Тоталитаризм как политический режим

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 05:23, реферат

Краткое описание

Теория государства, в зависимости от тех или иных критериев , выделяет виды политических режимов, которые применялись в многовековой истории государственности. Эти виды представляют собой широкий диапазон между авторитарным и демократическим, крайними полюсами на всей шкале политических методов власти.
Авторитарный режим может существовать в разных формах. Но при любой форме авторитаризма государственная власть реально не формируется и не контролируется народом.
Разновидностью авторитарного режима и является тоталитарный режим.

Содержание

Тоталитаризм как политический режим. Возникновение термина.
Основные признаки тоталитарного режима
Предпосылки тоталитаризма
Тоталитарное общество
Разновидности тоталитаризма – «левый» и «правый» тоталитаризм
Коммунистический тоталитаризм, коммунизм в СССР.
Фашизм
Национал-социализм
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат - Тоталитаризм - копия.docx

— 40.10 Кб (Скачать файл)
  1. Тоталитарное общество

Тоталитаризм, стремясь найти массовую опору, провозглашает превосходство  определенного класса, нации или  расы, делит всех людей на своих  и чужих. При этом обязательно  находится внутренний или внешний  враг – буржуазия, империализм, евреи  и т.д.

В процессе ограничения или ликвидации частной собственности происходит массовая люмпенизация населения. Индивид  попадает в тотальную зависимость от государства, без которого большинство людей не может получить средств существования: работу, жилье, детский сад.

Личность утрачивает всякую автономию  и права, становится полностью беззащитной перед всесильной властью, попадает под ее тотальный контроль. Делается попытка сформировать «нового человека», определяющими чертами которого являются беззаветная преданность идеологии и вождям, исполнительность, скромность в потреблении, энтузиазм, готовность на любые жертвы ради «общего дела». Власть и народ едины не потому, что они договорились в конкретном вопросе, решив, что их интересы совпадают. В тоталитарном сознании власть и народ вообще неразличимы, мыслятся как целое. При абсолютной отрешенности людей от власти она поддерживает их искреннюю веру в то, что вождь в каждом своем действии выражает их интересы, чувствуя их глубже и мудрее, чем могут они сами. Народ не безмолвствует, нет – народ поет, кричит «ура» и рукоплещет казням. Тоталитарная личность с ее энтузиазмом и скромностью не хочет ничего, что вредило бы государству и вождю.

Лидер режима является, как правило, харизматической личностью. Условный характер харизматических отношений не осознается их участниками: лидер верит в свое призвание, последователи верят в лидера, его поддержка рассматривается как священный долг, а всякое сомнение в его харизме – как святотатство.

Господство идеологии и политики проявляется не только в социальной сфере, но и в экономике. Здесь  отличительными чертами тоталитаризма  является этатизация хозяйственной  жизни; ограничение, а в идеале полное устранение частной собственности, рыночных отношений, конкуренции; планирование и командно-административные методы управления. Устанавливается монополия  государства на распоряжение всеми  важнейшими общественными ресурсами  и самим человеком.

  1. Разновидности тоталитаризма – «левый» и «правый» тоталитаризм

 Принято выделять две разновидности тоталитаризма – «левый» и «правый».

«Левый» тоталитаризм возник в коммунистических странах – в Советском Союзе, в странах Восточной Европы, Азии (Китай, Северная Корея, Северный Вьетнам), на Кубе. «Правый» тоталитаризм утвердился в фашистской Италии и Германии.

«Левый» тоталитаризм представлен коммунизмом, а «правый» - фашизмом и национал-социализмом

«Левый» тоталитаризм основывался  на идеологии марксизма-ленинизма, утверждающей:

1) возможность построения коммунистического общества, в котором будут полностью удовлетворяться потребности всех индивидов;

2) необходимость отмены частной  собственности и создания плановой, регулируемой экономики;

3) ведущую роль пролетариата в современной истории;

4) необходимость диктатуры пролетариата  при переходе к новому обществу;

5) возможность построения коммунизма  в каждой стране.

6. Коммунистический тоталитаризм, коммунизм в СССР.  

Коммунизм (социализм) в большей степени, чем другие разновидности тоталитаризма, выражает основные черты этого строя, поскольку предполагает абсолютную власть государства, полное устранение частной собственности и, следовательно, всякой автономии личности.

Социальной основой «левого» тоталитаризма выступали низшие классы и прежде всего пролетариат. С точки зрения господствующей идеологии, все другие классы являются менее прогрессивными, а некоторые даже реакционными. Поэтому политика направлялась на искоренение иных классов. На практике это означало ликвидацию класса собственников и крестьянства. Построение «светлого будущего» предполагало использование мощного аппарата принуждения вплоть до террора.

Для примера рассмотрим коммунистический тоталитаризм СССР.

    Экономической основой   тоталитаризма  советского  типа  была  командно-административная   система, В СССР она сформировалась в процессе  проведения  индустриализации  и коллективизации. Однопартийная политическая система утвердилась в  СССР  уже в 20-е гг. В 30-е гг.  ВКП(б),  пройдя  через ряд острых схваток ее лидеров в борьбе за власть,  являлась  единым,  строго централизованным, жестко соподчиненным,  отлаженным  механизмом. 

Коммунистическая   партия   была   единственной    легальной    политической организацией.  Советы,  формально  являвшиеся  главными  органами  диктатуры пролетариата, действовали под  ее  контролем,  все  государственные  решения принимались  Политбюро  и  Центральным  Комитетом  ВКП(б)   и   лишь   затем оформлялись постановлениями правительства.

 Своеобразные «школы коммунизма»  (профсоюзы  для  рабочих,  комсомол  —  для молодежи, пионерская организация — для детей и подростков, творческие  союзы — для интеллигенции) выполняли роль представителей  партии в различных слоях общества,  помогали  ей  руководить  всеми  сферами  жизни страны.

  Культ Сталина как вождя общества был едва ли не важнейшим элементом  тоталитаризма 30-х гг.  Песни,  кинофильмы,  книги, стихотворения, газетные и журнальные публикации  внушали  любовь,  трепет  и граничащее со страхом уважение. На нем замыкалась вся пирамида  тоталитарной власти, он был ее бесспорным,  абсолютным  вождем.

 В  30-е  гг.  на  полных  оборотах работал сложившийся ранее и  существенно  разросшийся  репрессивный аппарат (НКВД, органы внесудебной расправы —  «тройки»,  Главное  управление лагерей — ГУЛАГ и др.). С  конца  20-х  гг.  волны  репрессий  шли  одна  за другой:  «Шахтинское  дело»  (1928),  процесс  над «Промышленной   партией» (1930), «Дело академиков» (1930),  репрессии в связи с убийством Кирова (1934), политические процессы 1936—1939 гг. против бывших вождей партии  (Г. Е. Зиновьев, Н. И. Бухарин, А. И. Рыков и др.), руководителей Красной Армии (М. Н. Тухачевский, В. К. Блюхер, И. Э. Якир и др.). «Большой  террор»  унес жизни почти 1 млн расстрелянных, миллионы людей прошли через лагеря  ГУЛАГа.

Репрессии  были  тем  самым  орудием,  посредством   которого   тоталитарное общество  расправлялось  не  только  с  реальной,  но  и  с   предполагаемой оппозицией, вселяло страх и покорность, готовность,  жертвовать  друзьями  и близкими.  Террор  имел  и  экономическое значение: на  стройках  первых  пятилеток  трудились  миллионы  заключенных, внося свой вклад в экономическое могущество  страны. 

    Несмотря на преимущественно  тоталитарные формы политической организации, социалистической  системе  присущи  и  гуманные  политические   цели.   Так, например,  в  СССР  резко  повысился  уровень  образования   народа,   стали доступными  доля  него  достижения  науки  и   культуры,   была   обеспечена социальная защищенность  населения,  развивалась  экономика,  космическая  и военная промышленность и т.д.,  резко  сократился  уровень  преступности,  к тому же на протяжении десятилетий система  почти  не  прибегала  к  массовым репрессиям.

7. Фашизм

 Фашизм – правоэкстремистское политическое движение, возникшее в обстановке революционных процессов, охвативших страны Западной Европы после Первой мировой войны и победы революции в России. Впервые он был установлен в Италии в 1922 г. Итальянский фашизм тяготел не столько к радикальному строительству нового общества, сколько к возрождению величия Римской империи, установлению порядка, твердой политической власти. Фашизм претендует на восстановление или очищение «народной души», обеспечение коллективной идентичности на культурной или этнической основе, ликвидацию массовой преступности.

К концу 1930-х годов фашистские режимы утвердились в Италии, Германии, Португалии, Испании и ряде стран  Восточной и Центральной Европы. При всех своих национальных особенностях фашизм везде был одинаков: он выражал  интересы наиболее реакционных кругов капиталистического общества, оказывавших  фашистским движениям финансовую и  политическую поддержку, стремящихся  использовать их для подавления революционных  выступлений трудящихся масс, сохранения существующего строя и осуществления  своих имперских амбиций на международной  арене.

В Италии границы фашистского тоталитаризма  устанавливались позицией наиболее влиятельных в государстве кругов: короля, аристократии, офицерского  корпуса и церкви. Когда обреченность режима стала очевидной, эти круги  сами смогли отстранить Муссолини от власти.

8. Национал-социализм.

 Германский фашизм основывался на идеологии национал-социализма. Эта идеология представляла собой смесь этатистских и националистических лозунгов. Последние опирались на расистские идеи Х.Чемберлена о германцах как ядре «высшей» арийской расы и на утверждения Ж.Гобино о ее упадке, связанном с кровосмешением. Именно из этих постулатов родилась идея превосходства немецкой нации и ее стремления к мировому господству.

Как реальный политический и общественный строй, национал-социализм возник в Германии в 1933 г. Он многое заимствует у советского коммунизма и, в частности, революционные и социалистические компоненты, формы реорганизации тоталитарной партии и государства и даже обращение «товарищ». Главные положения национал-социалистической идеологии сводились к следующему: воссоздание германского рейха; борьба за чистоту немецкой расы; истребление всех инородных элементов (и прежде всего евреев); антикоммунизм; ограничение капитализма. Социальной опорой правого тоталитаризма являлись экстремистски настроенные средние слои общества. Поддержку германский фашизм получал и у крупного капитала, видевшего в нем «наименьшее зло», по сравнению с революционным движением масс и коммунистической идеологией.

В отличие от марксизма-ленинизма, национал-социализм отстаивал идею классового мира и «народного сообщества»  на основе единых национальных традиций. Место класса здесь занимает нация, место классовой ненависти – ненависть национальная и расовая. Идеология национал-социализма активно проповедовала образ «врага» в лице коммунизма, евреев, католической церкви. Если в коммунистических системах агрессивность направлена прежде всего вовнутрь – против собственных граждан (классового врага), то в национал-социализме – вовне, против других народов. Для борьбы с ними и выживания нации допускалось использование террора и репрессий. Любая слабость воспринималась как угроза немецкой нации.

Главные различия основных разновидностей тоталитаризма отчетливо выражены в их целях (коммунизм либо возрождение империи, мировое господство арийской расы) и социальных предпочтениях (рабочий класс либо потомки римлян, германская нация).

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Тоталитаризм в его коммунистической форме оказался наиболее живуч. В  отдельных странах он существует и сегодня. Тоталитаризм в той или иной форме испытала на себе примерно треть населения земного шара. В отдельных странах (например, в Северной Корее) он существует и сегодня. История показала, что тоталитарный режим обладает достаточно высокой способностью мобилизации ресурсов и концентрации средств для достижения конкретных целей, например, победы в войне, индустриализации и т.д. Некоторые авторы рассматривают тоталитаризм как одну из политических форм модернизации слаборазвитых стран. Живучесть тоталитарной системы объясняется также наличием огромного аппарата социального контроля и принуждения, жестоким подавлением всякой оппозиции.

Коммунистический тоталитаризм приобрел значительную популярность в мире благодаря своей связи с социалистической идеологией, содержащей многие гуманные, социально-эмансипаторские и эгалитаристские идеи. Живучесть тоталитарной системы объясняется также наличием огромного аппарата социального контроля и принуждения, жестоким подавлением всякой оппозиции.

И все же, тоталитаризм – исторически обреченный строй. Его слабость кроется в нем самом, это общество-самоед, неспособное к эффективному созиданию, рачительному, инициативному хозяйствованию и существующее, главным образом, за счет богатых природных ресурсов, эксплуатации, ограничения потребления для большинства населения. Тоталитаризм – закрытое общество, не приспособленное к качественному обновлению, учету новых требований непрерывно изменяющегося мира.

 

 

 

 

Список использованной литературы:

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%BE%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%BC

http://all-politologija.ru/knigi/politologiya-uchebnoe-posobie/totalitarizm

http://kulturoznanie.ru/politology/totalitarnyj-rezhim/

http://www.vuzlib.org/beta3/html/1/25993/26038/

г. Минск 2013

 

 


Информация о работе Тоталитаризм как политический режим