Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 21:13, реферат
Юридическая ответственность представляет собой разновидность социальной ответственности, которая проявляется в различных областях общественной жизни
и деятельности людей. Социальная ответственность возникает тогда, когда поведение человека имеет общественное значение и регулируется социальными нормами. Регулировать поведение людей возможно и необходимо только при условии относительной свободы человеческих действий, суть которой заключается в способности человека выбирать свою линию поведения, самостоятельно определять направленность своих поступков.
1. Введение.
2. Понятие юридической справедливости……………………………....4
Историческое развитие учения о справедливости. Проблема сущности, происхождения и определения справедливости…….4
3. Справедливость и правосудие…………………………………………8
3.1Справедливость как основное требование правосудия. Способы и условия ее реализации…………………………………………….8
4. Юридическая ответственность, её принципы………………………..12
5. Виды, цели и признаки юридической ответственности……………..14
6. Заключение……………………………………………………………18
7. Литература…………………………
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального
образования
«»
Институт
экономики и управления
Кафедра
международных экономических
права
РЕФЕРАТ
по курсу «Правоведение»
на тему:
Юридическая
ответственность и
Выполнил:
Студент
гр.
Проверил:
, 2011
Содержание.
3.1Справедливость как основное требование правосудия. Способы и условия ее реализации…………………………………………….8
Введение
Во все времена и у всех народов считалось, что право должно быть справедливым. При этом либо оно рассматривалось как воплощение справедливости, либо выдвигалась цель привести его в соответствие со справедливостью. Из этого можно заключить, что справедливость — одна из ценностей права, причем наиболее долговечных и существенных. Многие ценности права преходящи. Таковы равенство, национальный интерес, классовый интерес, прогресс, верность сложившимся обычаям, права личности. Все они появляются на определенном историческом этапе. Было время, когда они вовсе не признавались и не могли признаваться из-за отсутствия наций, классового сознания, индивидуализма и т.п. Справедливость принадлежит к числу вечных ценностей или основных принципов права. Помимо справедливости к ним можно отнести лишь общее благо и соблюдение законов (в широком смысле слова). Больше того, справедливость — не только вечная, но и высшая ценность в праве. Все остальные соизмеряются с ней и действительны лишь при условии, что они не противоречат справедливости.
Общее понятие ответственности имеет философский, методологический характер,
передает особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу, заключающее в реализации нравственно-правового долга.
Юридическая
ответственность представляет
и деятельности людей. Социальная ответственность возникает тогда, когда поведение человека имеет общественное значение и регулируется социальными нормами. Регулировать поведение людей возможно и необходимо только при условии относительной свободы человеческих действий, суть которой заключается в способности человека выбирать свою линию поведения, самостоятельно определять направленность своих поступков.
Мера социальной свободы человека
определяется с помощью социальных норм. Они выражают объективно необходимые требования, предъявляемые обществом, государством, коллективом к своим
членам, вести себя определенным образом, поступать соответственно интересам данных социальных образований. Сущность социальной ответственности состоит в обязанности индивида выполнять требования (политические, юридические, моральные и т.д.), предъявляемые к
нему обществом,
государством, коллективом.
2.Понятие юридической справедливости.
2.1 Историческое
развитие учения о справедливости.
Проблема сущности,происхождения
и определения справедливости.
Первое в истории
То же понимание справедливости выражает и имевший широкое
хождение античный афоризм “Справедливость есть постоянная и неизменная воля воздавать каждому по заслугам”.
В социальной утопии Платона понятие справедливости характеризует такое общественное устройство, где каждое из трех сословий добросовестно исполняет свои обязанности и не вмешивается в дела других. Справедливость, которую Платон считает “добродетелью великих душ”, заключается, по его мнению, в том, чтобы “...производить свое и не хвататься за многое”.
Другой великий греческий философ, Аристотель считал, справедливость может означает, с одной стороны, равенство для равных, а, с другой стороны, неравенство для неравных. Именно Аристотель впервые разделил справедливость уравнительную и распределительную. “Что касается специальной справедливости..., то один вид ее проявляется в распределении почестей, или денег, или вообще всего того, что может быть
разделено между людьми, участвующими в известном обществе (здесь может быть равное и неравное наделение одного перед другим). Другой вид ее проявляется в уравнивании того, что составляет предмет обмена”. При этом особенно важным для справедливости Аристотель считает воздаяние, которое должно исходить из принципа пропорциональности. Это обосновано тем, что, с его точки зрения, общество держится тем, что каждому воздается пропорционально его деятельности.
Таким образом, Аристотелю удалось сформулировать
основополагающее для современного понимания справедливости противоречие между идеей равенства и идеей заслуг и достоинства, предполагающей признание социального неравенства и пропорциональность воздаяния. Это разграничение равенства и пропорциональности получило свое развитие в социально-правовой мысли Средних веков и Нового времени. Равенство как основа справедливости признавалась здесь ограниченно, то есть в каком- нибудь определенном отношении. Средневековая христианская мораль допускала лишь религиозное равенство в смысле их общего происхождения от Бога (“братства во Христе”) и причастности первородному греху. Соответственно несправедливым могло считаться лишь неоправданно жестокое обращение государя с подданными. В новоевропейском буржуазном обществе, где была в определенной мере преодолена нерушимость сословных границ, понимание справедливости уже предполагает известное реальное равенство прав (политическое и юридическое равенство перед законом, экономическое равенство возможностей и эквивалентность обмена товарами и услугами),
которое на практике оказывается в значительной мере формальным.
Соответственно изменяется и понимание основы пропорциональной
справедливости. Если средневековая мораль видит ее в достоинствах,
связанных со степенью “благородства” происхождения, то буржуазная мораль, возникающая во многом под влиянием этики протестантизма, видит ее в способности и усердии проявленных данным человеком и его предками и воплощенных в накопленном богатстве.
Формирование новоевропейского понимания справедливости было связано с формированием нового представление о человеке. Человек здесь стал рассматриваться как самостоятельный индивид, обладающий неотъемлемыми правами и способный самостоятельно контролировать и регулировать свое поведение в обществе на основе некоторых общезначимых норм. (В этом смысле характерно признание вины как идивидуальной ответственности каждого за свои собственные осознанные действия обязательным элементом состава правонарушения в отличие от права древности и средних веков, где признавалось так называемое объективное вменение, когда наказание применялось за осуждаемые государством церковью социальной группой последствия каких-либо действий совершенных без вины.) Таким образом, идея справедливости предполагает (хотя бы в качестве идеала, к которому следует стремится) обеспечение, с одной стороны, равенства всех индивидов в реализации их неотъемлемых прав, а, с другой стороны, возможностей социальной самореализации каждого без ущерба для других членов общества и пропорциональности общественных оценки и воздаяния для этой самореализации.Признание неотъемлемых прав человека позволяло значительно расширить сферу действия справедливости и успешно развивать механизмы ее реализации.
Другим важным вкладом новоевропейской мысли в понимание
справедливости было изменение представлений о ее происхождении. Для
античности было характерно представление о том, что справедливость является характеристикой естественного порядка вещей. Это представление находит свое выражение уже у Анаксимандра, учившего о том, что из чего все вещи возникают, в то же они и возвращаются согласно справедливости, поскольку они за свою нечестивость несут наказание и получают свое возмездие друг от друга в установленное время. Аналогичное мнение высказывали также Демокрит и Эпикур. Демокрит, считавший, что ничто в мире не происходит без естественной причины, подчеркивал в своем учении объективную природу справедливости. Несправедливым он считал то, что противно природе. По мнению Эпикура, справедливость как соответствие людей космическому порядку проявляется в договоре о том, что полезно всем его участникам. Для средневековой мысли характерно представление о том,что источником справедливости является божественная воля.
В философии Нового времени была отчетливо выявлена определенная
взаимосвязь идеи справедливости с идеей свободы. Как писал И. Зейме: “Где
нет справедливости, нет и свободы, а где нет свободы, нет и справедливости”.
Наиболее яркое свое выражение эта мысль нашла в учение Г.В.Ф.Гегеля. По его мнению, конституция, в которой “разумная воля доходит до сознания и понимания самой себя”, и есть “...существующая справедливость как действительность свободы и развития ее разумных определений”.
В Новое время утверждается
общественно-конвециональное
справедливости, прежде всего выразившееся в теориях общественного договора.Теории общественного договора отделяют государство как политико-правовой институт от общества, объявляют его созданием воли людей. По мнению, представителей теорий общественного договора ( в частности, Гельвеция), понятие справедливости не могло существовать до выхода людей из естественного состояния и создания ими законов. “Справедливость предполагает установленные законы”.
Такое понимание означало что в отличие от античной и средневековой
интерпретации справедливости, где она обосновывалась авторитетом естественного закона и божественной воли, здесь справедливость оказывается зависящей от воли человека. Соответственно утверждение справедливости того или иного общественного порядка, учреждения, закона и т.д. в силу его “естественного” или “божественного” происхождения становилось невозможным. Идея относительности представлений людей о справедливости была высказана еще Гераклитом (“У бога прекрасно все, и хорошо, и справедливо, люди же одно считают справедливым, другое - несправедливым”), однако именно в философии Нового времени эта идея
получает свое адекватное воплощение. Именно в философии Нового времени осознаны, с одной стороны, относительность всякого представления о справедливости, ведущая к признанию многообразия возможных представлений о ней, а, с другой стороны, - необходимость справедливости как некоторой идеи, с точки зрения которой оценивается то или иное общественное установление.
Как писал Вольтер: “Абсолютная справедливость недостижима
Информация о работе Юридическая ответственность и справедливость