Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 17:21, шпаргалка

Краткое описание

1) Б1Политология (в англоязычных странах утвердился другой термин - "политическая наука") - это наука о политике.
2) б1 Правовое и социальное государство. Развитие демократии непосредственным образом связано с утверждением правового государства.
...
б30 На протяжении полутора веков в мировой политической науке важное место принадлежало учению Карла Маркса (1818 — 1883) и Фридриха Энгельса (1820 — 1895). К тому же это учение составляло теоретическую основу политической деятельности абсолютного большинства коммунистических партий.

Вложенные файлы: 1 файл

Политология.docx

— 128.70 Кб (Скачать файл)

  "победа любой ценой" - полностью ликвидировать или  поставить под свой контроль  другую сторону;

  "преобладание" - стремление одной из сторон обеспечить для себя доминирующую позицию;

   "мир" - маневрирование, позволяющее надеяться на достижение компромисса.

Третьей стадией является завершение конфликта.

    * Возможно несколько  альтернатив выхода из конфликта:

  • самоугасание конфликта. Это ситуации, когда длительные конфликты теряют свою актуальность и затухают сами по себе;
  • урегулирование конфликта. Урегулирование лишь частично снимает проблему, но при этом сам предмет спора не исчерпан.
  • разрешение конфликта, т.е. заключение соглашения на основе найденного компромисса.

Возможность разрешения конфликтов определяется рядом условий.

           Во-первых, конфликт должен перейти  из латентной в открытую форму.

          Во-вторых, признание каждой стороной  своего оппонента и наличия  противостояния.

           В-третьих, четкое представление  о предмете спора. 

          В-четвертых, нормативное регулирование  конфликта.

          В-пятых, готовность сторон к  взаимным уступкам.

           В-шестых, ослабление конфликта за  счет перевода его на другой  уровень. 

Инструментом разрешения конфликтов являются переговоры, посредничество, разъединение сторон, использование  силы и традиций.

 

3)б3 Гераклит (544- ок 470 гг. до н. э.) - вывел известную парадигму о том, что все течет и все изменяется, поэтому в одну реку нельзя войти дважды. Он считал что - демократия - это правление "неразумных" и "худших". Отвергая демократию и считая разумным правление лучших он выступает как сторонник аристократии, но не родовой знати, а аристократии знания.  Гераклит призывает всех граждан полиса придерживаться общего для всех закона.

 

1)Б.4Становление и развитие  полит. мысли в Др. мире идёт параллельно с развитием гос-ва. Там где государственность достигает наиболее развитых форм, возникают и многочисл. полит. теории. Это хар-но для древней Греции. Образцами развития полит. мысли того времени могут служить известные полит. теории Платона и Аристотеля. Платон создал целостную систему философск. идеализма, в кот. органически вписалась теория идеального государства, изложенная им в трудах ''Государство'' и ''Законы''.

Прослеживая полит. эволюцию человека, Платон обращает внимание на то, что полит. изменения в конечном счёте – это результат изменения образа жизни людей, особенно в способах добывания средств к сущ-нию, поэтому он считает в принципе возможным и необходимым переустройство общества на разумных началах, согласно его замыслу, жители идеального государства, должны быть распределены на 3 сословия: «Философы, воины, трудящиеся».

Правящая власть у философов, ибо они способны при осуществлении  власти руководствоваться разумно  понятыми общими интересами общ-ва, так как частная собственность и семья порождает в людях эгоизм и вредят общему делу, философы д. быть лишены семьи и жить замкнутыми группами, внутри кот. все равны а имущество общее.

На воинов возлаг. приведение в жизнь реш. философов и охрана установл. порядка.

В низшем слое общества (земледельцев и ремесленников) предполагалось сохранить  индивидуальную собственность.

Общей целью государства  Платон провозглашал не приобретение мат. благ, а заботу о моральном  совершенствовании, достигаемом благодаря  развитию науки.

Аристотель (384 - 322) исследовал полит устройство 158 известных ему государств. Результаты этого исследования изложены в труда – ''Политика''.

Здесь он в частности объяснил происхожд. гос-ва. В его основе лежат природные причины, так естественная потребность чел-ка в общении побуждает его созд. семью, потом общину, и наконец гос-во. В зависимости от цели, кот. ставят властители, Аристотель различает правильное и неправильное гос. устройство. Неправильное – это при кот. преследуются корыстные цели правителей, правильное – преследуется общее благо, незав-мо от того правит один или многие. Наилучшей формой правления Аристотель считал ту, при кот. правит больш-во, но оно д. подчиняться з-ну. Если же этого не происх., и решающее знач. имеет постановл. народного собрания, то народ легко м. стать деспотом и рано или поздно нападёт на власть демагогов и льстецов. Они управляют народом как хотят, подчиняют его своей власти. Власть народа, основ. на з-не Аристотель называл политией. Такая форма сущ. там, где велик слой зажиточн. граждан.

Пытается формулир. з-ны полит. жизни, знание кот. поможет людям в установл. прочной и справедливой власти. Он активист и верит в то, что гос-во создаётся не ради того, чтобы жить, а преимущественно чтобы жить счастливо.

 

2)Б4Политика существовала не всегда. Ее появление отразило процесс усложнения социальной жизни, обусловленной развитием человеческих потребностей. Так, примитивные общества древности не знали политики. Неразвитости материального производства соответствовала скудность потребностей, сводившихся к возможности физического выживания. Отдельные индивиды еще не были способны к самостоятельному существованию вне рода, племени – ведущих форм социальной целостности того времени. Взаимодействия внутри этих образований основывались на естественных, кровнородственных связях и регулировались нормами общинно-коллективистской морали, традициями, обычаями и верованиями. Постепенное выделение человеческого общества из природы разрушало естественный характер взаимосвязей внутри него. Процесс постепенного разложения родоплеменной организации ослаблял господство целого над индивидуальным. Наращивание материальных возможностей древних обществ вело к усиле-нию социальной, этнической, культурной и религиозной дифференциации. Сохранение целостности общества в этих условиях стало представлять собой серьезную общественную проблему. И хотя доминирующее значение в социальной жизни сохраняли кровнородственные связи, но уже появились политические институты, способные за счет использования средств принуждения обеспечить общеобязательные формы социальных взаимодействий. Появление механизмов государственной власти выводило социальную власть на качественно новый уровень регулирования межгрупповых отношений. Власть как центральный атрибут государственности также первоначально не имела политического характера. Она исходила от рода. Власть старейшин, военачальников, жрецов основывалась на их авторитете (выбирались самые сильные, умные, ловкие) и на выполнении определенных функций (например, религиозных). Тогда власть имела общественный характер, поскольку регулировала в основном совпадавшие интересы и потребности рода. Дифференциация общества обусловила несовместимость интересов. Тогда потребовались политические формы согласования различных интересов и потребностей, материализовавшихся в системе специальных институтов: государства, армии, идеологии и т. п. Реализация интересов в социально неоднородном обществе потребовала использования государственной власти. В противном случае удовлетворение потребностей одних групп могло существенно изменять социальные возможности других. Следовательно, политическая власть) – это не всякая власть, а та, которая формируется сознательно между теми, кто влияет, и теми, на кого влияют.

 

3)б4 Яростным защитником идеи компетентного правления и господства законов в организации полисной жизни был Сократ. Он утверждал, что править должны знающие люди - философы, а само правление представляет собой искусство, к которому предрасположены лишь отдельные "лучшие" люди, благодаря своему рождению, воспитанию и обучению. Его критика демократии имела под собой реальное основание: иррациональность принимаемых афинскими гражданами решений часто приводила к нестабильности политической жизни. К другим известным идеям Сократа относится его требование соблюдения законов. Он разделил законы на божественные, независимые от воли людей, и человеческие. И те, и другие законы требуют повиновения, так как законное и справедливое - одно и то же. Сократ собственной смертью показал пример законопослушности. Приговоренный к смерти афинским демосом (народом), он отказался от предложенного ему плана побега, ссылаясь на то, что общество может погибнуть, если судебные решения не будут иметь никакой силы.

 

1)б5Абсолютное господство  религии в средневековом мировоззрении,  образе жизни, культуре наложило  отпечаток и на политические  взгляды: все явления в сфере  политики оценивались с позиций  христианского учения. Политические  проблемы рассматривались как  часть проблем теологических,  сколок с них.

Именно так их трактовал  крупнейший католический теолог Августин Аврелий (353—430), по мнению которого деятельность государства должна быть всецело подчинена реализации воли Божьей. Если же оно от этой воли отходит, то искажает свое предназначение, смысл которого состоит в реализации заповеданной Богом общей пользы. Источник зла, социальных и политических потрясений философ видел в свободе воли человека, отходящего от божественных предначертаний. Он обосновывает принцип безусловного примата церковной власти над светской, который будет впоследствии рождать острейшие политические и теоретические коллизии.

Идею божественного происхождения  государственной власти развивает  и Фома Аквинский (1225—1274). Сущность власти, определяемая Богом, благая, но конкретные ее формы, реализуемые людьми, могут быть и дурными, противоречить  божественной воле. Этого люди могут  избежать в случае познания всеобщего  порядка изменений, установленного Богом и по-разному проявляющего себя в разных сферах действительности, и следования этому порядку. Законы государства должны гармонировать  с этим более общим законом  и направлять поведение людей  в соответствии с его требованиями. Если государственная власть не делает этого, отходит от требований божественного  закона, подданные имеют право  не следовать ее требованиям.

 

2)б5Три типа пол конфликтов:

- конфликт интересов –  преобладает в экономически развитых  устойчивых гос-вах, где нормой является дележ экономического пирога. Легко поддается урегулированию.

- ценностный конфликт  – более характерен для развив. гос-в с неустойчивым гос-венным строем. Приоритет ценностей, которые явл. основой такого пол конфликта – это свобода, равенство, братство.

- конфликт идентификации  – характерен для обществ,  в кот. субъект отождествл. себя с определенной группой (этнич, религ, язык), а не с общ-вом или гос-вом в целом.

Выделяются также гориз. и вертикальн. пол. конфликты. Гор – это конфликт между индивидами, группами, классами. Вертик - между субъектами пол власти.

Наиболее значительны  всеобщие конфликты, но и частные  конфликты м. перерасти во всеобщие.

Выделяют разные виды пол конфликтов:

- конфликт общ-экон и соц-пол систем, кот обусловл разные гос интерпретации

-Межгос конфликты (вооруженные и невооруженные)

-Внутрипол конфликты обусловлены разными интересами тех или иных групп. Эти конфликты делятся на межклассовые, межнациональные, межпарт, внутрипарт и межличностные.

Предметом межнац конфликтов является неурегулированность территор проблем, экономич дискриминация.

Межпарт имеет в качестве своего осн. объекта гос власть. В своей деятельности партии не ограничиваются пол борьбой, а задействуют весь арсенал своих возможностей.

Межлич конф имеют место как между представит разн партий, так и между одной партии.

Кризисы пол сист могут протекать в 2-х измерениях:

- затрагивать теорет и конст процедуры и органы

- затрагивать соц-экон отношения, отношения собственности

Правительственный кризис выражается в невозможности правительства решить задачи, которые стоят перед ним

Парламентский кризис – измен соотноше сил в органах законод. власти, когда решение парламента расходится с волей большинства граждан.

Кризис правящей партии - в ее идеал. и организац распаде, утрате авторитета.

 

3)б5 Демокрит (460-370 гг до н.э.) - выдающийся представитель атомистического материализма, рассматривал политику как важнейшее искусство, главная задача которого - обеспечить общие интересы свободных граждан полиса. Главной и необходимой чертой благоустроенного государства он считал единомыслие и нравственно-социальную солидарность членов полиса. Государство, подчеркивал Демокрит, олицетворяет собой общее дело своих граждан и служит его опорой. У Демокрита мы находим ряд советов правителю, в частности: прежде чем властвовать над другими, необходимо научиться властвовать над собой. Он рекомендовал тщательно изучать искусство политики и допускать к руководству лишь тех, кто имеет для этого необходимые качества и знания.

 

1)б6 Отход от чисто теологической интерпретации политики происходит в эпоху Возрождения и связан прежде всего с работами и взглядами итальянского теоретика политики Никколо Макиавелли (1469— 1527), который создал принцип реалистического видения политики. Он доказывает, что в этой сфере люди руководствуются специфическими, отличными от других сфер жизни мотивами поведения, и успех здесь предопределяется не религиозным рвением и не благородством замыслов, но верным расчетом, умением предвидеть последствия тех или иных действий и событий.

По мнению Н. Макиавелли, политика — отражение природы человека, а она отнюдь не благая.

Труды Н. Макиавелли, и прежде всего “Государь”, построены на учете исторического опыта итальянских  государств и адресованы вполне конкретным людям — их тогдашним правителям. Автор свободен от оценки политических явлений в духе религиозных догматов и подчеркивает зависимость политики от естественных сил: климата, места, полезных ископаемых. Политика для него —  удел избранных, но хорошему правлению  можно научиться, ибо существуют отработанные веками правила политики, знание которых ведет к успеху, а пренебрежение открывает дорогу к поражению и неудаче.

2)б6 Этнополитические конфликты

Политический конфликт –  столкновение, противоборство различных  социально-политических сил, субъектов  политики в их стремлении реализовать  свои интересы и цели, связанные прежде всего с борьбой за обретение власти, ее перераспределение, изменение своего политического статуса, с политическими перспективами развития общества. Основу политического конфликта составляют социально-экономические, этнические и политические противоречия, объективно присущие любому обществу, которые приобретают конфликтную форму движения и разрешения.

Этнополитический конфликт – форма межгруппового политического  действия, участники которого выступают  как противоборствующие этнические общности.

Основные типы этнополитических конфликтов:

– конфликты, в основе которых  лежат факторы исторического  характера, обусловленные традициями многолетней национально-освободительной  борьбы;

– территориальные конфликты, часто связанные с воссоединением разъединенных в прошлом этносов;

– конфликты, источниками  которых служат последствия произвольных территориальных изменений;

– конфликты, порожденные  стремлением этнической группы реализовать  право на самоопределение в форме  создания независимого государства;

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"