включает в себя также
неформальные (неофициальные) факторы:
а) историческое наследие общества, его географические ресурсы, социальную и
экономическую организацию, идеологию, системы ценностей, политический стиль;
б) структуру партийного руководства и политических интересов данного общества.
Все это формирует рабочую среду политической жизни системы и, может,
поэтому названо “основами политики”.
Процесс взаимодействия между перечисленными фундаментальными аспектами
политической системы и государственными органами этой системы обусловливает
“динамику политики”.
Вполне обоснованно выделяются и такие элементы политической системы:
— окружающая среда (внутренняя и международная) — это совокупность
политической культуры, социальных, экономических и географических условий, а
также режима власти в обществе;
— связь — коммуникация (инфраструктура) — это институты, структуры и
процессы, которые соединяют общество с правительством и обеспечивают
двухсторонние каналы общения.
Это в большей степени
группы интересов; они отрабатывают поступающие из окружающей среды импульсы
требований и поддержки и передают их в системы выработки решений. Эти
структуры выступают и в качестве инструментов управления;
—система выработки решения состоит из структур и процессов,
воспринимающих импульсы требований и поддержки, переданные через систему
коммуникаций, и трансформирующих их в политический продукт;
— политический результат, т. е. какого рода политику вырабатывает система;
характер политики в одной сфере может влиять на политику в других сферах.
В последние годы преобладающим подходом к изучению структуры политической
системы стало выделение в ее составе таких подсистем, как институциональная,
состоящая из политических институтов, нормативная, функциональная и
коммуникативная.
Институциональная подсистема — это государство, политические партии,
общественно-политические движения, профсоюзы, организации предпринимателей,
творческие объединения, лоббистские организации, церковные объединения,
средства массовой информации.
Нормативная подсистема включает в себя нормы правд, политические
традиции, политическую мораль, политическую этику.
Функциональная подсистема — это формы и направления политической
деятельности, способы и методы осуществления власти (политический режим).
Коммуникативную подсистему представляют: политическая культура, политическое
сознание (политическая идеология и политическая психология), политические
отношения.
3. Типы политических систем
В политической науке существуют различные подходы к определению типов политических систем. Вот некоторые из них:
* Марксистско-ленинская
Империалистической («загнивающей стадии Капитализма»).
* Типы определённые Робертом Далем это: o Демократический; o Авторитарный; o Тоталитарный.
Основой этой концепции является анализ степени демократизации власти и механизмов разрешения противоречий.
* Габриэль Алмонд определил
типы политических систем
* В.Е. Чиркин положил в основу
своей концепции анализ
* Этакратическая политическая
система (государство). В основе
данной концепции лежит место
и роль государства в
А теперь немного подробнее. Достаточно распространенной является классификация политических систем по политическому режиму, то есть по характеру и способам взаимодействия власти, личности и общества. По этому критерию выделяется тоталитарные, авторитарные и демократические политические системы. Для тоталитарной политической системы характерно полное подчинение личности и общества власти, регламентация и контроль за всеми сферами жизни людей со стороны государства. Авторитарная политическая система основана на неограниченной власти одного лица или группы лиц при сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод для граждан. Демократическая политическая система предполагает приоритет прав личности, контроль общества над властью.
Французский политолог Ж. Блондель различает политические системы по содержанию и формам управления и соответственно выделяет пять основных разновидностей:
1) либеральные демократии в
2) коммунистические системы
3) традиционные политические
4) популистские политические
5) авторитарно-консервативные
В основу классификации политических
систем может быть положен и классовый
принцип. По этому принципу строит типологию
марксизм, который рассматривает
политическую систему в качестве
инструмента в руках
В настоящее время общепризнанной
в западной политической науке является
типология политических систем Г. Алмонда,
который различает их по типу политической
культуры и разделению политических
ролей между различными участниками
политического процесса и выделяет
четыре типа политических систем:
1) Для англо-американской политической
системы характерна высокая степень разделения
политических ролей и функций между участниками
политического процесса – государством,
партиями, группами интересов и так далее.
Политическая система
2) Европейско-континентальная система
отличается расколотостью политической
культуры, наличием внутри национальных
культур противоположенных ориентаций,
идеалов, ценностей, присущих какому-то
классу, этносу, группе, партии. Разделение
политических ролей и функций в такой
системе происходит не в масштабах общества,
а внутри класса, группы, партии.
Однако наличие однородных субкультур
не мешает находить согласие в обществе,
поскольку имеется общая
3) Доиндустриальные и частично индустриальные
политические системы имеют смешанную
политическую культуру. Она состоит из
местных политических субкультур, в основе
которых лежат ценности клана, рода, общины.
Поэтому найти согласие и компромисс,
не прибегая к насилию, здесь практически
невозможно. Интеграция общества приводит
к концентрации власти и влияния в руках
узкого круга лиц.
Тоталитарные политические системы функционируют на основе приоритета классовых, национальных или религиозных ценностей. Власть в них сконцентрирована в руках монопольно-правящей партии или группы лиц и контролирует все стороны жизнедеятельности общества и индивида, неотъемлемой частью в них являются репрессивные органы.
Демократические политические системы собрали в себе: правление большинства, свободу критики и оппозицию правительству, защита меньшинства, право народа в решении государственных дел, охрану прав человека.
Авторитарные политические системы
представляют собой слияние следующих
качеств: полнейшая власть одного человека,
использование жёстких средств
в решении государственных
II
Чтобы определить типы политических систем, как предложили некоторые политологи, нужно ответить на следующие вопросы:
1. Какой класс или слой общества
господствует в данном
2. Каким способом правит элита (группа)?
3. Какие институты делают
Чем демократичнее политическая система, тем активнее в ней граждане страны, а этого можно добиться лишь в случае управления снизу до верху.
Сейчас на лицо тот факт, что активность граждан очень низкая, местными законодательными органами принимаются местные законы, в которых вынуждены уменьшать процент явки населения на выборы. В данной политической системе масса народа оторвана от правления снизу до верху.
4. Функции политической системы:
Сущность политической системы общества наиболее ярко проявляется в ее
функциях. Отсюда характеристика политической системы будет неполной без их
рассмотрения. Выделяют следующие функции политической системы:
1) обеспечение
политической власти для
или для большинства членов данного общества (политической системой
устанавливаются и осуществляются конкретные формы и методы властвования —
демократические и антидемократические, насильственные и ненасильственные и
т.п.);
2) управление различными
сферами жизнедеятельности
отдельных социальных групп или большинства населения (действие политической
системы как управляющей включает постановку целей, задач, путей развития
общества, конкретных программ в деятельности политических институтов);
3) мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и
задач (без огромной организаторской работы, людских, материальных и духовных
ресурсов многие поставленные цели и задачи обречены на заведомое
недостижение);
4) выявление и представительство интересов различных субъектов политических
отношений (без селекции,
четкого определения и
уровне данных интересов никакая политика невозможна);
5) удовлетворение интересов
различных субъектов
посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с