Хотя США рассматриваются как союз, но
в основе его лежит не договор, а Конституция.
На союзный характер государства указывает
уже преамбула Конституции: «Мы, народ
Соединенных Штатов, в целях образования
более совершенного Союза, утверждения
правосудия, охраны внутреннего спокойствия,
организации совместной обороны, содействия
общему благосостоянию и обеспечения
нам и нашему потомству благ свободы учреждаем
и вводим эту Конституцию для Соединенных
Штатов Америки».
Анализ содержания Конституции позволяет
выделить следующие принципы, определяющие
политический строй и систему государственной
власти США:
-Верховенство власти народа
и закона;
-Гарантии прав и свобод человека;
-Разделение властей, система сдержек
и противовесов;
-Федерализм;
-Возможность изменения и дополнения
Конституции - внесение поправок.
Согласно Конституции, федерализм представляет
собой двойную форму государственного
правительства, в которой присутствует
функциональное и территориальное разделение
власти. Федерализм служит своего рода
компромиссом между двумя другими формами
политического устройства: унитарной
и конфедеративной.
Составители Конституции США четко распределили
полномочия, которыми было наделено федеральное
правительство, а все «остальные» (без
детализации и перечисления) отдали властям
штатов. Таким образом, центральному правительству
принадлежит исключительное право проведения
внешней и оборонной политики, предоставления
гражданства США иммигрантам, эмиссии
денег и контроля денежного оборота, обеспечения
внутренней безопасности, определения
национальных приоритетов и ряд других.
К ведению штатов относятся такие статьи
как гражданское и уголовное законодательство,
организация народного образования, здравоохранения,
обеспечение общественного порядка, строительство
и поддержание дорог и коммуникаций, контроль
за использованием земли и природных ресурсов,
и т. д. Некоторые функции, например налогообложение
или экологическая безопасность, принадлежат
и центру, и штатам. Вообще, система разделения
государственных доходов и расходов между
центром и штатами довольно четко и последовательно
распределена: определенные уровни власти
имеют определенные источники поступления
в бюджет, тем самым, избегая конфликтного
дележа.
Таким образом, опираясь на принцип «дуалистического
федерализма», Конституция устанавливает
сферу исключительной компетенции Федерации
путем перечисления вопросов, по которым
законы может издавать только Федерация.
Все остальные вопросы были отнесены к
ведению субъектов федерации.
Из практики применения Конституции
США можно выделить:
1)сферу совпадающих полномочий
(т. е. входящих в компетенцию и
федерации, и штатов): налоги, займы,
судебная система, банки и т. д.;
2)сферу, где запрещены действия
и федерации, и штатов: обложение
налогом экспроприированных товаров,
жалование дворянских титулов, позже
- рабовладение;
3)сферу, где запрещены действия
федерации: введение прямых налогов,
неодинаковых косвенных налогов,
предоставление привилегий в
области торговли одному штату
в ущерб другому, изменение границ
штатов без их согласия, позже
- ограничение применения Билля
о правах;
4)сферу, где запрещены только
действия штатов: вступление в
международные договоры, принятие
законов, нарушающих договорные
обязательства, лишение граждан
равно правовой защиты, нарушение
федеральной конституции и неисполнение
федеральных законов.
В целом система сдержек и противовесов
продолжает эффективно действовать, обеспечивая
контроль и разделение властей. А Конституция
продолжает содержать синтез демократических
и антидемократических черт, чтобы установить,
а также ограничить народный авторитет.
В течение двух веков широко развернулась
практика голосований, хотя и претерпела
некоторые изменения по сравнению с 1787
годом.
Главное значение федерализма в конституционной
системе США состоит в том, что он обеспечивает
эффективное управление огромной и многообразной
страной и создает условия для быстрого
роста национального благосостояния и
могущества. Конституция отводит важную
роль, структурно и политически, штатам.
Правительства штатов и местные правительства
сильны и являются активными партнерами
в федеративной системе, осуществляя управление
с учетом национальных, региональных и
экономических особенностей,
что является ключевым
фактором, позволяющим на протяжении всей
американской истории обеспечивать культурное
многообразие в рамках общей системы.
Национальное единство США сохраняется
во многом благодаря тому обстоятельству,
что в основе американской конституционной
системы заложены такие важные для федеративного
государства механизмы, которые не позволяют
субъектам федерации действовать независимо
от приоритетов национального правительства
и принимать решения хотя бы по некоторым
вопросам, не сообразуясь с этими приоритетами.
Анализируя опыт становления и существования
американского федерализма необходимо
отметить положительные стороны федеративной
системы США. Это, прежде всего - гибкость,
прочность и рациональность. Опыт США
показывает, что чем больше и разнообразнее
с географической и этнической точки зрения
страна, тем больше преимуществ у федеральной
системы. Соединенные Штаты на своем историческом
примере доказали, что федерализм есть
важнейший институт сохранения мира и
стабильности.
- Федеративное устройство
России: особенности и проблемы.
Следует выделить юридические
признаки Российской Федерации, которые
позволяют отнести ее к числу федеративных
государств:
1) территория Российской
Федерации состоит из территорий
субъектов Федерации, которые представляют
собой ограниченно-правоспособные
государственные образования, обладающие
определенной учредительной властью;
2) компетенция между Федерацией
и ее субъектами разграничивается
федеральной конституцией;
3) в российском государстве
верховная законодательная, исполнительная
и судебная власть принадлежит
федеральным государственным органам;
4) субъекты Федерации
обладают правом принятия собственной
Конституции (Устава), имеют сои высшие
законодательные и исполнительные
органы;
5) в России существует
единое гражданство;
6) в российском парламенте
– Федеральном Собрании Российской
Федерации – имеется палата
представляющая интересы субъектов
Федерации (Совет Федерации);
7) внешнеполитическую деятельность
осуществляют федеральные органы
государственной власти. Они официально
представляют Российскую Федерацию
в межгосударственных отношениях.
Российская Федерация является
асимметричной, потому что ее субъекты
обладают различным конституционным статусом,
тогда как в симметричной федерации субъекты
равны. Особое правовое, а по ряду позиций
привилегированное положение в России
занимают республики, автономные округа,
автономная область.
Федеративное устройство России
базируется на принципах, закрепленных
Конституцией РФ (ст. 5, ч. 3) в числе основ
конституционного строя. Одним из таких
принципов Конституция РФ называет государственную
целостность, которая лежит в основе устройства
Российской Федерации.
Государственная целостность
означает, что Российская Федерация —
цельное, единое и нераздельное, хотя и
федеративное, государство, включающее
другие государства и государственные
образования. Они не имеют права выхода
из состава Федерации, что соответствует
международным стандартам и мировому
опыту федеративного строительства. Целостность
— естественная черта независимых государств.
Разграничение предметов ведения
и полномочий между органами государственной
власти Российской Федерации и органами
государственной власти се субъектов
— еще один принцип федеративного устройства
России. Конституция РФ определяет:
А) перечень вопросов ведения
Российской Федерации (ст. 71 Конституции
РФ), которые полномочны, решать только
федеральные органы государственной власти,
обладая для этого соответствующими правами
и обязанностями;
Б) предметы совместного ведения
Российской Федерации и ее субъектов (ст.
72, ч. 1 Конституции РФ). Причем правовые
акты последних должны соответствовать
федеральным законам по этим вопросам.
Иными словами, полномочия РФ и субъектов
РФ тоже разграничены (по вопросам, не
входящим в первую группу) федеральными
законами уже в рамках предметов совместного
ведения;
В) Конституция РФ закрепляет
полноту власти субъектов федерации по
вопросам, находящимся вне ведения РФ
(т.е. первой группы предметов ведения)
и вне пределов полномочий федерации по
второй группе вопросов — предметам совместного
ведения.
Таким образом, оставшейся компетенцией
обладают субъекты федерации. Этот "остаток"
федеральной Конституцией не ограничивается
и не конкретизируется в полной мере.
Разграничение предметов ведения
и полномочий между федеральными органами
государственной власти и органами государственной
власти осуществляется не только Конституцией,
но и Федеративным договором и иными договорами
о разграничении предметов ведения и полномочий.
Эти договоры не должны противоречить
Конституции РФ, а в случае их несоответствия
ей, действуют конституционные нормы.
Споры о компетенции между государственными
органами Российской Федерации и органами
государственной власти ее субъектов
разрешаются Конституционным Судом РФ.
В настоящее время РФ включает
субъекты федерации, образованные по
национально-территориальному принципу
(республики, автономная область, автономные
округа) и по территориальному (края, области,
города Москва и Санкт-Петербург). При
этом население республик, автономных
образований имеет многонациональный
характер; в краях, областях, двух крупнейших
российских городах также живут представители
многих наций и народностей (хотя в них,
в основном, сосредоточено русское население).
В современном федеративном устройстве
России получает развитие территориальный
(региональный) принцип. Указанные два
принципа организации субъектов федерации
(национально-территориальный и территориальный)
— также существенные характеристики
федеративного устройства России.
Равноправие субъектов Российской
Федерации — принцип федеративного устройства,
впервые получивший закрепление в нынешней
Конституции РФ. Она специально подчеркивает
его важное проявление — равноправие
всех субъектов между собой во взаимоотношениях
с федеральными органами государственной
власти. Это равноправие, прежде всего,
проявляется:
А) в равенстве их прав и обязанностей
как субъектов федерации;
Б) в конституционно установленных
равных пределах компетенции субъектов
всех видов, в одинаковой степени ограниченной
компетенцией самой Российской Федерации;
В) в равном представительстве
всех субъектов в Совете Федерации
В то же время имеются различия
в государственной организации субъектов
федерации. Среди них есть республики,
обладающие признаками государства и
государственно-территориальные образования,
не имеющие, например, своих конституций,
гражданства, высших органов государства,
что, однако, не влияет на их равное положение
в федерации. Естественны и фактические
различия между субъектами в экономическом
потенциале, численности населения, размерах
территории, географическом положении
и так далее.
Современный этап развития
федерализма выдвигает перед Россией
следующие проблемы:
1. Проблема фантомного
федерализма в развитии российской
государственности.
Под «фантомным» федерализмом
мы подразумеваем такое состояние государственных
и правовых институтов, при котором зафиксированная
в нормах права конструкция федеративных
отношений значительно отличается от
реально сложившейся и существует системный
разрыв между декларированным и действительным
состоянием государственной системы.
Основным признаком, характеризующим
фантомность, декоративность сложившейся
в России системы федеративных отношений,
является асимметрия федерации — ситуация,
при которой, несмотря на декларированное
в Конституции равноправие субъектов,
имеет место их политическое, правовое
и экономическое неравенство. В этих условиях
нормативный, закрепленный в законодательстве
федерализм становится в известной степени
фикцией, которая в зависимости от баланса
политических сил интерпретируется то
в сторону большей самостоятельности
субъектов, местами переходящей в сепаратизм,
то в сторону построения фактически унитарного
государства в федералистской оболочке.
Основное пагубное следствие постоянного
разрыва между политикой, правом и экономикой,
которым характеризуется фантомный федерализм,—
общая неэффективность системы государственного
управления, объективным выражением чего
является перманентный социально-экономический
кризис.