Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 15:36, реферат
Коррупция описывается в СМИ как серьезный барьер на пути здорового развития общества, социальное зло, требующее вмешательства и устранения. Но
эффективная борьба с этим негативным явлением невозможна без достаточно
полного и точного знания его сущности, конкретных условий возникновения и
последствий.
Введение……………………………………………………………………………………..3
Глава I.
§1. Понятие коррупции…………………………………………………………………..4
§2. Формы коррупции в России…………………………………………………………5
Глава II.
§1. Причины возникновения коррупции………………………………………….......12
§2. Последствия коррупции……………………………………………………………15
Глава III.
Меры по борьбе с коррупцией………………………………………………………...16
Заключение………………………………………………………………………………...19
Список литературы……………………………………………………………………..20
. вознаграждения за получение выгодных контрактов в форме оплаты якобы консультационных услуг, установления непомерно высоких гонораров за публикации или лекции;
. служебного мошенничества и других формах хищения;
. получения "комиссионных" за размещение государственных заказов;
. оказания государственным служащим разного рода услуг и иных "знаков внимания";
. поездок в заграничные командировки, на отдых и лечение за счет заинтересованных в решении вопросов партнеров;
. латентного вымогательства взяток, в том числе незаконных вознаграждений, за ускоренное решение вопросов, выдачу документов;
. вымогательства
взяток у водителей сотрудникам
. устройства на работу родственников, друзей, знакомых;
. получения руководителями от подчиненных доли взяток и др.
Возможность возникновения коррупции напрямую связана с непрозрачностью процесса, что в бюджетном процессе прямо ведет к произволу чиновников: выбор организации, исполняющей различные расходные статьи бюджета, находится в руках чиновников, велико искушение получить "откат", вот вам и коррупция.
Исследования центра "Стратегия" в российских регионах (от Санкт-Петербурга до Южно-Сахалинска) показали, что везде бюджетный процесс непрозрачен. Наиболее открыт бюджет (т.е. доступна информация о бюджете и бюджетном процессе) в Санкт-Петербурге, Карелии и Обнинске. В бюджетном процессе также имеются специфические формы проявления коррупции (далее приведены результаты исследований по регионам Северо-запада): Законодательные органы субъектов федерации соглашаются с просьбой губернатора и принимают бюджет с нарушениями законодательства: сразу в целом (а не в 3-х чтениях), без постатейной разбивки (Республика Коми, Архангельская область). По сути, не только граждане, но и депутаты не имеют информации о бюджете.
Резервные фонды депутатов. В Санкт-Петербурге каждый депутат имеет право единолично и бесконтрольно израсходовать по своему усмотрению около 800000$ (более 1500000$ в 2002г.) в год4. Резервный фонд администрации - решение о расходовании этого фонда принимает глава субъекта федерации. Изменение тарифов на оплату жилищно-коммунальных услуг. Предприятия- монополисты повышают тарифы без предоставления какого-либо обоснования. Погашение долга субъекта федерации. Какой-либо контроль над текущими операциями с государственными ценными бумагами отсутствует. Финансирование федеральной судебной системы за счет бюджетов субъекта федерации. Проходит практически во всех субъектах и приводит к полной зависимости судей от исполнительной власти (в Санкт-Петербурге некоторые суды финансируются даже из муниципальных бюджетов).
В России также существует «политическая коррупция», которая находит своё отражение, прежде всего, на выборах. Например, одно из наиболее ярких проявлений - это покупка мест в списках. Наша система списочная, голосование за списки, стимулировала вот такую разновидность коррупции. Специфика избирательного процесса состоит в том, что мотивация его участников настолько велика, что они часто идут на прямые нарушения закона. В подавляющем большинстве случаев эти нарушения остаются безнаказанными (исключение - на выборах в Санкт-Петербурге в 2000г. один кандидат был лишен регистрации судебным решением за прямой подкуп избирателей). Ниже приведены специфические формы проявления коррупции на примере субъектов федерации Северо-Западного региона, использовавшиеся на выборах 1999- 2001гг.
Использование административного ресурса:
. неравный доступ к СМИ - местные СМИ находятся под контролем администрации, которая определяет какому кандидату и в каком объеме предоставлять время на местном ТВ и радио
. давление на избирательные комиссии - большинство в окружных и участковых избирательных комиссиях - это либо представители администрации, либо люди от нее зависимые. Администрация указывает, какому кандидату надо помогать, а какому - нет
. давление на органы внутренних дел - администрация указывает, какие пикеты арестовывать, какие агитационные материалы изымать
. давление на бизнес-структуры - те компании, которые поддерживают неугодных администрации кандидатов, подвергаются всяческим проверкам налоговой инспекции, СЭС и др
. прямое давление - прямые телефонные звонки неугодным кандидатам
Подкуп избирателей со стороны кандидатов:
. прямой подкуп - людям даются деньги, либо подарки, а они голосуют, как надо.
. непрямой подкуп - кандидатом
создается благотворительный
Коррупция в СМИ - меньшую часть средств за публикацию СМИ получают легально через счет кандидата, большую часть они получают наличными непосредственно от кандидата. Финансирование избирательных кампаний - поскольку средств, определенных по закону для проведения полноценной избирательной кампании недостаточно, то кандидаты и избирательные объединения рассчитываются с исполнителями непосредственно, а не через счет кандидата.
В наибольшей степени коррумпированность проявляется в деятельности органов исполнительной и судебной власти, которые непосредственно связаны с распоряжением финансовыми и материальными ресурсами (при низкой зарплате), разрешением жизненно важных споров. Это обстоятельство предопределяет специальную направленность исследований ученых, анализирующих коррупцию в
России, прежде всего с позиций уголовного права. Обратили внимание на указанную проблему и специалисты в области административного и муниципального права, поскольку именно эти отрасли формируют правовую базу статуса государственных и муниципальных должностных лиц. Между тем проблема коррумпированности публичной власти носит комплексный характер, так как коррупция пронизывает все сферы публичной власти, приобретает самые изощренные формы. Не меньшая, а возможно, большая опасность коррумпирования публичной власти исходит из сферы законодательной государственной и представительной муниципальной власти. Одним из условий такого положения дел является несовершенство правовых основ формирования органов представительной власти.
В дореформенной России главным проявлением коррупции была взятка в денежной форме, на борьбу с которой и были направлены карательные санкции, предусмотренные Уголовным кодексом. Характер правонарушений был достаточно очевиден и сравнительно легко поддавался уголовно-правовой идентификации.
В новых условиях положение резко изменилось. Наряду с традиционной формой взятки появились ее современные модификации. Вместо конверта с деньгами теперь фигурируют действия, определяющие изменения в имущественном положении лиц, вовлеченных в коррумпированные отношения. Такие действия, как криминальное лоббирование, инвестирование коммерческих структур за счет средств госбюджета, создание лжепредприятий, перевод государственной собственности в акционерные общества, предоставление возможности вывоза стратегического сырья за рубеж и многое другое очень трудно идентифицируемы и доказуемы.
Трудности усугубляет чрезвычайно скрытый характер коррупции. Выявить, а тем более доказать процессы коррупции очень сложно. Внешне все выглядит законно, документально обоснованно. Еще одна особенность коррупции на современном этапе жизни России – это то, что она становится все более "респектабельной". Если совсем недавно о ней говорили как о явлении организованной преступности уголовного мира и теневого бизнеса, то сейчас коррупция приобретает характер "болезни белых воротничков".
К тому же сегодня появляются некие новые формы коррупции, которым нет еще названия и которые не получили правового и криминологического наполнения.
Ю.В. Голик, советник
Второй пример касается нашей собственности за рубежом. Судя по всему, собственность есть и собственность громадная. При этом практически ничего не делается, чтобы этой собственностью владеть. Единственная реальная попытка на уровне государства была предпринята Комитетом по защите экономических интересов России в 1992-1993 гг., после чего его тут же упразднили. Одна из причин - не главная - заключается в том, что эта работа трудна и кропотлива. Она не может принести сразу больших результатов и дивидендов и на ней вряд ли можно "погреть руки", в отличие от выбивания и выпрашивания кредитов. Разве это не форма коррупционного противодействия? Можно, конечно, попробовать списать все на бюрократизм, который сам по себе "дружит" с коррупцией. Однако чистой бюрократии соответствуют пассивность и мздоимство, но никак не активное противодействие, которое мы наблюдаем и в том и в другом случае. Такое активное противодействие выходит далеко за рамки обычных бюрократических проволочек»6.
В подавляющем числе государств борьба с коррупцией ведется в форме правового преследования за ее конкретные проявления. В этом отношении Россия не является исключением. В Уголовном кодексе имеется пять статей, предусматривающих уголовную ответственность за конкретные противоправные действия: легализация денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем, злоупотребление должностными полномочиями, получение взятки и служебный подлог. Между тем, названным перечислением круг коррупционных действий, с которыми приходится сталкиваться в жизни, далеко не исчерпывается.
Среди таких "забытых" деяний называют, в частности, следующие: участие должностных лиц в коммерческой деятельности для извлечения личной прибыли; использование служебного положения для "перекачки" государственных средств в коммерческие структуры с целью получить личную выгоду и с задействованием для этого подставных лиц и родственников; предоставление должностными лицами льгот коммерческим структурам с целью извлечь личную прибыль; предоставление государственных финансовых и иных ресурсов в избирательные фонды. Этот список можно расширять практически до бесконечности.
ГЛАВА II.
§1. Причины возникновения коррупции.
Проблема коррупции является следствием большого количества факторов и механизмов.
Один из факторов распространенности коррупции - сложность структуры органов власти, наличие множества бюрократических процедур, порождаемых самими чиновниками, отсутствие внешнего и внутриорганизационного контроля над деятельностью аппарата органов государственной власти. Положение усугубляется тем, что отсутствуют комплексный учет и контроль над служебной деятельностью государственных служащих, четкое распределение компетенции, имеет место дублирование и совмещение функциональных обязанностей. Следствие этого - чрезмерная медлительность, волокита, связанные как с организационными недостатками, так и с низкой профессиональной компетентностью персонала. Провести грань между организационной неразберихой и стимулированием коррупционного поведения граждан бывает подчас очень сложно. Коррупцию порождают неоправданно большое количество запретов, разрешительных процедур и отсутствие механизма и правовой основы защиты интересов граждан, вовлеченных в деятельность органов государственной власти.
К организационным
факторам коррупции следует
Есть много причин,
объясняющих сложившуюся в
1. Слабость верховной государственной власти. Уже 10 лет в стране нет не только социального, но и политического консенсуса. Страну сотрясали постоянные противоречия между исполнительной и законодательной властями; между различными группировками в самой исполнительной власти, за чем легко просматривались столкновения интересов различных группировок и классов бюрократического капитала; между федеральным центром и регионами (что ставило под угрозу процесс становления новой российской государственности. Фактическая дисфункциональность государственной системы дезорганизовала работу правоохранительных органов, и после первоначальной дезориентации они довольно быстро вписались в процессы формирования бюрократического капитализма, обслуживая, в первую очередь, интересы “новых русских” и не забывая при этом и о своих собственных корыстных интересах.