Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 00:36, шпаргалка
Предназначение политологии в обществе выражается в ее функциях. Выделяют следующие функции политологии.
1. Теоретико-познавательная – адекватное отражение политической реальности, исследование мира реальной политики, описание и выявление его закономерностей, анализ природы властных отношений, государства, формирование комплекса знаний о политических событиях и процессах, наиболее эффективных формах развития общества.
2. Методологическая – использование знаний, накопленных наукой в целях дальнейшего исследования политической жизни, применение знаний о политике в качестве теоретической основы прикладных политических наук.
Политическое лидерство соединя
Характеристики политического лидерства:
1) наличие собственной политической программы или новаторской стратегии и тактики, которые разработаны лидером или выдвигаются от его имени;
2) умение выражать и отстаивать взгляды и интересы той или иной группы;
3) определенные черты характера, проявляющиеся в деятельности по реализации программы и объединению своих сторонников (настойчивость, воля, гибкость и т. д.);
4) необходимый уровень политической культуры;
5) имидж руководителя, отвечающий нормам морали, принятым в данном обществе, группе;
6) популярность, умение завоевывать сторонников и влиять на людей, коммуникабельность, ораторские способности или иные качества, как-то заменяющие их;
7) наличие «команды» помощников и исполнителей, способных организовать действия своих сторонников;
8) умение добиться определенного уровня поддержки со стороны широких народных масс, от официальных структур власти или от общественных организаций (оптимальный вариант – наличие поддержки на всех уровнях власти, в различных социальных группах и партиях);
9) умение быть подобным своим сторонникам или избирателям, вести себя так, чтобы каждый член группы мог приблизиться к лидеру, но в то же время быть «недоступным», «особенным» в глазах общественного мнения;
10) выступление от имени общества или той группы, интересы которой представляет лидер, демонстративное подчеркивание приоритета общественного над личным.
В политике по характеру и масштабу
деятельности различают лидеров трех уровней
1. Лидеры малых групп, обладающие властью в данном коллективе лиц, имеющих общие интересы.
2. Лидер общественного движения (организации, партии) – лицо, с которым конкретные социальные слои (группы) ассоциируют возможность удовлетворения своих интересов.
3. Лидер третьего уровня – политик, действующий в системе властных отношений, в которой политическое лидерство представлено в виде социального института.
10-13 Политическая элита и полит. лидерство.
Полит.элита – составляющая меньшинство об-ва группа лиц (или совокупность
групп) в большей или меньшей степени обладающих качествами лидерства и
подготовленных к выполнению управленческих функций, занимающих руководящие
позиции в общественных институтах и/или непосредственно влияющих на принятие
властных решений в об-ве. Это относ-но привилегированная, полит-ки
господствующая группа, претендующая на представительство народа и в
демократическом об-ве в большей или меньшей степени подконтрольная массам и
относ-но открытая для вхождения в ее состав любых граждан, обладающих
необходимой квалификацией и активностью.
В постиндустриальном гос-ве нет единой господствующей П.Э., а сущ-ют
функциональный элиты, кот.составляют лица, обладающие образованием,
квалификаией, навыками и спос-тями , необходимыми для управлен. деят-ти.
Существование П.Э. обусловлено действием основных факторов:
1.психол. и социал. неравенством людей, их неодинаковыми спос-тями,
возможностями и желанием участвовать в политике;
2.законом
разделения труда, кот.требует
профес-ого занятия
трудом как условия его эффект-ти;
3.высокой
общественной значимостью
соответствующим стимулированием;
4.шмирокими
возможностями использования
социальных привилегий, т.к. политико-управл-й труд прямо связан с
распределением ценностей;
5.практической
невозможностью осуществления
полит.руководителями;
6.полит.пассивностью
широких масс населения,
лежат вне политики.
П.Э. неоднородна. Она делится на:
правящую, кот. обладает госуд. властью и оппозиционную (контрэлита);
открытую – воспроизводящаяся из об-ва и закрытую – воспр-ся из
собственной среды (дворянтсво).
Внутри самой элиты на:
высшая – непосредственно влияет на принятие решений, значимых для всего
госуд-ва.
средняя – около 5 % населения, кот.выделяются одновременно по 3-м
признакам: доходу, профес.статусу и образованию.
Полит.лидерство – прямо связано с руководящим местом, должностью в
общественной иерархии, с обладанием властью. В соврем.об-ве необх-мым условием
становления П.Л. явл-ся не только занятие властных должностей, но и доступ к
СМИ, особ-но к телевидению, обладание др.ресурсами , прежде всего финансовыми;
спос-ть выполнять роль лидера, умение повести за собой др.людей.
П.Л. играет важную роль в жизни об-ва: могут выражать его потребности,
потребности отдельных групп, формировать цели полит.действий, брать на сеья
ответ-ть за их реализацию.
Политическое лидерство - личностная способность влиять на политическое
поведение и политическую деятельность людей, обусловленная системой
социально-политических и психологических взаимоотношений и ориентаций в
группе, организации, обществе.
Функции полит лидера
11.Компоненты политической с-
Выделяют следующие компоненты политической системы:
1) политическая
организация общества, включающая
в себя государство,
2) политическое сознание,
характеризующее
3) социально-политические и
4) политические отношения,
складывающиеся между
5) политическая практика,
состоящая из политической
Культура (от лат. «возделывание», «воспитание») – способ общественного самовоспроизводства человека и человечества, исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
Политическая культура – это совокупность типичных для данного общества или социальной группы укоренившихся образцов политических представлений, ценностных ориентаций, установок и политического поведения.
Сущностью политической культуры является совокупность политических знаний, индивидуальных позиций, ориентации, ценностей и действий субъектов политической жизни общества. Политическая культура нашего времени – это итог освоения богатств современной цивилизации, политического образования, политической сознательности. Она является важной составляющей духовной жизни общества, находит выражение в политическом сознании и политическом поведении. Поведение – это способ существования культуры.
Структура политической культуры:
– политические представления;
– политические ценности и ценностные ориентации;
– политические установки – отношение субъекта к политическим явлениям;
– политическое поведение;
– политические традиции – способ передачи образцов политического сознания и поведения народа.
Политическая культура влияет на поведение людей и деятельность различных организаций, на их воспитание, явления внутренней и международной политики, оценку политических лидеров, определение человеком своего места в политической жизни общества.
Характерные черты политической культуры:
1) представляет собой продукт исторического развития общества, результат коллективного политического творчества;
2) закрепляет устойчивые связи между элементами политического процесса, стабильные стороны политического опыта;
3) имеет всеобъемлющий характер, пронизывая собой политическую жизнь конкретной страны;
4) гарантирует целостность и интегрированность политической сферы;
5) координирует жизнедеятельность общества в целом, сочетает интересы различных социальных групп, классов, государства и личности;
6) характеризует политическое сознание и политическое поведение основной массы населения.
Функции политической культуры:
1) познавательная – формирует у граждан необходимые общественно-политические знания, взгляды, повышает политическую образованность;
2) коммуникативная – позволяет установить связь между участниками политического процесса, а также передавать элементы политической культуры от поколения к поколению и накапливать политический опыт;
3) интегративная – способствует достижению согласия в рамках существующей политической системы и избранного обществом политического строя, объединяет усилия для достижения определенных социально значимых целей;
4) воспитательная – дает возможность сформировать гражданина, личность как полноценного субъекта политики, содействует политической социализации;
5) регулятивная – закрепляет в общественном сознании необходимые политические ценности, установки, мотивы, цели и нормы поведения.
16. Федерации — государства, которые имеют
в своем составе государственные образования
(республики, штаты, кантоны, провинции,
земли), обладающие определенной самостоятельностью,
своим административно-
Федеральные органы контролируют субъекты;
Субъекты не имеют права выпада;
Федеральное правительство ведет политику для всей страны;
Субъекты могут иметь конституцию;
Границы меняются с учетом мнения субъектов;
Двухпалатный парламент.
В России 89 субъектов, Австрии — 9 субъектов, ФРГ — 16, ОАЭ — 7, Швейцарии — 23 и т. д. Федерация - это такая форма устройства государства, в котором территориальная организация власти осуществляется на нескольких уровнях, при этом составные части государства (субъекты федерации) обладают самостоятельностью и полномочиями в рамках разграничения предметов ведения между федерацией и субъектами.
Существуют и
смешанные формы
Основные характеристики
государства как федерации