Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 02:04, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политология".

Вложенные файлы: 1 файл

0115782_C8726_shpory_po_politologii.doc

— 339.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Билет 41

Послание Президента РБ А.Г.Лукашенко белорусскому народу и Национальному собранию РБ (2008г.).

Сегодня суверенная Беларусь состоялась. Создан прочный фундамент, который позволяет энергично и эффективно развиваться по всем направлениям. По индексу человеческого развития ООН наша страна находится на стыке группы стран со средним и высоким уровнем развития. Но нельзя игнорировать тот факт, что мир вокруг нас меняется. Мы не можем остаться на обочине этого развития. Мы должны сделать все, чтобы Беларусь вышла из группы догоняющих и стала участницей группы лидирующих. Здоровье нации — основа благосостояния государства. Здоровье человека является одним из приоритетов нашей государственной политики. Поэтому мы системно поменяли подходы к развитию отечественного здравоохранения. Первостепенная задача — оснащение медицинских учреждений самым современным оборудованием, внедрение прогрессивных методик и технологий. Главная наша цель — добиться заметного повышения продолжительности жизни людей. Никаких поблажек ни потребителям, ни распространителям наркотиков. Для противодействия алкоголизму, наркомании, курению нужны разумные действия государства и общества, сочетание административных ограничений и запретов с различного рода стимулами и масштабными информационными наступлениями. Первыми результатами национальной политики по обеспечению демографической безопасности стало стабильное увеличение рождаемости, числа заключаемых браков. С этой трибуны я должен заявить: правопорядок, стабильность в стране будут обеспечены, нравится это Западу или нет. У нас есть законы. Плох закон, но он — закон, и будет в стране соблюден. Беларусь относится к числу стран с высоким уровнем образованности населения. Дальнейшее развитие дошкольного образования должно быть направлено в первую очередь на укрепление здоровья детей, гармоничное разностороннее развитие личности ребенка, обеспечение успешного перехода на следующий этап обучения. Еще одна важнейшая задача государственной образовательной политики — создание равных условий обучения для городских и сельских школьников. Правильная организация свободного времени даст, кроме всего прочего, возможность повысить уровень культурного, интеллектуального развития молодых людей. Белорусское кино переживает второе рождение. Мы обязательно превратим «Беларусьфильм» в белорусский Голливуд. Давайте творить молодым. Сегодня в Беларуси наблюдается острая нехватка рабочих рук. Наиглавнейшая задача — перераспределение трудовых ресурсов по регионам. В стране обеспечивается неуклонный рост заработной платы. Постоянно повышаются пенсии, стипендии, пособия. Слышу много претензий по поводу подоходного налога. В результате рядовые работники чуть ли не половину зарплаты отдают на налоги. Еще раз подчеркиваю, упорядочение льгот — это не экономия государственных средств. Главная цель заключалась в справедливости получения той или иной государственной поддержки. Мы не успеваем строить и создавать новые предприятия. Не хватает строительных мощностей, не хватает рабочих рук. Мы добились того, что в Беларуси нет жесткого расслоения на богатых и бедных. Сегодня мы подошли к следующему уровню — необходимо развивать так называемый средний класс, чтобы малообеспеченных не было вообще. Всем — равные условия. Должен быть сделан упор на повсеместное внедрение инноваций, то есть всего того, что может предложить современная наука и техника. Сегодня, учитывая ситуацию на мировом рынке, необходимо делать иные акценты — белорусские товары должны конкурировать прежде всего по качеству, по своей уникальности. Приоритетным ориентиром в экономике должны стать производство и экспорт услуг. Транзит — природный ресурс Беларуси. Его надо превратить в стабильный высокий доход, создав комфортные условия перемещения через границу. И дорожный сервис должен быть современным, а не скамейки под елочками. Учитывая, что дальнейший рост цен на энергоносители неизбежен, мы на заседании Совета Безопасности в январе этого года приняли окончательное решение о строительстве в Беларуси собственной атомной станции. Развитие агропромышленного комплекса и социальной сферы на селе — не узкоотраслевая задача, а общегосударственный приоритет. Вслед за программой возрождения села мы приступили к реализации программы развития малых городов. В каждом малом городе необходимо добиться стабильного роста экономики, обеспечить благоприятный климат для инвестиций и инноваций, удовлетворение социальных потребностей населения. Важнейшей задачей наших Вооруженных Сил на ближайшую перспективу должно стать обеспечение безопасности внешних границ и недопущение перерастания военной опасности в военную угрозу. Страну надо сохранить во что бы то ни стало! Даже если нам будет очень трудно, простите меня, даже если воевать придется за независимость — мы должны быть к этому готовы. Естественно, хочу подчеркнуть еще раз, — важным компонентом являются отношения с Европейским союзом и Соединенными Штатами Америки. Мы находимся в Европе и не собираемся паковать чемоданы или менять карту мира. Евросоюз для нас — торговый партнер номер два. Надо формировать новую управленческую элиту. Ее ядром должна стать талантливая молодежь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Билет 53

Политическая  символика как элемент политической социокультуры .

Политическая символика - совокупность символов в образно-процессуальной форме отражающих либо идеализирующих мир политики. Символ в широком смысле слова - это образ. Он содержит в себе определенный смысл, нераздельно слитый с образом, но далеко не всегда ему тождественный. Символ характеризуется многозначностью. Он предназначен для воздействия на человека, - на какой бы стадии политической социализации тот ни находится. К основным и наиболее распространенным формам политической символики относятся следующие: 1. Национально-государственная символика. В таких символах проявляются вековые традиции его политической культуры. К национально-государственной символике относятся, прежде всего, флаги, гербы, гимны, конституции, денежные знаки и др. Цель подобной символики - привлечь внимание граждан, объединить их вокруг какой-то масштабной идеи и соответственно побудить их на определенные действия. 2. Политическая ритуально-процессуальная символика. Помимо прочего они являются символическим компонентом «гражданской (или политической) религии», характерной для конкретного общества. С помощью таких ритуалов простые смертные превращаются в президентов и монархов. В общественно-политической жизни ритуально-процессуальная символика представлена также съездами и собраниями политических партий и движений, политическими демонстрациями, митингами, пикетами. Высоким уровнем символичности отличаются также и празднования исторических событий государственной важности, соответствующие салюты и фейерверки. Политико-ритуальная символика проявляется и в процесс е возложения венков и цветов к национальным святыням, в процессе задействования в торжественных случаях почетных караулов и т. д.

 

БИЛЕТ  48

Формирование  идеологических ориентиров в современной  Беларуси

 Национальная идеология  белорусов, которая является формой выражения самосознания народа. От эпохи к эпохе национальная идеология видоизменяла свои формы и обогащала свое содержание. При этом в содержании национальной идеологии сохранялись определенные базовые ценности, идеи, постулаты, отражающие душевный склад и национальный характер народа. Основу идеологии белорусского государства, по мнению Президента РБ, должны составлять традиционные, выработанные столетиями и выстраданные народом ценности, идеалы, обеспечивающие единство и благо жителей Беларуси. Государство, будучи формой бытия народа, с момента своего конституирования становится носителем идеологии народа, который проживает в его пределах. Таким образом, идеологию белорусского государства можно назвать национально-государственной. Ее важнейшая идея – создание сильной и процветающей Беларуси.Именно в этой идее воплощается историческое стремление белорусов к свободе, самостоятельности и благосостоянию.Идеология белорусского государства представляет собой идеологию единения, удовлетворяющую духовные запросы современного человека и способную объединить всех граждан Беларуси, совершенно разных по этническому происхождению, языку, конфессиональной принадлежности, социокультурным ориентирам.Эта идеология независимого политического, экономического и духовно-культурного развития на основе сохранения и обогащения национального своеобразия, традиций, исторического опыта белорусского народа, его самоопределения, самосознания и самоутверждения. Именно такая идеология жизненно важна для сохранения и упрочнения белорусской государственности как гаранта целостности и независимости страны.

 

билет 58

Основные направления  внешней политики РБ на современном  этапе.

Стратегическими целями внешней политики Республики Беларусь являются: 1)защита государственного суверенитета и территориальной целостности Республики Беларусь;2)защита прав, свобод и законных интересов граждан, общественных и государственных интересов.  Основными задачами внешней политики Республики Беларусь являются: равноправная интеграция Республики Беларусь в мировое политическое, экономическое, научное, культурное и информационное пространство; создание благоприятных внешнеполитических и внешнеэкономических условий для повышения уровня благосостояния народа, развития политического, экономического, интеллектуального и духовного потенциала государства; формирование добрососедских отношений с сопредельными государствами; обеспечение защиты прав, свобод и законных интересов граждан Республики Беларусь за границей; содействие укреплению международной безопасности, нераспространению оружия массового поражения и контролю над вооружением; привлечение внешних интеллектуальных и научных ресурсов в интересах образовательного, научного и культурного развития Республики Беларусь; участие в международном сотрудничестве в области поощрения и защиты прав человека. Основными направлениями в сфере внешнеэкономической деятельности являются: создание благоприятных условий для участия белорусских товаров в международном торгово-экономическом обороте; защита интересов организаций и индивидуальных предпринимателей – резидентов Республики Беларусь на внешнем рынке; обеспечение условий роста экспорта; развитие экспорта высоких технологий и содействие импорту высоких технологий в целях ускоренного развития национальной экономики; обеспечение доступа к источникам сырья и товарам, производство которых невозможно либо неэффективно в Республике Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Билет 50

Идеология белорусского государства.

Принятие  Конституции Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями) придало определенный импульс для выработки принципиально новой идеологии, основанной на уважении прав человека, верховенстве закона во всех сферах общественной и государственной жизни, взаимной ответственности государства и личности.  Сегодня нам крайне необходима идеология белорусского государства, духовно интегрирующая общество, выражающая в себе и общечеловеческие ценности и специфику У нас же наиболее остро стоит вопрос создания системы идеологической работы. Формирование комплексной, гармоничной системы идеологической работы, которая отвечала бы программе подъема экономики Беларуси и перехода ее к новому качественному состоянию, - важная проблема, стоящая перед обществоведами-учеными и практиками.  Идеология для современной Беларуси определяется потребностями разработки государственного курса, что предполагает распространение знаний о нем с целью восприятия его большинством населения. Это создает предпосылки для выработки целостной политики в экономике и социальной сфере белорусского государства. Учебной программой предлагаемого курса предусматривается изучение феномена идеологии, истории, теории и динамики идеологических процессов, механизма реализации идеологической функции государства. При этом значительное внимание уделяется исследованию роли органов государственной власти Республики Беларусь в реализации идеологической функции государства, негосударственных институтов, осуществляющих целенаправленное результативное воздействие на сознание людей, а также проблемам обновления идеологической работы.

 

 

Билет 57

Международные отношения. Основные черты, типы и виды международных отношений.

Международные отношения  – совокупность экономических, политических, идеологических, правовых и иных связей и взаимоотношений между государствами  и системами государств т.е. между народами в самом широком смысле этого слова. Главное значение для регулирования международных отношений имеют не законы, а соглашения и договоры о сотрудничестве. Уровни международных отношений. По вертикали – масштабные уровни:Глобальные международные отношения – это отношения между системами государств, крупнейшими державами и отражающие мировой политический процесс в целом. Региональные (субрегиональные) отношения – это отношения между государствами определенного политического региона.По горизонтали – групповые уровни: Групповые отношения. Они реализуются через взаимоотношения групп государств, международных организаций и т.д. Двусторонние отношения. Это наиболее распространенная форма международных отношений между государствами и организациями.  Виды международных отношений. Политические . Они гарантируют безопасность и создают условия для развития всех остальных отношений. Экономические и научно-технические. Состояние экономических отношений во многом определяется уровнем развития производства и производительных сил государств, различными моделями экономики, наличием природных ресурсов и другими секторами. Идеологические отношения . Роль и значение идеологических отношений изменяется в зависимости от изменения роли идеологи в обществе. Международно-правовые отношения – предполагают регулирование взаимоотношений участников международного общения правовыми нормами и правилами, о которых эти участники договорились. Военно-стратегические отношения. Создание ядерного оружия радикально изменило характер, масштабы и интенсивность военно-политических отношений государств: союзнические, конфронтационные, кооперационно-конфронтационные. Культурные отношения, в основе которых лежат процессы взаимопроникновения и обогащения культур, систем образования, бурное развитие средств массовой информации. Все виды международных отношений могут существовать в различных формах, которые весьма разнообразны: •политические: правовые, дипломатические, организационные и т.д.; •экономические: финансовые, торговые, кооперативные и т.д.; •идеологические: соглашения, декларации, диверсии, психологическая война и т.д.;•военно-стратегические: блоки, союзы и т.д.; •культурные: гастроли артистов, обмен информацией, выставки и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Билет 49

Развитие политического  сознания и политической идеологии.

Политическое  сознание. Под политическим сознанием имеются ввиду многообразные проявления человеческой духовности, отражающие деятельность механизмов политической власти и направляющие поведение людей в сфере политических отношений . Политическое сознание - это осознание сферы политики социальными субъектами (индивидами, группами, общностями, общественными классами). Оно выступает как совокупность соответствующих знаний и оценок. Политическое сознание способно опережать практику, прогнозировать развитие политических процессов, способно оказывать огромное воздействие на политическую жизнь, на динамику политической культуры общества, а также на все другие сферы общественной жизни. Политическое сознание носит не только групповой, но и индивидуальный характер. В этом плане оно имеет три источника. Первый источник - семейное окружение человека. Речь идет о совокупности идей и чувств, переданных воспитанием. Соответствующий социально-психологический багаж создает фундамент политического сознания. На его основе формируется личность гражданина. Второй источник - это в широком смысле информация. Она поступает человеку как через общение, так и через средства массовой коммуникации (телевидение, прессу, радио). Третий источник - это личный опыт индивида. Он опровергает или подтверждает полученное знание, но в любом случае существенно влияет на процесс формирования и развития политического сознания. Названные источники образуют совокупность знаний, которые позволяют политическому "Я" анализировать мир политики и определяться по отношению к нему. Политическое сознание взаимосвязано и взаимодействует с другими формами общественного сознания: экономическими воззрениями, философскими учениями, правовыми теориями и нормами, нравственными концепциями, художественными взглядами, эстетическими ценностями. Политическое сознание выполняет целый ряд функций: 1. Регулятивная функция. Политическое сознание регулирует социальное поведение людей на основе восприятия действительности, а также на основе совокупности вырабатываемых им политических идей, норм, представлений и убеждений. 2. Познавательно-информационная функция.  3. Оценочная функция. В его недрах в процессе осознания мира политики вырабатываются и оценки (отношения) к тем или иным политическим явлениям и проблемам.  4. Мобилизующая функция. Политическое сознание помогает людям осознать себя гражданами, которые не только "обязаны" обществу и государству, но и обладают определенными правами, свободами и политическими интересами. Прежде всего следует выделить специализированное и массовое политическое сознание. Специализированное сознание - это, как правило, идеологически однородное сознание. Его носители - прежде всего политические партии и иные политические организации и объединения. Главное в специализированном сознании - выработка, развитие и внедрение в сознание рядовых представителей общественного класса, социальной группы, социального слоя определенных установок. Массовое политическое сознание выражает опосредованно уровень и содержание потребностей общества. Оно отражает также характер знаний общества о политической действительности. В массовом политическом сознании фиксируется необходимость того или иного политического действия, принятия какого-либо политического решения, а специализированное сознание к этому не готово. В политическом сознании можно выделить такие уровни: 1. Государственный. Одной из главных черт этого уровня является стремление к выражению общих интересов правящих политических сил.  2. Теоретический. Данный уровень политического сознания представлен различного рода идеями, взглядами, точками зрения, имеющими политический характер 3. Эмпирический. Этот уровень политического сознания базируется на непосредственной практике, живом участии в политическом процессе отдельных людей малых и крупных социальных общностей. Данный уровень отражает политическую действительность в форме ощущений, представлений, иллюзий, переживаний. 4. Обыденный. Обыденный уровень характеризует совокупность возникающих непосредственно из будничной жизни идей и взглядов общественного класса, социального слоя или группы людей.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"