Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 00:36, шпаргалка

Краткое описание

Предназначение политологии в обществе выражается в ее функциях. Выделяют следующие функции политологии.
1. Теоретико-познавательная – адекватное отражение политической реальности, исследование мира реальной политики, описание и выявление его закономерностей, анализ природы властных отношений, государства, формирование комплекса знаний о политических событиях и процессах, наиболее эффективных формах развития общества.
2. Методологическая – использование знаний, накопленных наукой в целях дальнейшего исследования политической жизни, применение знаний о политике в качестве теоретической основы прикладных политических наук.

Вложенные файлы: 1 файл

ответы по политологии.doc

— 352.00 Кб (Скачать файл)

Политическое лидерство соединяет в себе важнейшие, сущностные черты политики: власть, авторитет, руководство, выражение и представительство социальных интересов. В основе феномена политического лидерства – способности руководителя, в этом качестве могут выступать как личности, так и организации, которые отражают и удовлетворяют интересы своих последователей. Политическое лидерство – это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого они выражают и знают потребности и интересы последователей и в силу этого обладают авторитетом и влиянием, а другие отдают им добровольно часть своих политических, властных полномочий и прав для осуществления их целенаправленного представительства и реализации.

Характеристики политического  лидерства:

1) наличие собственной политической программы или новаторской стратегии и тактики, которые разработаны лидером или выдвигаются от его имени;

2) умение выражать и отстаивать взгляды и интересы той или иной группы;

3) определенные черты характера, проявляющиеся в деятельности по реализации программы и объединению своих сторонников (настойчивость, воля, гибкость и т. д.);

4) необходимый уровень политической культуры;

5) имидж руководителя, отвечающий нормам морали, принятым в данном обществе, группе;

6) популярность, умение завоевывать сторонников и влиять на людей, коммуникабельность, ораторские способности или иные качества, как-то заменяющие их;

7) наличие «команды» помощников и исполнителей, способных организовать действия своих сторонников;

8) умение добиться определенного уровня поддержки со стороны широких народных масс, от официальных структур власти или от общественных организаций (оптимальный вариант – наличие поддержки на всех уровнях власти, в различных социальных группах и партиях);

9) умение быть подобным своим сторонникам или избирателям, вести себя так, чтобы каждый член группы мог приблизиться к лидеру, но в то же время быть «недоступным», «особенным» в глазах общественного мнения;

10) выступление от имени общества или той группы, интересы которой представляет лидер, демонстративное подчеркивание приоритета общественного над личным.

В политике по характеру и масштабу деятельности различают лидеров трех уровней.

1. Лидеры малых групп, обладающие властью в данном коллективе лиц, имеющих общие интересы.

2. Лидер общественного движения (организации, партии) – лицо, с которым конкретные социальные слои (группы) ассоциируют возможность удовлетворения своих интересов.

3. Лидер третьего уровня – политик, действующий в системе властных отношений, в которой политическое лидерство представлено в виде социального института.

 

10-13 Политическая элита и полит. лидерство.

 

Полит.элита – составляющая меньшинство об-ва группа лиц (или совокупность

групп) в большей или меньшей степени  обладающих качествами лидерства и

подготовленных к выполнению управленческих функций, занимающих руководящие

позиции в общественных институтах и/или  непосредственно влияющих на принятие

властных  решений в об-ве. Это относ-но привилегированная, полит-ки

господствующая  группа, претендующая на представительство народа и в

демократическом об-ве в большей или меньшей  степени подконтрольная массам  и

относ-но открытая для вхождения в ее состав любых граждан, обладающих

необходимой квалификацией и активностью.

В постиндустриальном гос-ве нет единой господствующей П.Э., а сущ-ют

функциональный элиты, кот.составляют лица, обладающие образованием,

квалификаией, навыками и спос-тями , необходимыми для управлен. деят-ти.

Существование П.Э. обусловлено действием  основных факторов:

1.психол. и социал. неравенством людей, их неодинаковыми спос-тями,

возможностями и желанием участвовать в политике;

2.законом  разделения труда, кот.требует  профес-ого занятия управленческим

трудом  как условия его эффект-ти;

3.высокой  общественной значимостью управленческого  труда и его

соответствующим стимулированием;

4.шмирокими  возможностями использования управл-й  деят-ти для получения

социальных  привилегий, т.к. политико-управл-й труд прямо связан с

распределением  ценностей;

5.практической  невозможностью осуществления всеобъемлющего контроля за

полит.руководителями;

6.полит.пассивностью  широких масс населения, главные  интересы кот. обычно

лежат вне политики.

П.Э. неоднородна. Она делится на:

правящую, кот. обладает госуд. властью и оппозиционную (контрэлита);

открытую – воспроизводящаяся из об-ва и закрытую – воспр-ся из

собственной среды (дворянтсво).

Внутри самой элиты на:

высшая – непосредственно влияет на принятие решений, значимых для всего

госуд-ва.

средняя – около 5 % населения, кот.выделяются одновременно по 3-м

признакам: доходу, профес.статусу и образованию.

Полит.лидерство – прямо связано с руководящим местом, должностью в

общественной  иерархии, с обладанием властью. В  соврем.об-ве необх-мым условием

становления П.Л. явл-ся не только занятие властных должностей, но и доступ к

СМИ, особ-но к телевидению, обладание др.ресурсами , прежде всего финансовыми;

спос-ть выполнять роль лидера, умение повести  за собой др.людей.

П.Л. играет важную роль в жизни об-ва: могут выражать его потребности,

потребности отдельных групп, формировать цели полит.действий, брать на сеья

ответ-ть за их реализацию.

Политическое лидерство - личностная способность влиять на политическое

поведение и политическую деятельность людей, обусловленная системой

социально-политических и психологических   взаимоотношений   и  ориентаций  в

группе, организации, обществе.

Функции полит лидера

11.Компоненты политической с-мы  об-ва

Выделяют  следующие компоненты политической системы:

1) политическая  организация общества, включающая  в себя государство, политические  партии и движения, общественные  организации и объединения, трудовые  коллективы 

 
2) политическое сознание, характеризующее психологические  и идеологические стороны политической власти и политической системы; 

 
3) социально-политические и правовые  нормы, регулирующие политическую  жизнь общества и процесс осуществления  политической власти; 

 
4) политические отношения,  складывающиеся между элементами  системы по поводу политической власти; 

 
5) политическая практика, состоящая из политической деятельности

12. Политическая культура: сущность, функции, типы

Культура (от лат. «возделывание», «воспитание») – способ общественного самовоспроизводства человека и человечества, исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Политическая культура – это совокупность типичных для данного общества или социальной группы укоренившихся образцов политических представлений, ценностных ориентаций, установок и политического поведения.

Сущностью политической культуры является совокупность политических знаний, индивидуальных позиций, ориентации, ценностей и действий субъектов политической жизни общества. Политическая культура нашего времени – это итог освоения богатств современной цивилизации, политического образования, политической сознательности. Она является важной составляющей духовной жизни общества, находит выражение в политическом сознании и политическом поведении. Поведение – это способ существования культуры.

Структура политической культуры:

– политические представления;

– политические ценности и ценностные ориентации;

– политические установки – отношение субъекта к политическим явлениям;

– политическое поведение;

– политические традиции – способ передачи образцов политического сознания и поведения народа.

Политическая культура влияет на поведение  людей и деятельность различных организаций, на их воспитание, явления внутренней и международной политики, оценку политических лидеров, определение человеком своего места в политической жизни общества.

Характерные черты политической культуры:

1) представляет собой продукт исторического развития общества, результат коллективного политического творчества;

2) закрепляет устойчивые связи между элементами политического процесса, стабильные стороны политического опыта;

3) имеет всеобъемлющий характер, пронизывая собой политическую жизнь конкретной страны;

4) гарантирует целостность и интегрированность политической сферы;

5) координирует жизнедеятельность общества в целом, сочетает интересы различных социальных групп, классов, государства и личности;

6) характеризует политическое сознание и политическое поведение основной массы населения.

Функции политической культуры:

1) познавательная – формирует у граждан необходимые общественно-политические знания, взгляды, повышает политическую образованность;

2) коммуникативная – позволяет установить связь между участниками политического процесса, а также передавать элементы политической культуры от поколения к поколению и накапливать политический опыт;

3) интегративная – способствует достижению согласия в рамках существующей политической системы и избранного обществом политического строя, объединяет усилия для достижения определенных социально значимых целей;

4) воспитательная – дает возможность сформировать гражданина, личность как полноценного субъекта политики, содействует политической социализации;

5) регулятивная – закрепляет в общественном сознании необходимые политические ценности, установки, мотивы, цели и нормы поведения.

 

16. Федерации — государства, которые имеют в своем составе государственные образования (республики, штаты, кантоны, провинции, земли), обладающие определенной самостоятельностью, своим административно-территориальным делением и законодательством. Присутствует двойная система — судебная, правовая, гражданство и т. д. , т. к. имеются высшие органы власти на уровне субъектов федерации. Федерации подразделяются по территориальному, территориально-национальному, территориально-этническому и языковому признакам. Характеристики федераций :

Федеральные органы контролируют субъекты;

Субъекты не имеют права выпада;

Федеральное правительство ведет политику для всей страны;

Субъекты могут  иметь конституцию;

Границы меняются с учетом мнения субъектов;

Двухпалатный  парламент.

В России 89 субъектов, Австрии — 9 субъектов, ФРГ — 16, ОАЭ  — 7, Швейцарии — 23 и т. д. Федерация - это такая форма устройства государства, в котором территориальная организация власти осуществляется на нескольких уровнях, при этом составные части государства (субъекты федерации) обладают самостоятельностью и полномочиями в рамках разграничения предметов ведения между федерацией и субъектами.

Существуют и  смешанные формы государственного устройства, являющиеся, как правило, переходными от унитарного государства  к федерации или наоборот. В  государствах со смешанной формой государственного устройства наряду с субъектами федерации существуют административно-территориальные единицы, не наделенные правами субъектов федерации и не входящие в состав субъектов федерации. В таких государствах наблюдается либо расширение прав составных частей государства, либо, наоборот, сужение прав субъектов федерации.

Основные характеристики государства как федерации выглядят следующим образом:1) федерация - это  всегда совокупность обособленных, относительно самостоятельных территориальных  единиц;2) в федерации формируются  два уровня территориальной организации государственной власти: федеральная государственная власть и государственная власть субъектов федерации;3) субъекты федерации не являются самостоятельными государствами, не обладают государственным суверенитетом и правом выхода из состава федерации. В ином случае имеет место не федерация, а конфедерация - союз государств, создаваемый для координации их деятельности в определенной сфере и выступающий, как правило, в качестве переходной формы либо к федеративному государству, либо к распаду союза государств;4) разделение функций между федеральной и региональной государственной властью происходит путем конституционного (договорного) закрепления разграничения предметов ведения между федерацией и ее субъектами;5) к ведению федерации относится регулирование отношений в сферах. которые обеспечивают существование и целостность единого государства: принятие и изменение федерального законодательства, единое экономическое пространство, единое гражданство, вооруженные силы, международные отношения, регулирование споров между субъектами федерации и т. п.;6) к ведению субъектов федерации относится регулирование отношений в тех сферах, которые наиболее целесообразно регулировать на региональном уровне: природные ресурсы, здравоохранение, образование и т. п.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"