Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 13:47, шпаргалка
Конституция - высший правовой акт -- Основной Закон, кот. определяет гос. устройство, порядок и принципы функционирования представительских, исполнительной и судебной власти, избирательную систему, права и свободы человека и гражданина. В жизни обществ и государств конституции играют особую роль. первые К. была принята Ш. Монтескье. В Украине К. принята 28 июня 1996г.
Содержанием политических интересов является вся совокупность тех объектов, целей и задач политической деятельности, которые овладевают сознанием субъекта действия (отдельных лиц, социальных групп, партий и иных политических сил).
Политические интересы, в
силу своего многообразия, представляют
собой сложное системное
Роль полит. интересов:
Политический процесс - смена состояний политической системы, ее функционирование в режиме времени. Этим понятием обозначаются многообразные длящиеся во времени политические события или последовательность сменяющихся политических событий.
Основные виды политических процессов:
Взаимосвязь этих процессов
рождает сложное сочетание
Поскольку политические процессы затрагивают социальные интересы, а они различны, люди неоднозначно относятся к разным их типам, отдавая предпочтение одним и принижая значение или вообще игнорируя другие.
Среди главных особенностей политической мысли Древней Индии следует назвать:
1. Её религиозный, духовный характер.
2. Сосредоточенность
на проблемах нравственного
3. Главный фактор её развития - религия.
4. Влияние мифологических представлений о государстве и праве.
Исходным положением политической мысли в Древней Индии было утверждение о том, что люди несовершенны и эгоистичны, они не склонны сознательно следовать своему долгу (дхарме). О том, как заставить людей выполнять свои обязанности, пытались ответить авторы «Артхашастры» - трактатов о природе и честном исполнении людьми своего долга, о мудром правителе, который может заставить их исполнять свои обязанности, поощряя правильные действия и наказывая за неповиновение власти. Власть в государстве должна быть сильной, чтобы приобретать новые территории и приумножать богатство.
Выделялись две религии
- брахманизм и буддизм. Это две
противоположные религиозные
Брахманизм. Данная религия направлена на утверждение верховенства знати. Основное произведение - "Законы Ману". Члены всех варн в принципе свободны. Но сами варны и их члены - неравноправны: две первые варны - господствующие, две другие - подчиненные.
Основные положения:
Буддизм. Основатель - принц Гаутама (Будда). В этой религии отвергалась мысль о боге как верховной личности и нравственном правителе мира, первоисточнике закона. Дела человеческие зависят от собственных усилий людей.
Основные идеи:
Политическая идеология Древней Греции, как и других стран древности, формировалась в процессе разложения мифа и выделения относительно самостоятельных форм общественного сознания. Этот этап связан, прежде всего, с такими его представителями, как Платон и Аристотель.
Платон. Основными политическими трудами Платона явл. «Государство» и «Законы». Он предложил концепцию идеального государства, суть которой состоит в выполнении гражданином только тех обязанностей, которые предписаны ему, не делая ничего такого, что является обязанностью других. То есть в идеальном государстве каждый должен заниматься своим делом. Итак, Платон впервые предложил общественное разделение труда и обязанностей. Идеалом для Платона было аристократическое общество во главе с философами, которые знают, как управлять государством. Благодаря этому в государстве существует четкий порядок. Он противопоставлял аристократию олигархии, где руководят богатые прослойки. Платон также выступал с критикой рабовладельческой демократии, поскольку считал, что она может трансформироваться в тиранию. Это означает, что свобода для одного человека может превратиться в чрезмерную власть, а для другой - в рабство.
Аристотель. Он определил человека как существо политическое. То есть он может реализовать себя только в обществе и через общество. Аристотель различал правильные и неправильные формы государственного правления. К правильным формам он относил монархию, аристократию и политию, к неправильным - тиранию, олигархию и демократию. При правильных формах правители действуют на основе закона и для общественного блага, при неправильных - ради собственной выгоды и вопреки закону. При этом правильной форме он считал политию, которая, по его мнению, сочетала в себе лучшие черты олигархии и демократии (богатство и свободу) и была формой правления среднего класса.
Политико-правовые учения в Древнем Риме формировались на основе философских направлений, которые были перенесены из Греции. Из наследия мыслителей Древнего Рима особое внимание заслуживают идеи Марка Туллия Цицерона. Он соединил в себе мыслителя и политического деятеля, свои взгляды изложил в работах «Республика», «О государстве», «О законах» и др. Он исходил из того, что государство создается для блага людей и отвечает природе человека как существа общественного.
Политический идеал Цицерона
- аристократическая сенатская
Наиболее совершенной
и устойчивой формой правления
Цицерон считал смешанное
Заслугой Цицерона является то, что он заложил правовой принцип во взаимоотношениях управляемых и управляющих, считал, что под действие закона должны попадать все, а не только некоторые, избранные граждане. Тем самым он выразил идею правового государства, обоснованную с разных сторон в политических воззрениях Нового времени и современных политологических теориях.
Средние века в истории человечества приходятся на становление и развитие феодализма. Для политической мысли средних веков характерно доказательство того, что высшей властью в обществе является власть духовная (власть церкви).
В период раннего средневековья наиболее крупным мыслителем проявил себя Аврелий Августин, учение которого легло в основу католицизма. Взгляды Августина о политической жизни общества изложены в его главном трактате «О граде божием». Они глубоко религиозны. В этом произведении Августин проводит мысль о том, что «исторические события зависят от божественного провидения». Общественная жизнь, по Августину, — это борьба двух противоположных царств — грешного языческого и божественного. Государство, которое не подчинено церкви, по его мнению, ничем не отличается от шайки разбойников. По Августину, бог не только сотворил мир, но и творит его постоянно. Все в мире имеет божественное происхождение, а потому должно приниматься таким, каким оно есть. Необходимыми явлениями, по его мнению, являются рабство и бедность. Рабам и бедным надо правильно понять эту необходимость и терпеть ее. Свобода, по Августину — это не возможность выбора между добром и злом, а обреченность жить в грехе.
С наибольшей полнотой дух эпохи средних веков получил отражение в политической доктрине Фомы Аквинского — философа, явившегося основоположником томизма. Им написан ряд трудов, в которых он рассмотрел проблемы политики, государства: «О правлении государей», «Сумма теологии», «Сумма против язычников». Государство, по Ф. Аквинскому, — результат божественного творения. Божественное провидение придает государству стройность. Первичным источником власти, которая позже передана одному или нескольким лицам, полагал он, явилось все человеческое сообщество, народ. Власть государя обусловлена божьей волей. Государь не только правитель государства, но и его творец. Государю, по мнению Аквинского, подчиняются все. Однако, светской власти подчиняются лишь «тела людей, а не души. Верховная власть принадлежит церкви. Насколько бог выше человека, утверждал он, настолько власть духовная выше земного государя.
Фома Аквинский допускал
возможность сопротивления
Возрождение выдвинуло на
первый план совершенно новые политические
проблемы, возникшие вместе с кризисом
феодализма, расширением рационального
мышления, развитием новой структуры
общества. Наиболее известным и выдающимся
представителем эпохи Возрождения
был итальянский мыслитель Никк