Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 13:47, шпаргалка
Конституция - высший правовой акт -- Основной Закон, кот. определяет гос. устройство, порядок и принципы функционирования представительских, исполнительной и судебной власти, избирательную систему, права и свободы человека и гражданина. В жизни обществ и государств конституции играют особую роль. первые К. была принята Ш. Монтескье. В Украине К. принята 28 июня 1996г.
Началом становления полит. системы Украины (конституциализма)принято считать 1710г., были подписаны «Пакты и Конституции законов и вольностей Войска Запорожского». В этом документе, который считают первой украинской конституцией, предусматривалась выборность гетмана, а также проведение сессий Генеральной Рады не менее 3 раз в год. Выборными становились и должности генерального казначея, урядников и полковников.
В дальнейшем в конституционном развитии Украины необходимо отметить I-IV универсалы Украинской Центральной Рады. 29 апреля 1918 была принята Конституция Украинской Народной Республики, правда в законную силу она так и не вступила.
III универсалом Украина
объявлялась парламентской
В советский период система государственной и политической власти на Украине строилась по той же модели, что и в других союзных республиках. Конституционные акты Советской Украины были либо копией большевистских «общесоюзных», либо одним из вариантов конституционной модели, специально разработанной политическим центром для союзных республик в составе СССР.
Важнейшая особенность политических трансформаций на Украине – их эволюционный характер.
Не следует забывать, что
сегодняшняя Украина –
Характерной чертой древнекитайской политической мысли является то, что она рано выделилась из религиозно-мифологической литературы и поставила в центр изучения организацию государства, проблемы взаимоотношения человека с обществом. Влиятельнейшие политические учения:
Даосизм. VI в. до н.э. трактат Лао-цзы «Дао» – абсолютное мировое начало, предшествующее небесному владыке и превосходит его; Недостатки в обществе – отход людей от первоначальной простоты и надежда вместо мудрости на знания. На помощь должны прийти умные вожди из наследственной знати. Мудрый государь правит не вмешиваясь активно в дела членов общества. Положение высших слоев было подорвано имущественным и социальным расслоением.
Конфуцианство. Конфуций. Главным в его взглядах было понятие о идеальном государстве. Основой данного государства и общества должен быть идеальный человек, обладающий определенным набором моральных качеств, а именно: милосердием, гуманностью, честностью, справедливостью, уважением. Конфуций считал, что государство возникло из объединения семей. Государство является большой семьей, а правитель - отцом для своих подданных, которые являются его послушными детьми.
Моизм. Мо-цзы. V в. до н.э. считал, управлять должны мудрые люди. Источник мудрости – знания. Истинное человеколюбие – одинаково справедливые отношения ко всем людям без различия родства, сословий. Идеальная организация власти – государство с мудрым правителем во главе и отлаженной исполнительской службой. Для полного единства государства предлагалось насаждать единомыслие, искоренять вредные учения, поощрять доносы. В концепции моизма восхвалялось деспотически – бюрократическое государство, исключавшее всякую возможность участия народа в управлении государством.
Легизм .Шан Ян. 4 в. до н.э. Трактат «Шан цзюнь шу». Легисты (законники) отстаивали интересы имущественной и служилой знати. Успеха в политике достигает только тот, кто знает обстановку в стране и использует точные расчеты. Предлагалось сосредоточить всю власть у верховного правителя, упразднить передачу должностей по наследству. Возможна продажа чиновничьих должностей. Поставить граждан под контроль администраций. Установить единые законы для Китая. Власть правителя опирается на силу, а не на закон. За любой проступок – смертная казнь.
Назначение политической власти в жизни общества можно раскрыть через перечисление ее функций:
- поддержание общественного порядка и стабильности; достижение общественного единства;
- предупреждение и разрешение
социально-политических
- формализация деятельности
людей, пресечение
- объективный анализ
- моделирование будущего
социально-политического
- присвоение и распоряжение
необходимыми материальными,
- мобилизация усилий людей
на достижение общественно
- оптимизация политической
системы, приспособление ее
Механизм власти - совокупность органов, учреждений и должностных лиц, которые в установленном правовом порядке наделены властными полномочиями и участвуют в осуществлении государственной политической власти. Механизм меет сложную, иерархизированную структуру, где формальным первичным субъектом и источником власти является народ. Он передает свои властные полномочия государству, в свою очередь их распределяет как по «горизонтали» (законодательная, исполнительная, судебная сферы власти), так и по «вертикали» (центральные, региональные, местные органы власти). Политическая власть является неделимой, поскольку она суверенна, что становятся гарантами стабильности политического жизни. Вместе с тем полит и гос деятельность по реализации власти не является однородной, потому что она проявляется в различных формах: законодательной, исполнительной и судебной.
Однако в действительности реальным носителем власти нередко выступает бюрократия - структура организации, для которой характерны: четкая управленческая иерархия, правила и стандарты, показатели оценки работы, принципы найма, основывающиеся на компетенции работника. В этом и заключается вся сложность понимания власти как регулятора коллективной жизни общества в процессе его кооперации и достижения общих целей, т.е. рассмотрения государственно-публичной власти как современного механизма регулирования и средства социального общения людей, функционирование которого создает особую сферу общественной жизнедеятельности, именуется политикой.
Понятие "режим" (от лат. regimen, от фр. regime - управление) означает совокупность способов осуществления политической и государственной власти. Политический режим возникает не стихийно и не в пустом пространстве. Он образуется в политической системе общества под влиянием целого ряда факторов: на него влияют цели и задачи, которые ставят перед собой находящиеся у власти политические элиты и политические партии; степень остроты классовых и межнациональных противоречий; наконец, уровень политической культуры и исторических традиций, сложившихся в обществе. По мнению многих политологов, как западных, так и отечественных, характер политического режима определяется рядом критериев. К их числу относятся:
1) роль и функции главы
государства в системе
2) способ и порядок формирования представительных учреждений;
3) положение, влияние и
условия деятельности
4) правовой статус личности, состояние и гарантии прав и свобод граждан;
5) наличие объективных источников информации, гласности.
Итак, политический режим можно определить как совокупность характерных для определенного типа государства политических отношений, применяемых властями средств и методов, сложившихся отношений государственной власти и общества, господствующих форм идеологии, социальных и классовых взаимоотношений, состояния политической культуры и сознания.
Целесообразно различать понятия «государственный режим» и «политический режим», которые хотя и являются однопорядковыми, но не равнозначны. Если первое, в общем и целом, характеризует методы осуществления государственной власти, то второе раскрывает характер власти и условий политической жизни общества.
Для определения политического режима необходимо сопоставление официальных, в том числе конституционных и правовых, норм с реальной политической жизнью, провозглашенных целей - с действительной политикой, проводимой в государстве.
Полити́ческий режи́м — совокупность методов, приёмов и форм осуществления политических отношений в обществе, то есть способ функционирования его политической системы.
Демократия - народовластие - это одна из основных форм устройства любой организации , основанной на равноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений по большинству. Характерные черты демократического режима:
Тоталитаризм - политический режим, основанный на стремлении руководства страны установить полный контроль над личностью и подчинить уклад ее жизни одной господствующей идее.
Тоталитарными являются режимы, при которых:
Авторитаризм. По своим характерным чертам он занимает как бы промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. С тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией - наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, особенно экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества.
Авторитарной политической
системе присущи следующие