Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 18:37, курсовая работа
Целью работы является анализ предпринимательской деятельности, выявление основных аспектов, а также её роль в экономике и обществе.
Выполнение поставленной цели требует решение следующих задач:
1. исследование структуры и классификации предпринимательства;
2. рассмотрение правового статуса предпринимательской деятельности;
3. рассмотрение роли предпринимательства в экономике и обществе.
При определении роли предпринимательства в общественных процессах, необходимо учитывать следующие обстоятельства:
Таким образом,
Чрезмерное искусственное вмешательство политической системы в предпринимательскую среду (путем прямого регулирования или субсидирования) может не соответствовать интересам общества.
2.2 Инновационный и предпринимательский потенциал общества
В настоящее время произошло восстановление потерь в уровне жизни населения страны в результате последнего кризиса, купирование сиюминутных социальных страхов и опасений, связанных в первую очередь с положением на рынке труда. С другой стороны, в обществе нарастает чувство неопределенности относительно будущего. Сложившаяся ситуация вновь актуализировала поиск ресурсов инновационного развития, в частности, изучение объемов и перспектив наращивания человеческого капитала, соответствующего задачам модернизации. В рамках проведенного опроса исследование данной проблематики было сосредоточено на анализе социальных ресурсов предпринимательской деятельности в России.
Результаты показали, что наряду с весьма благоприятной самооценкой личной инициативности, российские жители дают куда менее радужную ценностную характеристику российской действительности. Высокие оценки собственной индивидуальности, самостоятельности, усердия и независимости наталкиваются на слабую уверенность в востребованности этих качеств и их пригодности для достижения жизненного успеха.
В российском обществе сейчас бесконфликтно сосуществуют современные и архаичные социальные механизмы, правила взаимодействия. Первые в большей степени имеют характер идеальных пожеланий, редко востребованных в реальной практике (поскольку господствует убеждение в их неработоспособности), тогда как вторые являются общепринятой, базовой нормой организации жизни. Современные ценности носят характер «дополнительных» условий (желательных, позволяющих улучшить позиции), которые, однако, не действуют вне системы архаичных, сословных по своей природе каналов личных знакомств и связей.
Ценностные ориентации и
качественные характеристики человеческого
капитала, необходимые для
Сегодняшний характер сосуществования
современных и архаичных
Предпринимательский потенциал российского общества формально немногим меньше, чем в других странах, в том числе тех, которые находятся далеко впереди на пути модернизационного развития. Отличие состоит в том, что в российском обществе эти ценности «выучены», но не интернализированы, не восприняты, чаще всего не являются инструментом регулирования поведения.
Результаты сопоставлений
российских и международных данных
об оценках отдельных аспектов личного
поведения и общественного
Наибольшие отличия
Тем не менее, примерно четверть городского населения России может быть определена как группа поддержки инновационного, предпринимательского потенциала. Это молодые, образованные, обеспеченные люди, многие из которых уже заняты частнопредпринимательской деятельностью. Однако их ценностные ориентации и жизненные практики регулируются теми же принципами, основанными на архаичных механизмах, что и у остальной части общества, т.е. они не являются носителями новых социальных регуляторов. Поэтому наращивание инновационного потенциала в будущем зависит не столько от активности этой группы, сколько от преобразования всей институциональной структуры, которое способствовало бы развитию модерных ценностей и многообразию форм социально-экономической активности. В этом случае инновационная динамика может быть стремительной, поскольку в латентной форме необходимые ценностные структуры уже присутствуют в обществе.
Отношение к предпринимательству в России и в мире.
Международное исследование, проводимое Европейской комиссией в 27 странах ЕС, США, странах EFTA, Хорватии, Турции, Японии, Южной Корее и Китае позволяет проследить сходства и различия между Россией и большинством ведущих стран мира по основным проблемам, связанным с влиянием «человеческого фактора» на развитие предпринимательства:
В ходе опроса российского городского населения были повторены вопросы данного международного исследования. При сопоставлении данных нужно не забывать, что российские результаты отражают мнение относительно «продвинутой» части общества, поскольку наиболее консервативные и хуже всего обеспеченные экономическими и социальными ресурсами группы сосредоточены в сельских поселениях и в малых городах (численностью менее 20 тыс. жителей), которые не были включены в выборку российского исследования.
Для сопоставительного анализа были рассчитаны индексы по международной методике на основе данных российского опроса (см. врезка 1). Врезка 1 Международное исследование предпринимательства. Мето-дические пояснения
В каждой стране выборка репрезентирует городское и сельское население в возрасте от 15 лет и старше. В большинстве стран опрос проводился методом телефонного интервью. В Болгарии, Чехии, Эстонии, Латвии, Литвы, Венгрии, Польши, Румынии, Словакии проводились как телефонные, так и личные интервью (примерно 70% к 30%).
Интервью проводились в период с 10 декабря 2009 по 16 января 2010.
Число респондентов |
Стандартная ошибка | ||
США |
1000 |
3,0 | |
ЕС27 | |||
Германия |
1000 |
3,0 | |
Испания |
1000 |
3,0 | |
Франция |
1000 |
3,0 | |
Португалия |
1000 |
3,0 | |
Чехия |
1000 |
3,0 | |
Венгрия |
1000 |
3,0 | |
Польша |
1000 |
3,0 | |
Литва (LT) |
500 |
4,5 | |
Латвия (LV) |
500 |
4,5 | |
Эстония |
500 |
4,5 | |
Болгария |
500 |
4,5 |
Для анализа отношения
населения к проблемам
Процедура построения индексов:
По шкале: «полностью согласен»; «скорее, согласен»; «скорее, не согласен»; «полностью не согласен» индекс строится как:
Индекс…= («полностью согласен»+0,67* «cкорее, согласен»+0,33* «cкорее, не согласен»)/(«полностью согласен»+ «cкорее, согласен»+ «cкорее, не согласен»+ «полностью не согласен»)*100
По шкале: «скорее, положительное», «нейтральное», «скорее, отрицательное» индекс строится как:
Индекс…=( «скорее положительное» +0,5* «нейтральное»)/(« скорее положительное»+ «нейтральное»+ «скорее отрицательное»)*100
По шкале: «полностью одобрили», «скорее, одобрили», «скорее, не одобрили», «полностью не одобрили» индекс строится как:
Индекс…=(«полностью одобрили»+0,67* «скорее, одобрили»+0,33* «скорее, не одобрили»)/(«полностью одобрили»+ «скорее, одобрили»+ «скорее, не одобрили»+ «полностью не одобрили»)*100
В России довольно значительная
часть опрошенных соглашается, что
есть положительное влияние
Рисунок 1 – Общественная роль предпринимателей (Значения индексов, горизонтальная черта – индекс для России)
Для оценки значимости и
общественного признания
Международные сопоставления
показывают, что иерархия общественных
статусов в России во многом соответствует
сложившимся в других странах
стандартам (в рамках предложенного
списка). Во всех странах наиболее благоприятное
восприятие гарантировано