Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 21:38, контрольная работа
Одним из результатов трансформационных процессов, начавшихся в России в конце 80-х годов, стало возникновение общественных движений, инициированных "снизу", рядовыми гражданами страны. Именно эти движения и их организации (получившие официальное название «неправительственные, некоммерческие» – НПО) представляют собой первые ячейки формирующегося гражданского общества. Они стали теми социальными акторами, которые стремятся участвовать в процессе принятия и реализации общественно значимых решений, содействуя этим развитию публичной политики в нашей стране. Они являются носителями и выразителями интересов различных социальных групп и осуществляют представительство этих интересов на всех уровнях – федеральном, региональном, локальном.
Одним из результатов трансформационных процессов, начавшихся в России в конце 80-х годов, стало возникновение общественных движений, инициированных "снизу", рядовыми гражданами страны. Именно эти движения и их организации (получившие официальное название «неправительственные, некоммерческие» – НПО) представляют собой первые ячейки формирующегося гражданского общества. Они стали теми социальными акторами, которые стремятся участвовать в процессе принятия и реализации общественно значимых решений, содействуя этим развитию публичной политики в нашей стране. Они являются носителями и выразителями интересов различных социальных групп и осуществляют представительство этих интересов на всех уровнях – федеральном, региональном, локальном. Трансляция информации о современном положении, ожиданиях и потребностях населения через его организованную часть в лице НПО – одна из реальных возможностей властей узнать о том, как складывается ситуация в действительности и скорректировать вектор реформ в нужном направлении. Более того, НПО могут стать тем звеном в реализации реформ, которое сделает их понятными для граждан страны, а это будет способствовать успешному продвижению социальных инноваций. Именно в связи с этим представляется важным и своевременным определить, что собой представляют российские общественные движения сегодня и каковы этапы их развития, а также сравнить эти движения с западными. Такое сравнение позволит лучше оценить достигнутые результаты и упущенные возможности, выявить ограничения, возникающие на пути развития движений. Для иллюстрации основных выводов мы рассмотрим конкретный пример развития профсоюзного движения – массового, хотя нетипичного представителя социальных движений в России.
§1
Этапы развития общественных движений: сравнение Запад - Россия
Причин интенсификации такого социального явления, как самоорганизация населения в форме общественных движений, несколько.
Во-первых, этому способствовал
социально-экономический и
Во-вторых, имелся предыдущий опыт участия в общественных организациях, хотя в большинстве случаев они были созданы государством и его структурами. К таким организациям относятся профсоюзы, в которых состояло практически все население; объединения по профессиональному признаку – союзы журналистов, писателей, художников, архитекторов и другие сообщества специалистов; несколько добровольных обществ, например, ВООП, ДОСААФ, Общество красного креста и красного полумесяца и т.п. Но были и такие общественные объединения, создание которых инициировалось снизу. Так, в 60-е годы во многих университетах Советского Союза действовали студенческие дружины охраны природы (ДОП), действовавшие открыто и легитимно, возникло диссидентское движение, не признававшееся и преследовавшееся властями.
В-третьих, уже с начала
90-х годов деятельность движений
получила дополнительный ресурс, названный
в теории мобилизации ресурсов внешним
[10]. Им оказалась моральная и
Первым массовым движением стало экологическое. Оно опиралось на опыт ДОП - навыки создания организаций и осуществления стратегического планирования их деятельности. Кроме того, почти 30-летняя история развития студенческого движения сформировала значительное количество активистов, многие из которых и возглавили в начале перестройки новые общественные экологические движения и организации [7]. Экологическое движение и его лидеры в определенной степени поддержали и развитие политического движения, которое активизировалось почти одновременно. Некоторое время экологическое и политическое движения эффективно взаимодействовали друг с другом, особенно в республиках Прибалтики.
Но, пожалуй, наиболее массовым
в этот период стало рабочее движение,
возглавленное шахтерами
За короткий срок в 15 лет общественные движения в России, с нашей точки зрения, прошли 4 этапа развития, весьма сходных с этапами, характерными для западных стран. Последние были проанализированы зарубежными учеными, предложившими три основных теоретических подхода к их исследованию [2].
Этапы развития общественных движений в развитых странах запада
На Западе развитие общественных движений прошло, судя по выводам социологов, три стадии развития. На наш взгляд, сейчас – четвертый.
Первый этап начался сразу после второй мировой войны и продолжался до середины 60-х годов. Считалось, что это были стихийные, неорганизованные, не формулировавшие точно цели и задачи движения, выдвигавшие в качестве ориентиров определенные ценности. В центре внимания исследователей находились коммунистическое и фашистское (националистическое) движения, ориентированные на изменение социального устройства и ценностных установок общества, т.е. на радикальные перемены. В этом смысле они не представляли интересов широких слоев населения, а лишь требования наиболее социально обделенных групп (или даже личностей).
Второй этап – 60-70-е годы, организационный или стратегический: формируются организации, определяются цели и задачи, мобилизуются ресурсы для их достижения. В основном на первом плане - экономические и социальные интересы различных социальных групп, борются за их права. Среди этих движений в первую очередь рабочее, профсоюзное, традиционное женское, за участие в избирательном процессе, выступления национальных меньшинств и т.п. Им был присущ реформаторский характер, выдвигаемые требования не выходили за рамки представлений и установок современной социально-политической системы.
В 70-е годы, после массовых протестных выступлений в Европе, в ходе которых не было сформулировано почти никаких конкретных целей и требований, складываются новые системы ценностей и на их основании строятся новые идентичности (в виду начавшегося процесса глобализации, стирания граней между классами и социальными группами, а также глобальных вызовов современности – экологических, антивоенных, правозащитных и т.п.).
Так называемые новые социальные движения в 80-е – начале 90-х годов уже не отстаивают экономические интересы при помощи создания организаций и их институционализации, а выдвигают новые ценностные ориентиры и требования, пытаются внедрить их в сознание общества [11]. Таким образом, на повестку дня опять поставлен вопрос о радикальном изменении действующей системы. Постепенно удовлетворяются их требования – появилась экологическая политика, признаны справедливыми требования женщин и меньшинств о равноправии и т.п. Таковы основные характеристики третьего этапа.
Но политическая система призвана, в первую очередь, сохранять самое себя, и она борется за это. К середине 90-х годов ей удается институционализировать «новые» (а вместе с ними и традиционные) движения, сделав их частью политической системы, четко определив их место, роль и функции. Это и составляет содержание современного этапа развития движений. В результате, по свидетельству одного из современных членов экологического движения Нидерландов директора неправительственной организации "Мильеконтакт Ост-Европа" Е. Доннера., произошло следующее:
«1. Члены организаций и доноры переложили свою ответственность на плечи экспертов. По иронии судьбы, такая вот «экспертократия» была, фигурально выражаясь, тем ужасом, с которым раннее экологическое движение так неистово боролось.
2. Вторую особенность
развития я бы назвал «
3. Правительство определяет критерии, выбирает проекты и оценивает их выполнение. По сути дела, эти проекты есть не что иное как правительственная политика, проводимая в жизнь экологическим сектором. Понятие «движение» не имеет с этим ничего общего.
4. Третье положение заключается
в возросшем значении совета
извне. Создается впечатление,
что пригашенные со стороны
советники во многих
5. Четвертый момент можно назвать «семинаризацией». Вполне реально, что, будучи профессиональным экологом, вы заполните свои дни участием в семинарах, конгрессах, консультациях и других очень интересных собраниях – с результатами, абсолютно не оправдывающими затрат. Конечно, мы живем в мире развитой сети и, конечно же, на подобного рода встречах можно наладить важные контакты. Но очень часто трудно прослеживается связь между намерениями и окончательной целью защиты окружающей среды.
6. Утрачивается связь
с обществом: значение рядовых
членов организации и
7. И последнее, что хотелось бы отметить: то, что я назвал бы «легко решаемые задачи». Некто, довольно долго вращающийся в авторитарных кругах и имеющий опыт ведения переговоров и поисков компромиссов, старается ставить перед собой задачи полегче. Это влияет на характер организаций. Творческий дух и воображение все больше отступают на задний план, пока совсем не покидают организацию. Прискорбная потеря, ведь все это так важно для вдохновения и воодушевления, что когда-то присутствовало и было фундаментом для идеи, которая поначалу всем казалась воздушным замком. Эксцентричные гении сейчас почти исчезли из организованного экологического движения» [1, с. 65–67].
Все это свидетельствует о том, что НПО больше не являются общественным движением, а значит, практически перестают представлять интересы тех или иных социальных групп.
Но есть и другая сторона этого процесса. Граждане развитых стран Запада, достигшие высокого материального благополучия, стали пассивными настолько, что это оказывается неприемлемым даже для властей, – им (властям) нужна, и довольно часто, поддержка населения.
Трансформации российских общественных движений
А что же в России? Практически все эти 4 этапа мы прошли за годы наших реформ, т.е. за последние 15 лет, а не за более чем 60 – как западные движения (см. табл.).
Сравнение развития общественных движений на Западе и в России
11 |
Характеристики западных общественных движений |
Годы |
Результаты |
Характеристики общественных движений в России |
Годы |
1-й этап |
Стихийность, неорганизованность, протестность, не сформулированные точно цели и задачи движений. Ориентированность на изменение социального устройства и структуры ценностных установок в обществе. Представлены интересы не
широких слоев населения или
конкретных групп, а лишь наиболее социально
обделенных людей, считавших, что их
положение может измениться только
при смене социально- |
40-е – начало 60-х годов |
Положено начало массовой социальной активности и самодеятельному объединению граждан |
Возникновение массовых экологического и политического общественных движений, которые также были стихийными, слабо организованными, протестными («митинговый период). Поддерживали начавшуюся
перестройку, т.е. также ориентированы
на изменение социального Не представляли интересов широких слоев населения и даже конкретных групп, а лишь социально активной части населения. |
Конец 80-х – начало 90-х годов |
2-ой этап |
Организационный или стратегический, тип: формируются организации, определяются цели и задачи, мобилизуются ресурсы для их достижения. Движения представляют экономические и социальные интересы различных социальных групп, борются за их права. Характер требований - реформы,
требования не выходят за рамки представлений
и установок современной |
Вторая половина 60-х – 70-е годы |
На Западе -институционализация требований и самих движений как легитимного участника политического процесса
В России – институционализация в виде государственной регистрации и закона об ОД почти без институционализации требований и самих движений как легитимного участника политического процесса. |
Организационный или стратегический: формируются организации, определяются цели и задачи, мобилизовываются ресурсы для их достижения (в основном гранты западных фондов).
Появляются ОД, выражающие экономические и социальные интересы различных социальных групп и оказывающие им помощь вместо государства, представлять интересы почти невозможно в виду отсутствия политических каналов.
Большинство ОД практически
не выдвигают требований, работают
на становление новой социально- |
Первая половина 90-х годов |
3-й этап |
Ведущая роль принадлежит «новым социальным движениям», которые уже не отстаивают экономические интересы при помощи организаций и их институционализации, а выдвигают новые ценностные ориентиры и требования, пытаются внедрить их в сознание общества. На повестку дня снова поставлен вопрос о радикальном изменении действующей системы. |
80-е – начало 90 годов |
Формирование новой системы ценностей и установок, дающей основу для изменения «доминирующей социальной парадигмы». Институционализируются их требования – появилась экологическая политика, признаны справедливыми требования женщин и меньшинств о равноправии и т.п. |
Традиционные ОД продолжают выражать экономические и социальные интересы различных социальных групп и оказывают им помощь вместо государства. «Новые социальные движения» - правозащитное и экологическое – продолжают действовать. По-прежнему стремятся внедрить в сознание общества свои ценностные ориентиры и требования, сопротивляясь институционализации. Выступают за учет новых ориентиров при продолжающемся формировании социально-политической системы. |
Вторая половина 90-х годов |
4-й этап |
Полная институционализация и новых и традиционных движений, включенность в политическую систему, четко определенные роли и функции в ней. |
90-е годы – по настоящее время |
«Экспертократия», «проектификация», «семинаризацией» ОД, утрачивается их связь с обществом, зато теснее связь с государством, ставятся только «легко решаемые задачи», их требования не выходят за рамки представлений и установок современной социально-политической системы. |
Продолжение институционализации
ОД в виде проведения Гражданского
форума и последующей установки
на взаимодействие власти и ОД, стремление
ОД к собственной |
2000 – по настоящее время |
Информация о работе Этапы развития общественных движений: сравнение Запад - Россия