Уголовная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2014 в 06:27, курсовая работа

Краткое описание

Происходящие в России социально-экономические преобразования требуют от государства и его правоохранительных органов активных мер по борьбе с преступностью. Весьма актуальным в этих условиях является исследование конкретных правовых проблем современной российской уголовной политики, которая на протяжении многих лет, с одной стороны, воспринималась лишь как совокупность решений власти, направленных на борьбу с преступностью, а с другой стороны, отличалась волюнтаризмом в законодательстве.
В настоящее время уголовная политика России основывается на отдельных положениях международных правовых актов, Конституции РФ, федеральных законах, указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ по вопросам борьбы с преступностью и обеспечения национальной безопасности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ КАК СОСТАВНОЙ ЧАСТИ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА………………………..5
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПРИНЦИПЫ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ…………………………………………………………..15
2.1. Принципы уголовной политики……………………………………..15
2.2. Основные направления уголовной политики………………………24
ГЛАВА 3. Формы реализации уголовной политики…………..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ (БИБЛИОГРАФИЯ)………..32

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Угол. политика 2 (1).docx

— 79.10 Кб (Скачать файл)

Внешне  привлекательные, но насквозь идеологизированные и на практике редкоисполнимые, они на долгие годы оставались основополагающими требованиями и задачами отечественной уголовной политики в сфере исполнения наказаний. Закрепляя утопические задачи о полной ликвидации преступности в нашей стране, о перевоспитании всех правонарушителей, многие законодательные и иные нормативные акты в сфере исполнения уголовных наказаний часто напоминали политические лозунги и призывы. Естественно, что в рамках этих задач, требований и принципов находилась и отрасль права, регулирующая исполнение наказаний. Проведение научных исследований в этой сфере также проходило под неусыпным вниманием правящей партии и находилось в прямой зависимости от преходящей политической конъюнктуры и усмотрений руководящих деятелей. Отсюда многие «исследования» по сути дела были результатом догматического пересказа руководящих документов партии и правительства, «реализации"» их на практике и цитирования по всякому поводу трудов классиков марксизма-ленинизма. Кроме того, при оценке работы ученых и качества их исследований в советский период необходимо иметь в виду, что в условиях, когда многие законодательные акты игнорировались или подменялись ведомственными нормативными актами, отсутствия всякого надзора, кроме ведомственного, за законностью деятельности органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, ученым трудно было рассчитывать на внедрение в практику результатов своей деятельности, сколь обоснованными не были бы их выводы и предложения38.

Вместе  с тем нельзя отрицать тот факт, что немало работ, посвященных исследованию различных проблем исполнения наказания, были проведены на достаточно высоком научном уровне. Об этом, в частности, свидетельствует позитивная оценка зарубежными учеными-пенитенциаристами проблем, связанных с изучением личности осужденных, их ресоциализации и социальной адаптации после освобождения. К их числу следует отнести исследования различных проблем по привлечению некоторых институтов общественности к деятельности органов и учреждений, исполняющих наказания. Не без влияния результатов подобного рода исследований произошли трансформация исправительно- трудового права, законодательства и науки в уголовно-исполнительные, а также начало реформирования уголовно-исполнительной системы, в частности, передача ее из Министерства внутренних дел в Министерство юстиции. Однако большинство исследований и, это, скорее всего не вина, а беда ученых, носили характер обоснования, подтверждения общеидеологических догм и преимуществ передового общественного строя, марксистко-ленинской концепции уголовной и уголовно-исполнительной (исправительно-трудовой) политики, политики в сфере борьбы с преступностью39.

Сущность  уголовной политики определяется интересами и целями её носителей. Переходный, противоречивый характер современного этапа развития российского общества и государства обусловливает исторически переходный тип его уголовной политики. Как относительно самостоятельный вид и направление политики государства она имеет свой объект, предмет и метод социального (правового) регулирования. Сопряжена со всеми другими формами политики. Основополагающими составляющими уголовной политики являются политика-правовые отношения, юридические нормы, политико-правовые идеи и взгляды, их социальные носители (субъекты), деятельность последних, её направления, формы и способы, преступность как специфический объект государственной деятельности, функционально-целевая установка на предупреждение и устранение преступности. Функции уголовной политики обусловлены характером и природой её субъектов, их компетенцией и социально-правовым статусом. Они носят многоуровневый, разнородный, иерархичный характер и включают: функции субъектов общегосударственной юрисдикции, специальной государственной юрисдикции и общесоциальной юрисдикции. Особое место в реализации уголовной политики, её социальной роли занимают функции правоохранительных органов и сопряженных с ними силовых структур, осуществляющих деятельность по предупреждению и устранению преступности. Основными функциями уголовной политики являются предупреждение и устранение преступности, организационно-административная, карательная, доктринально-идеологическая и нормативно-прогностическая. Государственно-правовые формы, методы и способы уголовной политики содержат в себе значительный элемент принуждения, который исторически обусловлен переходным этапом развития России, состоянием преступности.

 

 

 

 

 

2.2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ

 

Уголовная политика формируется, определяется и изменяется сложным соотношением объективных и субъективных факторов общественного развития. Объективные и субъективные факторы общественного развития находятся в сложной взаимосвязи с уголовной политикой. Представляя собой, единство и противоречие различных сторон общественной жизни, они, с одной стороны, находятся в единстве с уголовной политикой. С другой стороны, уголовная политика находится в противоречии, постоянном взаимодействии с объективными и субъективными факторами общественной жизни. Последние, вместе взятые, сами представляют собой процесс непрерывного взаимодействия, возникновения, развития и разрешения социальных противоречий. Уголовная политика является одной из форм их внешнего проявления.

Объективными  факторами, определяющими преступность и уголовную политику, являются:

1. Исторический  тип способа производства, производственных  отношений, противоречия между производительными силами и производственными отношениями - базовые факторы, порождающие преступность и уголовную политику.

2. Политические  отношения - главные объективные  факторы, создающие потенциальную  возможность преступности.

3. Правовые  отношения и нормы как юридические  формы реализации общественных и прежде всего производственных, политических и морально-этических отношений.

4. Другие  виды социальных отношений - идеологические, морально-этические и иные социальные отношения, среди которых особое значение имеют нравственные межличностные отношения. Объективные факторы, определяющие преступность и уголовную политику, не ограничиваются только материальными элементами, а сочетаются с идеальными формами жизнедеятельности, которые выступают в качестве опосредованного её образца (модели). Генерируемые этими факторами социальные противоречия создают принципиальную возможность преступности, формирования и функционирования уголовной политики40.

Основными субъективными факторами, определяющими  преступность и уголовную политику, являются: интересы, потребности субъектов уголовной политики и субъектов правоотношений; личностные качества, психические процессы, свойства, состояния и образования общественно-политических и государственных лидеров, субъектов правоотношений; политические решения и действия субъектов уголовной политики; общественное сознание, его уровни и формы, включая правосознание, правовую психологию и правовую идеологию. Решающую роль в формировании антисоциальной психологии имеют социальные интересы, потребности, чувства, настроения, привычки. Ключевым субъективным фактором, определяющим преступность и уголовную политику, является идеология и её правовая форма - правовая идеология. Последняя в силу её сущности и социально незаменимых функций выступает необходимой теоретической базой, составной частью доктринальной стороны уголовной политики, правовой системы, права и законодательства. Она служит обоснованием и формой реализации стратегии, тактики, направлений, форм, способов и средств уголовной политики. Конструктивная социальная роль идеологии реализуется только посредством её воздействия на социальную психологию, являющуюся первоосновой мотивации и направленности социального поведения41.

Уголовная политика является внешней формой проявления социально-политических противоречий. Она порождена ими. И, будучи составной  частью политики государства, её относительно самостоятельным видом и направлением, воплощает в себе единство и борьбу социально-политических элементов, её образующих. Противоположностями в уголовной политике являются все её системообразующие составляющие: политико-правовые отношения, юридические нормы, систематизированные идеи и взгляды, субъекты, их деятельность. Составляющие уголовной политики в пределах определённых исторических условий, конкретной социальной системы, взаимодействуя между собой, остаются относительно неизменными, они не меняют свою внутреннюю сущность. Относительность их устойчивости, стабильности означает, что в каждой из них происходят эволюционные, количественные изменения. Эти изменения в своей совокупности являются частными, поскольку главный внутренний элемент уголовной политики - её субъект с его интересами и целями - остается самим собой. Он в рамках данной социальной системы не меняется. Принципиально не меняются направления, формы, способы, средства, механизм уголовной политики. Только кардинальная смена политической системы общества, исторического типа государства и его политики приводит к кардинальной смене противоречий данной системы и изменению сущности её уголовной политики. Противоречия социальной системы порождают и определяют противоречия уголовной политики. Система противоречий уголовной политики может быть представлена следующими их основными группами, отражающими многообразие и многоуровневость противоречий социальной системы.

I группа - внутренние противоречия, характеризующие  социальную сущность уголовной политики, её стратегию и целевые установки.

II группа - противоречия, характеризующие  механизм уголовной политики.

III группа -противоречия, характеризующие непосредственную связь и зависимость уголовной политики от её социальных основ (экономики, политики, идеологии, культуры). Антагонистический характер противоречий общества, массовость порождённых ими преступлений, их протяжённость во времени и пространстве, социально значимый характер причиняемого вреда для общества, резко негативная морально-политическая оценка государством, преследование в соответствии с нормами уголовного закона, количественная и качественная определённость в данный исторический период - существенные составляющие преступности42.

Уголовная политика является политико-правовой формой реакции государства на преступность, специфической формой признания и разрешения социальных противоречий и антагонизмов. Противоречия уголовной политики являются многоуровневыми, комплексными и включают противоречия, характеризующие её сущность, стратегию и целевые установки, механизм, внутреннюю связь и зависимость от социальных основ общества - экономики, политики, идеологии, культуры. Основным противоречием уголовной политики является противоречие между её доктринальной и деятельно-практической сторонами, её теорией и практикой. Идеальные и материализованные элементы уголовной политики, составляющие её доктринальную и деятельно-практическую стороны, находятся в единстве и противостоянии, мера которого придаёт ей качественную определённость в рамках конкретного исторического периода развития данного общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. Формы реализации уголовной политики

 

К формам реализации уголовной политики относятся, правотворчество и правоприменительная деятельность43.

Специфика правотворчества как формы реализации уголовной политики – в том, что в нем происходит совпадение компонентов формирования уголовной политики и компонентов ее претворения в действительность.

На повышение качества уголовного законодательства в процессе реализации уголовной политики должно быть обращено особое внимание. Только качественное уголовное законодательство способно выполнить стоящие перед ним и перед уголовной политикой задачи.

Правоприменительная деятельность носит в определенной степени вторичный характер по отношению к правотворчеству, поскольку в основном осуществляется государством через представителей государственных органов, которые сами уголовную политику не творят, но реализуют. В правоприменительной деятельности категорически невозможны только криминализация и декриминализация. Совершенно справедливо отмечает В.Н. Кудрявцев: «Если представить себе, что на этой стадии (стадии правоприменения) судом или иным правоприменительным органом будут приниматься решения о признании преступными и уголовно наказуемыми деяний, которые таковыми не признаны законодателем, то подобная криминализация была бы недопустимой»44.

Соответственно на уровне правоприменения действуют следующие методы уголовной политики: метод пенализации (частично в аспекте наказуемости конкретного виновного), метод депенализации (частично, в том аспекте, который относится к освобождению от уголовной ответственности и наказания виновных лиц) и метод дифференциации и индивидуализации уголовной ответственности (частично в части индивидуализации уголовного наказания).

В то же время следует отметить, что правоприменение оказывает воздействие на процесс формирования уголовной политики. Российской истории последнего периода известны, например, знаменитые отказы московских судов рассматривать уголовные дела, возбужденные по факту незаконных валютных операций, в то время когда еще существовала уголовная ответственность за нарушение правил о валютных операциях (первая половина 1990-х гг.). Эти отказы, основанные на зарождении в стране новых экономических отношений, побудили законодателя декриминализировать соответствующее преступное деяние. По сути дела, описанная ситуация представляет собой на первом этапе фактическую, не законодательную, декриминализацию преступных деяний45.

Правоприменение неразрывно с толкованием уголовного законодательства. Безусловно, толкование при правоприменении имеет особо важное значение и при реализации уголовно-процессуальной и уголовно-исполнительной политики.

Теоретические основы уголовной политики юристами разрабатывались уже в период, относящийся  к концу XIX – началу XX в.46. Так или иначе проблемы уголовной политики и в более поздний период,  во всех случаях в контексте государственной политики, постоянно находились в поле зрения государственных деятелей и ученых47, а в последние годы  к ним обращаются

 

особенно активно48.

В период реформирования общества, государства и права традиционно повышенный интерес проявляется к формированию новой политики России и, в том числе, к политике уголовной, которая, к сожалению, в значительной степени сегодня определяет качество социальной жизни общества и перспективы его развития. Количественные и качественные характеристики современной преступности таковы, что их социальное воздействие может определить ход самих реформ. Таким образом, проблемы формирования уголовной политики России и успех ее реализации рассматриваются как важнейший фактор противодействия преступности, в свою очередь, обеспечивающий реализацию задач политических. 

Реализация уголовной политики – это проведение в жизнь сформированной и закрепленной в законах и других нормативных правовых актах уголовной политики посредством деятельности правоохранительных и других государственных органов, а также организаций. Формы реализации уголовной политики: 1) вся правоприменительная деятельность и практика борьбы с преступностью; 2) постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Верховного Суда бывшего СССР и другие ведомственные  нормативные правовые акты.

Информация о работе Уголовная политика