Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 13:47, шпаргалка
Конституция - высший правовой акт -- Основной Закон, кот. определяет гос. устройство, порядок и принципы функционирования представительских, исполнительной и судебной власти, избирательную систему, права и свободы человека и гражданина. В жизни обществ и государств конституции играют особую роль. первые К. была принята Ш. Монтескье. В Украине К. принята 28 июня 1996г.
3. Системная концепция власти. Существование власти зависит не от индивидуальных отношений к обществу, а от социальной системы. Три подхода:
а) макроподход (Парсонс, Истон) - власть является способом организации, средством принятия решений и распределения ценностей;
б) мезоподход (Луман) - власть как средство социального общения, позволяющее регулировать групповые конфликты и обеспечивает интеграцию общества;
в) микроподход (Кларк, Роджерс) - власть как взаимодействие индивидов в рамках специфической социальной системы.
4. Телеологическая (Рассел). Власть - способность достичь поставленной цели
5. Структурно-функциональная концепция власти. Власть как особый вид отношений между подчиненными и руководителями.
6. Реляционистская концепция власти. Власть как отношения между лицами, при которых один из них оказывает влияние на другого. Три подхода к трактовке власти:
7. Инструменталистское концепция власти. Власть как возможность использования определенных средств, в частности насилия и принуждения.
8. Конфликтная концепция власти. Власть как возможность принятия решений, регулирующие распределение благ в конфликтных ситуациях.
9. Марксистская концепция власти (Маркс, Энгельс). Власти - классовый характер, существуют отношения господства и подчинения.
Распределение властей - не застывшее состояние отделенных государственных структур. Из законодательного закрепления принципа распределения государственной власти и начинается его организация.
Государственная власть в Украине осуществляется по принципу ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
Президент Украины является главой государства и выступает от имени государства, является гарантом государственного суверенитета, территориальной целостности Украины, соблюдения Конституции Украины, прав и свобод человека и гражданина. Президент Украины избирается гражданами Украины на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права путем тайного голосования сроком на 5 лет. Президентом Украины может быть избран гражданин Украины, достигший 35 лет, имеющий право голоса, проживающий в Украине в течение 10 последних перед днем выборов лет и владеющий государственным языком. Одно и то же лицо не может быть Президентом Украины более двух сроков подряд.
Законодательная власть. Единственным органом законодательной власти в У является парламент - Верховная Рада Украины. Конституционный состав ВРУ - 450 народных депутатов Украины, которые избираются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права путем тайного голосования. Народным депутатом Украины может быть избран гражданин Украины, достигший на день выборов 21 года, имеющий право голоса и проживающий в Украине в течение последних 5 лет. Не может быть избран в Верховную Раду Украины гражданин, имеющий судимость. Срок полномочий ВРУ составляет 5 лет.
Исполнительная власть. Кабинет Министров Украины является высшим органом в системе органов исполнительной власти. Каб Мин Украины ответственен перед Президентом Украины. Каб Мин Украины в своей деятельности руководствуется Конституцией и законами Украины, а также указами Президента Украины и постановлениями ВРУ. В состав Каб Мина Украины входят Премьер-министр Украины, Первый вице-премьер-министр, вице-премьер-министры, министры.
Судебная власть. Правосудие в Украине осуществляется исключительно судами. Судопроизводство осуществляется Конституционным Судом Украины и судами общей юрисдикции. Народ непосредственно принимает участие в осуществлении правосудия через народных заседателей и присяжных. Судебные решения постановляются судами именем Украины и являются обязательными к исполнению на всей территории Украины. Наивысшим судебным органом в системе судов общей юрисдикции является Верховный Суд Украины. Высшими судебными органами специализированных судов являются соответствующие высшие суды. В соответствии с законом действуют апелляционные и местные суды.
Каждый гражданин задействован в процессе функционирования политической системы общества.
Необходимость ее систематизации, создание теоретической основы, представляющий политическую жизнь как целое, стала главной предпосылкой разработки теории политической системы.
Система - множество закономерно связанных друг с другом элементов (предметов, явлений, взглядов, знаний и т.д.), что собой определенное целостное образование, единство.
Политология включает в систему процессы, институты, поведение граждан, коллективные организации, общественную активность или пассивность, действие и взаимодействие. В связи с этим под политической системой понимается совокупность государственных, партийных и общественных органов, организаций, лиц, принимающих участие в политической жизни страны.
В зависимости от времени и места понятие «политическая система» имеет разное содержание, поскольку наиболее значительные компоненты политической системы варьируются согласно типу политического режима (авторитаризм, демократия, тоталитаризм), типа правления государства (монархия, республика), отношений власти (Партии, правительство) и форм общественной и политической репрезентации (плюрализм, корпоративизм).
Характерными признаками политической системы являются:
Таким образом, политическая
система является не только организационной
стороной политической жизни, но и такими
факторами, как сознанием, идеями и
мировоззрениями. Это понятие показывает
взаимоотношения между
Политическая система общества – это целостная совокупность политических институтов, социально-политических общностей, форм, норм и принципов взаимодействий и взаимоотношений между ними, в которых реализуется политическая власть.
Основы теории политических систем были заложены американским политологом Истоном. Им был разработан взгляд на политическую систему как на саморегулирующийся и развивающийся организм. Согласно его точке зрения, у системы есть вход, на который извне поступают импульсы в форме требований. Они отражают ожидания, мотивы поведения и интересы людей. Истон разделял требования на распределительные (о зарплате и рабочем времени, об условиях получения образования, об услугах); регулировочные (об обеспечении общественной безопасности, контроле над рынком и т.п.); коммуникативные (о предоставлении политической информации, о демонстрации политической силы и др.).Требования могут возникать и внутри политической системы. Их поддержка со стороны общества может выражаться в различных действиях: в выплате налогов, военной службе, соблюдении законов, участии в голосовании. Требования и поддержка становятся частью политической системы и должны учитываться ею в соответствующих структурах при соблюдении определенных процедур. Выход информации – результат функционирования политической системы – осуществляется в виде решений и политических действий. Поддержка, оказываемая системе, усиливается, если данные решения и действия соответствуют ожиданиям и требованиям многочисленных слоев и групп населения Истон подчеркивал, что политическая система является открытой, она подвержена многочисленным воздействиям, идущим из окружающей среды.
Другой основатель теории политической системы – американский политолог Алмонд – рассматривал политическую систему как множество взаимодействий, поведений (как государственных, так и негосударственных). Модель Алмонда больше учитывает психологические, личностные аспекты политических взаимодействий, импульсы, поступающие как от населения, так и от правящей элиты. В этой модели основное внимание уделено множественности различных интересов внутри системы, их столкновению и объединению, учету этих интересов системой.
Структура политической системы означает, из каких элементов она состоит, как они между собой взаимосвязаны. Ролевой анализ (Г. Алмонд) выделяет в ее структуре такие первичные элементы как: роли, взаимодействия, виды и образцы политического поведения. В образе политической системы как совокупности социально-политических групп и институтов (Д. Истон) присутствуют такие элементарные единицы, как индивиды, группы, организации - правительственные и неправительственные, группы давления, политические партии и движения и другие.
Выделяют в структуре политической системы такие ее подсистемы:
Институциональная подсистема состоит из государственных, партийных, общественнополитических и социальных (церковь, средства массовой информации) институтов.
Ведущим политическим институтом, сосредоточивает в себе максимальную политическую власть, является государство. Особая роль в политической системе отводится политическим партиям и общественно-политическим движениям.
Нормативную подсистему образуют различные нормы - правовые, моральные, политические традиции, регулирующие политическую жизнь. Нормы определяют поведение людей в политической жизни. Нормы подразделяются на два типа: нормы-привычки и нормы-законы. Нормы-привычки во многом определяют форму политической системы, внутри которой действуют нормы-законы. Нормы-законы устанавливают (или не устанавливают в зависимости от режима) права граждан. Оба типа норм способствуют политической взаимодействия, установлению порядка.
Функциональная подсистема выражается в формах и методах осуществления власти, различных направлениях политической деятельности. Обобщенное выражение это находит в понятии «политического режима» (демократического, тоталитарного, авторитарного).
Коммуникативная подсистема включает в себя информационные связи и политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти, а также между политической системой и обществом.
В социальную структуру политической системы входят: политические элиты (Правящие и неправящие), последнее политическое сообщество (массы граждан, исполняющих различные политические роли - постоянные и непостоянные). Но при этом массы граждан (политическое сообщество) непосредственно не участвуют в отправлении власти. Политические элиты, наоборот, являются участниками процесса осуществления власти.
Политическая система общества развивается на основе своих объективных законов. В своем осуществлении они пробиваются сквозь мощные слои многочисленных, тесно переплетающихся общественных отношений – экономических, социальных, духовных и т.д., что нередко деформирует их действие. Поэтому законы общественного развития реализуются лишь как тенденции, определенные закономерности. В их числе можно выделить следующие группы.
Закономерности в становлении и развитии политической власти. Они касаются главным образом взаимоотношений личности и власти. Хорошо известны также и другие закономерности, связанные с политической властью:
Экономико-политические закономерности. Они отражают взаимодействие экономической и политической общественных систем. Рассматривая закономерности в развитии политической системы общества, важно видеть те из них, которые обнаруживают тенденцию к затуханию, и те, которые, наоборот, идут им на смену, набирают силу. Особенно, если речь идет о ключевых закономерностях. История дает многочисленные свидетельства того, что социальные революции и гражданские войны есть самые уродливые формы политического референдума. Неопровержимым фактом истории является то обстоятельство, что социальные революции, проведя народы через огромные страдания, в итоге оказывались не в состоянии реализовать те обещания, которые они давали народу. В качестве самой важной предпосылки политической стабильности политологи отмечают демократизацию политической и общественной жизни. В настоящее время можно отметить два пути демократизации общественной жизни: резкое повышение профессионального уровня политической элиты и воплощение в жизнь цивилизованных политических механизмов соперничества различных политических партий и фракций в парламентах за голоса избирателей.