Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 00:36, шпаргалка

Краткое описание

Предназначение политологии в обществе выражается в ее функциях. Выделяют следующие функции политологии.
1. Теоретико-познавательная – адекватное отражение политической реальности, исследование мира реальной политики, описание и выявление его закономерностей, анализ природы властных отношений, государства, формирование комплекса знаний о политических событиях и процессах, наиболее эффективных формах развития общества.
2. Методологическая – использование знаний, накопленных наукой в целях дальнейшего исследования политической жизни, применение знаний о политике в качестве теоретической основы прикладных политических наук.

Вложенные файлы: 1 файл

ответы по политологии.doc

— 352.00 Кб (Скачать файл)

4. Равноправие   граждан  в смысле  участия   в  политической жизни.

5. Соблюдение  прав  и  свобод  человека  и  гражданина.

6. Подчинение меньшинства большинству при принятии решений и признание

ценности  мнений, интересов меньшинства.

22. Понятие демократии

Демократия в переводе с греческого означает «народовластие». Демократию рассматривают в различных смыслах:

– как политический режим, организацию политической системы;

– как процесс становления демократических структур и отношений.

Демократия как способ организации политической системы  и государственной власти.

С этой точки зрения под демократией  понимается тип государства, в котором  политическая и правовая системы, политический режим построены на принципах народовластия, свободы и равенства.

Построение демократического государства  является целью и идеалом развития любого цивилизованного общества. История  человечества показывает, что демократия рассматривалась как совокупность гражданских, социальных и политических прав и свобод.

Результатом исторического развития демократического процесса стала разработка универсальных демократических  процедур (выборы, доверие власти представительному  органу и т. д.).

Принципы демократии:

– избрание народом высшего законодательного органа;

– равенство избирательных прав;

– всеобщность избирательного права;

– ограничение прав меньшинства решением большинства;

– непрерывный общественный контроль;

– принцип разделения властей;

– политический плюрализм (многообразие политических идей);

– власть закона;

– сменяемость органов власти; их ответственность перед обществом и т. д.

Современное демократическое государство  – это государство правовое, в  котором на практике осуществлен принцип разделения властей и созданы реальные механизмы защиты прав и свобод граждан. Важнейшее значение в демократических государствах имеет идея народного суверенитета, которая воплощается в основных принципах демократии.

В демократических государствах действует принцип конституционализма, согласно которому конституция обладает высшей юридической силой по отношению ко всем иным правовым нормам.

Для политической практики демократического общества характерны: мирная передача власти в соответствии с результатами выборов; невмешательство армии в политический процесс; отказ от крайних, насильственных методов; использование установленных законом способов разрешения социальных конфликтов.

Центральный инструмент демократии – свободные выборы, в которых принимают участие все граждане, обладающие избирательными правами, без этнических, расовых, религиозных, национальных, имущественных и других ограничений. Гарантом демократии служит общественный контроль за ее конкретными проявлениями или срывами.

Среди основных характеристик современной демократии – общественное согласие, традиции законности, терпимость к инакомыслию, неприятие насилия, отказ от конфронтационного мышления. Важным условием демократии является достижение общественного консенсуса (согласия) – непротиворечивого согласия, единства по ведущим значимым вопросам значительного большинства людей относительно наиболее важных моментов организации и функционирования сообщества. Общественный консенсус предполагает достижение согласия между государством и гражданами, между различными ветвями власти, между центром и местными органами власти, между политическими партиями и движениями.

23.Теория демократии

— совокупность утверждений и предположений  описательного, аналитического и нормативного характера, которые фокусируются на основах демократии и демократических институтах. В современной теории демократии есть три основных направления:феноменологическое, объяснительное и нормативное. Феноменологическая теория описывает и классифицирует существующие демократические системы. Объяснительная теория пытается установить, чьи предпочтения играют роль при демократии, какими должны быть процедурыпринятия решений, как избежать нежелательных последствий. Предметом нормативной теорииявляется этическая сторона народовластия: когда и почему демократия желательна с точки зренияморали, какие принципы должны быть фундаментом демократических институтов, каковы разумные ожидания от граждан в демократическом обществе.

Согласно выводам  теории, демократия представляет собой  не просто народное правление, но и  системуправ граждан. Нарушение этих прав ставит под сомнение демократичность правления. Вопросыравенства, компромисса и эффективного участия в процессе принятия политических решений занимают в демократии центральное место. Демократизация требует наличия устойчивого государства.

24.Авторитаризм


Авторитари́зм (от лат. auctoritas — власть, влияние) — форма власти, при которой носитель власти (например, диктатор, группа людей, руководитель предприятия ) провозглашает сам себя имеющим право на власть. Обоснованием для существования такой власти является исключительно мнение на этот счёт носителя данной власти.

Авторитари́зм как форма политической власти часто сочетается с Автократией (Форма отношения к власти) и Диктатурой (Форма осуществления власти), хотя это не обязательно. Например, любая революция, в том числе демократическая, будет проявлением авторитаризма (так как революция происходит тогда, когда существующая правовая система не может справиться с текущей ситуацией, а иной правовой системы пока не существует; революция полностью ломает существующую правовую систему и, находясь таким образом в правовом вакууме, авторитарно объявляет себя носителем власти). Типология


Одна из самых  удачных типологий авторитарных режимов принадлежит немецкому  политологу Дирку Берг-Шлоссеру. Он выделял следующие разновидности  авторитаризма:

  1. Традиционные абсолютистские монархии (примеры: Эфиопия до 1947 г., Непал до 2007 г., Марокко, Саудовская Аравия и другие).
  2. Традиционные авторитарные режимы олигархического типа. Характерны для стран Латинской Америки (примеры: Гватемала,Куба до 1959 г. Никарагуа до 1979 г. и другие).
  3. Гегемонистский авторитаризм новой олигархии (примеры: Камерун, Тунис, Филиппины при Ф. Маркосе в 1972—1985 гг.).
  4. Страны «социалистической ориентации» со всеми особенностями восприятия социализма, его типов, эгалитаристских традиций собственной культуры и так далее (примеры: Алжир, Белоруссия, Бирма, Гвинея, Мозамбик, Венесуэла, Танзания и другие).
  5. Военные режимы (примеры: режим Г. А. Насера в Египте, Х. Перона в Аргентине, авторитарные режимы в Ираке, Перу и другие).

Также следует  выделить как разновидность авторитаризма теократические режимы, когда политическая власть сконцентрирована в руках духовных лиц.

Тоталитари́зм (от лат. totalis — весь, целый, полный; лат. totalitas — цельность, полнота[3][4]) — политический режим, стремящийся к полному (тотальному) контролюгосударства над всеми аспектами жизни общества. В сравнительной политологии подтоталитарной моделью понимается теория о том, что фашизм[5], сталинизм и, возможно, ряд других систем являлись разновидностями одной системы — тоталитаризма[6][7][8][9].

Тоталитаризм с точки зрения политологии — форма отношения общества и власти, при которой политическая власть берёт под полный (тотальный) контроль общество, образуя с ним единое целое, полностью контролируя все аспекты жизни человека. Проявления оппозиции в любой форме подавляются или пресекаются государством. Если такая власть на практике исходит не от народа, то всё равно может быть создана иллюзия одобрения народом действий этой власти.

Исторически понятие  «тоталитарное государство» (итал. stato totalitario) появилось в начале1920-х для характеристики режима Бенито Муссолини[10]. Тоталитарному государству были свойственны неограниченные законом полномочия власти, ликвидация конституционных прави свобод, репрессии в отношении инакомыслящих, милитаризация общественной жизни[11]. Правоведы итальянского фашизма и немецкого нацизма использовали термин в положительном ключе, а их критики — в отрицательном. На Западе в годы холодной войныполучила широкую известность пропагандистская теория, согласно которой сталинизм наравне с фашизмом был одной из форм тоталитаризма. Эта модель стала предметом исследований в области истории и политологии.

При использовании  в настоящее время этого термина, как правило, подразумевается, что режимы Адольфа Гитлера в Германии,Иосифа Сталина[12] в СССР и Бенито Муссолини в Италии были тоталитарными[6]. Различные авторы также относят к тоталитарным режимы Франко в Испании, Салазара в Португалии, Мао в Китае[13], «красных кхмеров» в Кампучии[14], Хомейни в Иране[13], талибовв Афганистане[15], Ахмета Зогу и Энвера Ходжи в Албании[16], Ким Ир Сена и Ким Чен Ира в Северной Корее[14], самодержавия вРоссии[17][18], Пиночета в Чили, Саддама Хусейна в Ираке, Хо Ши Мина во Вьетнаме, Сапармурата Ниязова[источник не указан 219 дней]в Туркменистане, Эмомали Рахмона[источник не указан 219 днейв Таджикистане, Ислама Каримова[источник не указан 219 днейвУзбекистане, Сомосы в Никарагуа, Хорти в Венгрии, Иди Амина в Уганде, Масиаса Нгемы Бийого в Экваториальной Гвинее и др. Иногда термин используется для характеристики отдельных аспектов политики (например, милитаризма США при президентеБуше[19]). Вместе с тем, подобное применение понятия «тоталитаризм» продолжает вызывать критику[20]. Критики выражают несогласие с приравниванием политических систем сталинизма и фашизма, произвольным употреблением термина политиками, противопоставлением обвиняемых в тоталитаризме режимов демократии.

25. Мировая политика: современные тенденции

Мировая политика – совокупная деятельность основных субъектов международных отношений, в основе которой лежит их стремление обеспечить реализацию своих экономических, социальных, культурных и других интересов при помощи дипломатических, военно-стратегических, финансово-экономических, информационно-идеологических и других средств.

Мировая политика складывается из целенаправленной политической деятельности ее субъектов: государств, международных межправительственных и общественных организаций, союзов, движений, а также известных политических и общественных деятелей.

Особенности современной  мировой политики:

– усиливаются интеграционные процессы – углубляется координация усилий государств и международных организаций по эффективному разрешению ряда общих проблем человечества, в частности по борьбе с международным терроризмом и др.;

– усиливаются конкуренция и борьба за сохранение и расширение геополитических сфер влияний, преимущественных позиций в мировой экономике, на мировых финансовых и торговых рынках, в сфере глобальных коммуникаций, распространения идей и культур и др.;

– поднимаются дестабилизирующие силы, выявляются зоны дестабилизации, обостряются некоторые прежние конфликты;

– появляются новые государства и режимы, которые ведут себя как субъекты, не интегрированные в мировое сообщество и часто действующие без оглядки на правила мирового сообщества;

– осуществляются попытки групп государств применения силовых (военных) действий против другого государства без согласия Совета Безопасности ООН (например, военная акция США против Ирака в 2003 г.);

– остро стоят вопросы безопасности всего человечества, проблемы его выживания в ядерную эпоху, борьбы с международным терроризмом;

– усиливается тенденция к глобализации – целостности человечества, к развитию и расширению взаимных отношений между народами и государствами.

Типы мировой  политики и международных отношений  по характеру отношений ее основных субъектов

1. Доминирование одного государства или группы государств в мировой политике.

2. Баланс государств с приблизительно одинаковой военной и экономической мощью.

3. Демократический тип мировой политики и международных отношений на основе равенства прав и равной ответственности субъектов мировой политики.

Принципы мировой политики:

– невмешательства во внутренние и внешние дела другого государства – субъекта мировой политики;

– мирного разрешения международных споров и конфликтов;

– мирного сосуществования государств – признание нерушимости границ, территориальной целостности, т. е. суверенитета, всестороннее сотрудничество, отказ от применения силы с целью нарушить политическую независимость того или иного государства;

– равноправия и самоопределения народов;

– суверенного равенства государств;

– соблюдения прав человека и основных свобод;

– воздержания от пропаганды насилия, террора и войны как инструментов лишения народов формы их национального существования;

– гуманизации и демократизации мировой политики.


Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"