3) Законы принимаются
парламентом и утверждаются монархом.
Республика, в зависимости от особенностей развития современных республик,
подразделяется на:
- Парламентарные
- Президентские
Отличительными чертами
парламентарной республики являются:
- Верховенство парламента (при определении)
- Ответственность правительства перед парламентом, а не перед президентом.
- Избрание главы гос-ва либо непосредственно парламентом, либо специальной коллегией, образуемой парламентом.
- Правительство формируется и возглавляется премьер-министром. Например Австрия, ФРГ, Швейцария, Италия.
Президентская республика характеризуется:
- Соединением в руках президента полномочий главы гос-ва и правительства.
- Отсутствием института парламентской ответственности от ответственности правительством, т.е. правительство подчинено президенту.
- Сосредоточение в руках президента политической, военной и социально-экономической власти.
- Нередко отсутствие у парламента права на объявление вотума недоверия правительству.
Наиболее типичными
примерами президентской республики
являются США и Франция. Президентскую
республику часто именуют дуалистической.
2)Форма гос-го (территориального)
устройства
Под формой гос. Устройства понимается
территориальная организация гос-й
власти и характер соотношения гос-ва
в целом с его составными частями
(административно-территориальными единствами)
Гос-е устройства |
Унитарные
|
|
Федеративные |
По форме гос-го устройства
2 основные формы:
- унитарные
- федеративные (федерации)
Основными признаками унитарного
гос-ва являются:
- Наличие общих для всей страны высших органов гос-й и исполнительной власти.
- Единая правовая и судебная системы.
- Единая конституция гос-ва.
- Наличие централизованной системы нац. Безопасности.
Унитарные гос-ва в настоящее время являются самой распространённой
формой (из существующих почти 200 гос-в
унитарными являются почти 80%) Например
Англия, Дания, Голландия, Китай, Монголия,
Япония.
Федеративное гос-во:
- Федеративная система выступает как единое гос-во, состоящее из 2х или более относительно самостоятельных гос-х образований, которые имеют своё собственное административно-территориальное деление.
- Порядок распределения компетенции между федеральными и местными органами.
- Гос-е территориальные образования могут иметь свою конституцию и текущее законодательство.
- Территориальные образования могут иметь собственные воинские преобразования.
3)Понятия и виды гос-х
режимов
Под гос-м режимом понимается
совокупность исполнительных, стоящими
у власти классами и соц. Слоями,
методов и способов осуществления
госвласти.
Спец. Лит-ра выделяет 2 режима
госвласти:
- авторитарный (антидемократический)
- демократический (либеральный)
Авторитарный режим:
- Отсутствие или значительное ограничение прав и свобод граждан.
- Запрещение аппозиционных партий и др. организаций.
- Сосредоточение властных полномочий в руках главы гос-ва или правительства, т.е. сведение роли парламента до положения сугубофомальных институтов. Примером является фашизм – 30е, 40е гг. 20го века.
Признаки демократического режима:
- Конституционное провозглашение экономических и политических прав и их организаций.
- Существование ряда политических (в том числе аппозиционных властей) партий.
- Официальные признаки и осуществление на практике принципов законности, конституционности, разделение властей.
С точки зрения 3х критериев,
исходя из вышеизложенного и с
некоторой долей условностей, РФ
можно определить как:
1) Россия является Республикой по форме
правления.
2) Россия является
Федеративным гос-вом по гос-му
(территориальному) устройству.
3) Конституция РФ устанавливает
для России демократический политический
режим госвласти.
Понятия и виды
правонарушений.
В самом общем понимании правонарушение – антиобщественное деяние,
причиняющее вред обществу и наказываемое
в соответствии с законом. Действующему
законодательству установлены признаки
правонарушения, позволяющие облегчить
правонарушение от др. антиобщественных
поступков (например аморальных действий,
которые законом не наказываются):
1) В правонарушении
признаётся лишь то деяние, которое
нарушает закон, т.е. запрещено нормами права. Таким образом, важнейшим
признаком любого правонарушения является
его противоправность,
которая выражается в отступлении от предписаний
соответствующей нормы права.
2) Правонарушение –
это деяние дееспособных, вменяемых
лиц. Поэтому правонарушение характеризуется
проявлением воли человека, дееспособного
и вменяемого. Поэтому не считается правонарушением деяние, совершённое
малолетними и психически больными людьми.
3) Не всякое противоправное
деяние, совершённое дееспособным и вменяемым
лицом, может быть признано правонарушением,
а только то, которое совершено по вине этого лица.
Таким образом, важнейший признак правонарушения
– наличие вины, т.е. умысла или неосторожности
в совершении неправомерного деяния.
Учитывая вышеизложенное, правонарушение – это виновное противоправное деяние,
носящее общественно опасный характер
и совершённое лицом, способным отвечать
за свои поступки.
Правонарушение может
быть осуществлено:
- Путём совершения определённых действий, например хулиганство, кража.
- Путём бездействия
Юридическая наука в
понятии «правонарушение» выделяет
его объективные и субъективные
признаки, которые в своей совокупности
образуют понятие состава правонарушения.
В состав правонарушения входит 4 элемента:
- Субъект правонарушения
Им может быть физическое
лицо, дееспособное и вменяемое. А
таже организации (юр-е лица)
- Объект правонарушения
Им являются общественные отношения, которые
регулируются и охраняются правом (право
собственности).
- Объективная сторона правонарушения
Характеризуется пониманием
субъекта причинно-следственной связи
между его противоправным деянием
и его общественно вредным последствиям.
- Субъективная сторона
Показывает виновность
лица (т.е. наличие умысла) и характеризует
его психическое отношение к
его совершённому деянию.
Отсутствие одного из
признаков состава правонарушения
приводит к тому, что оно не может
считаться правонарушением, следовательно, не влечёт
за собой установленную законом ответственность.
Все правонарушения подразделяются
на 2 вида:
- Преступления – общественно-опасные правонарушения, запрещённые законодательством РФ.
- Противоправные проступки, определяемые законодательством.
Противоправными проступками
считаются административные, дисциплинарные,
гражданские правонарушения.
Понятия и виды
юридической ответственности.
Основами возникновения
юридической ответственности является
совершение правонарушения. Гос-во устанавливает нормы права, т.е. правила
должного поведения, и определяет юридическую
ответственность за их несоблюдение.
Основной признак юридической
ответственности – гос-е принуждение
нарушителями к исполнению требования
соответствующих норм прав. Гос-е принуждение может выступать как:
- Принудительное взыскание причинённого ущерба (убытки, уплата неустоек, возложение обязанности устранить нарушенные права др. лиц).
- Карательные меры гос-ва, в которых проявляется гос-е принуждение (лишение свободы, административный штраф дисциплинарного взыскания).
Юридическая ответственность
имеет государственно-принудительный
характер. Меры гос-го принуждения устанавливаются
в правовых нормах (в части нормы,
которая называется санкция) санкции
– неблагоприятные последствия для лица, совершившего правонарушения.
Применяют санкции компетентные гос-е
органы (суды).
Различают 4 вида юридической
ответственности:
- Уголовная – наступает только за совершение преступления, предусмотренного УКРФ. Единственный гос-й орган управомоченный привлекать к уголовной ответственности, - суд, который своим приговором определяет меру наказания. Прекращается уголовная ответственность по отбытии, осуществляемом мер наказания, а также в случаях помилования (президентом), амнистии.
- Административная – наступает за совершение административного проступка и проявляется в применении административных взысканий (предупреждение, штраф, конфискация имущества, лишение спец. прав).
- Дисциплинарная – дисциплинарных нарушений, которые влекут за собой соответствующие санкции (замечание, выговор, увольнение с работы, исключение студента из института).
- Гражданско-правовая ответственность – имеет имущественный характер и преследует одну цель – восстановление нарушенных имущественных прав.
Основы конституционного
права РФ.
Правовая система РФ представляет
собой совокупность самостоятельных
отраслей права (конституционная, гражданская,
уголовная, трудовое, семейное). У каждой
самостоятельной отрасли права
имеет свой специфический предмет
правового регулирования и метод
правового регулирования. Предметом отрасли
права является совокупность общественных
отношений, складывающихся в различных
сферах жизнедеятельности общества (по
поводу образования семьи, применения
труда, применения уголовной ответственности).
Конституция РФ. Основной закон
государства.
Учреждение, устройство, установление
гос-ва – в переводе с лат. –
«конституция». В Древнем Риме так
именовали отдельные акты императорской
власти. Первой писаной конституцией (т.е.
представляющей единый основной закон
с внутренней структурой) являлась конституция
США, принятая в 1787г). Первыми писаными
европейскими конституциями были конституции
Польши и Франции (1791г). В ряде стран действуют
так называемые неписаные конституции
(например Великобритании). Нет писаного
текста как отдельного документа, а действуют
отдельные нормативно-правовые акты, закрепляющие
конституционное устройство гос-ва.
Правовыми особенностями конституции
РФ, как основного закона гос-ва,
являются следующие:
- Как основной закон гос-ва и общества конституция РФ в отличае от др. законодательных актов имеет учредительный, основополагающий характер. Она закрепляет основы общественно-экономического строя гос-ва, его национально-территориальное устройство, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, организацию и систему гос-й власти и управления и устанавливает правопорядок и законность.
- Конституция – это основной источник российского права, содержащий исходные начала всей системы права РФ. Конституция таким образом представляет собой базу для всего текущего законодательства и определяет характер всей правовой системы РФ.
- Конституция обладает высшей юридической силой. Строгое и точное соблюдение конституции является наивысшей нормой поведения для всех граждан, общественных объединений и гос-х органов. Ни один нормативный акт, принимаемый в РФ, не может противоречить конституции РФ.
- Конституция РФ, как основной закон, характеризуется стабильностью. Стабильность конституции, как основного закона, обеспечивается особым порядком её принятия и изменения (см. ст. 135 конст. РФ).
Основы конституционного
строя РФ.
Конституционный строй
– это такая организация гос-й
и общественной жизни, при которой
гос-во является политической организацией
гражданского общества, имеет демократический
правовой характер и признаёт права человека высшей
ценностью.
Конституцией РФ (преамбула
и гл. 1) находит выражение целостная
система принципов конституционного
строя РФ.
Условно все принципы,
содержащиеся в конституции, можно
разбить на 3 группы:
- Основы организации гос-й власти, народовластие, федерализм, разделение властей, гос-й суверенитет, принцип, констатирующий, что РФ является частью мирового сообщества.
- Основы взаимоотношений гос-ва и человека, правового статуса гражданина, к ним относятся признаки и утверждение прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью. Их защита и соблюдение является главной задачей и обязанностью гос-ва.
- Включает основы организации гражданского общества. Можно включить сюда следующие принципы: идеологический и политический плюрализм, светский характер гос-ва, свободу экономической деятельности и принцип, объявляющий РФ социальным гос-вом. (согл. Ст. 7 конст. РФ, Россия является «социальным гос-вом, политика которого направлена на создание условий, обеспечения достойную жизнь и свободное развитие человека»)