Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 22:44, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Политической психологии".
Во-вторых, это принцип компетентности — при его торжестве мы видим сплоченные, эффективные, высокопрофессиональные группы, отличающиеся серьезными результатами. Лучший пример — пресловутые «команды» американских президентов последних десятилетий, начиная от уже почти легендарной «команды Джона Кеннеди» — «мозгового треста», сумевшего во многом повернуть и страну, и всю международную ситуацию.
В-третьих, это принцип личной преданности лидеру— обычно, в группах вождистского типа. Когда торжествует именно этот принцип, мы видим многочисленные проблемы. С одной стороны, торжествует бесприкословное подчинение лидеру. С другой стороны, вся ответственность в принятии решении падает исключительно на самого лидера — все остальные выступают лишь как исполнители его воли. Отсюда снижение эффективности и профессионализма, обилие конфликтов за близость к лидеру и, в итоге, снижение результатов.
Разумеется, есть и иные мотивы и принципы формирования групп в политике, но наиболее встречающимися являются три названных. Важность выбора принципа формирования группы в политике определяется тем, что после прихода группы к власти взятый ей на вооружение принцип как бы автоматически переносится на все государство. Это иллюстрируется, среди прочего, в действии так называемого закона «трех команд» лидера и их обязательной, для эффективного функционирования, смены.
25. основные концепции политического лидерства
1. Теория черт (Ф. Гальтон,
Э. Богардус). Лидерство этой теории
рассматривается как чисто
2. Ситуационная концепция
(Р. Стогдилл, Т. Хилтон, А. Голдиер),
формулирует идею зависимости
лидерства от определенных
3. Функционализм (Д. Эдингер).
Лидерство – это такое
4. Теория конституентов
(определяющей роли
5. Компенсаторная теория
политики рассматривает
26. Имидж политика и власти.
Политический имидж - это
образ политического лидера, деятеля,
партии, который складывается в общественном
мнении и сознании, оказывая воздействие
на авторитет и влияние его носителя. Имидж
политика складывается из целого ряда
компонентов, которые, в идеале, должны
«работать» на создание единого образа:
Программ, заявлений, в которых отраhttp://www.rubikon-centr.
В имидже важными считаются следующие характеристики политика:
1)Личность (харизма, направленность, интеллект, нравственность, потенциал).
2) Отношение (к стране, народу, соратникам, самому себе).
3) Поведение и деятельность
(лидерское — как в
Базой для создания имиджа политической власти выступают политические технологии – совокупность наиболее целесообразных приёмов, способов, процедур реализации функций политической системы, направленных к тому, чтобы повысить эффективность политического процесса и достичь желаемых результатов в сфере политики.
Политические технологии включают в себя как приёмы достижения немедленного локального кратковременного результата (тактика), так и получение глубинного, глобального, длительного эффекта (стратегия). Использование тех или иных политических технологий определяет эффективность политического управления, регулирования политических процессов, устойчивость политической системы и всего политического пространства. Политические технологии в большей степени определяются типом общественного развития (доминированием в нём эволюционных или революционных процессов), характером режима (демократический, тоталитарный и др.).
27 Харизматическое лидерство
Харизматическое лидерство основано на вере в экстраординарные качества индивида, не столько приобретенные, сколько дарованные ему свыше, - вере в его харизму (от греч. - дар божий). Для Вебера «харизма - это качество личности, признаваемое необычайным, благодаря которому она оценивается как одаренная сверхъестественными, сверхчеловеческими или, по меньшей мере, специфически особыми силами и свойствами, недоступными другим людям»
Для этого дидерства характерна фанатичная преданность последователей лидеру, лидерство в этом случае носит сугубо личностный характер. Вебер не определяет, какими качествами должен обладать харизматический лидер, хотя указывает, что харизматическая власть появляется тогда, когда общество переживает серьезный кризис, поражающий всю его структуру, когда граждане перестают выражать согласие и признавать существующие институты. В дальнейшем последователи Вебера расширили толкование харизматического лидера и показали, что он может возникать не только в кризисные периоды, популярность лидера может делаться политиками.
В наше время харизматическая
теория лидерства активно используется
для объяснения политических процессов
в развивающихся странах. Здесь
часто происходило обожествлени
28. Роль
и место больших групп в полити
Основную роль в политике играют большие социальные группы людей. Как давно известно, политика начинается там, где тысячи и миллионы людей - только там и существует настоящая политика. Эти тысячи и миллионы людей голосуют на выборах и составляют побеждающее на них большинство. Они определяют рейтинг доверия или недоверия тому или иному лидеру, ограничивая тем самым его политические действия. Наконец, эти тысячи и миллионы в критических ситуациях выигрывают или проигрывают войны, совершают революции, обеспечивают или не обеспечивают своим трудом экономическое развитие своих стран и человечества в целом.
Большие социальные группы, включающие тысячи и даже миллионы людей, являются наиболее реальными и действенными субъектами политики. К большим социальным группам относятся социальные классы, общественные страты, социальные группы и слои населения. В свое время абсолютизация использования некоторых из этих терминов привела к появлению двух принципиально разных подходов марксистского, отстаивавшего исключительность классового деления общества, и веберианского, исходящего из деления общества на социальные страты. Так возникли два противоположных пути не только социального познания, но и социально-политического развития. Однако, развитие общества и науки о нем уже к концу XX века показало непродуктивность подобного жесткого противопоставления. Концепции К Маркса и М.Вебера не исключают, а фактически дополняют друг друга Дело не в терминологических спорах относительно объяснительных схем, а в идентичной социальной реальности. Реально же, во всяком обществе существуют большие, прежде всего социально-профессиональные группы, значительно различающиеся характером и особенностями своей ведущей деятельности. Ведущая деятельность порождает свои психологические особенности, свои социально-групповые варианты сознания, идеологии и политического поведения той или иной группы.
29. Влияние принадлежности к большой социальной группе на психику человека.
Объективным фактом является то, что социальное положение человека влияет на его психику. Принадлежность к той или иной большой социальной группе формирует определенные психологические типы. Большие социальные группы выделяются, с психологической точки зрения, в первую очередь на основе ведущей деятельности, которой заняты входящие в них люди — по ее характеру, особенностям, разновидностям и т.д.
Истоки различий
в мировоззрении и
30 Групповое сознание как высший уровень развития групповой психологии.
Социально-групповое
сознание - исторически обусловленный
уровень осознания членами
Основными отличительными
особенностями социально-
Идеология всякой большой социальной группы - это систематизированные, выраженные в научной форме основные потребности, цели и интересы данной группы. Конкретно-психологически, всякая идеология включает в себя, прежде всего, ценности, нормы и образцы поведения данной социальной группы. В свою очередь, социально-групповое сознание является порождением социально-групповой психологии в целом. В ее историческом развитии выделяются три основные фазы. Во-первых, это стихийное развитие потребностей большой группы. Оно зависит от объективного места группы в обществе, от ее положения в сложившейся системе разделения труда. Во-вторых, взаимодействие новых потребностей с ценностными ориентациями и целями, отражающими прошлый опыт группы и его традиции, появление противоречий в процессе этого взаимодействия. Это зависит от способности группы к рефлексии происходящих с ней изменений, и специально занимающихся этим людей - "элиты" данной группы. В-третьих, "поиск" новых ценностей и целей, который оказывается тем более успешным, чем полнее и последовательнее развивается самостоятельная идеология данной группы, чем активнее она может себя выражать и противостоять идеологиям других больших групп. Это уже совсем прямо связано с деятельностью идеологов группы.
В целом же, развитие групповой идеологии идет как бы по цепочке: от психологии большой социальной группы - через социально-групповое сознание - к идеологии данной большой социальной группы. Групповая психология, на том или ином уровне зрелости, свойственна всем представителям группы. Групповое сознание - уже только наиболее продвинутой ее части. Групповая идеология доступна еще меньшему числу людей, обычно это - удел исключительно политической элиты данной большой социальной группы.
32 Психологические особенности маргинальных групп и слоев населения.