Виды и основные организационные формы предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 16:31, курс лекций

Краткое описание

Производственное предпринимательство можно назвать ведущим звеном предпринимательства. К нему относится инновационная, научно-техническая деятельность, производство товаров и услуг, производственное их потребление, а также информационная деятельность в этих областях. Любой предприниматель, который хотел бы заняться производственной деятельностью, прежде всего, должен определить, какие конкретно товары он будет производить, какие виды услуг намерен оказывать. Далее этот предприниматель приступает к маркетинговой деятельности. Для выявления потребности в товаре, спроса на него он вступает в контакты с потенциальными потребителями, покупателями товаров, с оптовыми или оптово-розничными торговыми организациями. Формальным завершением переговоров может служить контракт, заключенный между предпринимателем и будущими покупателями товара.

Содержание

1. Производственное предпринимательство.
2. Коммерческое (посредническое) предпринимательство.
3. Финансовое предпринимательство.
4. Консультативное предпринимательство.
5. Правовой статус предпринимателя.
6. Основные организационно-правовые формы предпринимательских структур.
7. Формы объединений предпринимательских структур.

Вложенные файлы: 1 файл

2_Vidy_PD.doc

— 109.00 Кб (Скачать файл)

За рубежом сами фирмы  и предприятия на бирже не участвуют. Их интересы, как правило, представляет либо банк, либо холдинговая или брокерская компания биржи.

Общая схема финансовой предпринимательской сделки похожа на схему коммерческой сделки, но только товаром становятся деньги, валюта, ценные бумаги. Специфичным видом финансового предпринимательства является выпуск собственных акций, облигаций, кредитных билетов, коммерческих ценных бумаг. Эти ценные бумаги предприниматель продаёт, размещает в качестве финансового товара, в чём и заключена суть его предпринимательской деятельности. Подобная форма предпринимательства пригодна в основном для предпринимателей-предприятий, а не для отдельных граждан.

 

4.

Консультативное предпринимательство  – это консультирование по различным аспектам деятельности.

Консультант – специалист в определенной области, дающий советы по вопросам своей специальности за определенное вознаграждение. В зарубежной практике коммерческая, платная консультация по вопросам управления получила название консалтинг.

В промышленно развитых странах с рыночной экономикой вложения средств в интеллектуальный капитал в форме консультационных услуг считаются не менее эффективными, нежели вложения в новое оборудование или передовую технологию.

Консультационные услуги могут осуществляться в форме устных разовых советов. Однако чаще всего они предоставляются в виде консалтинговых проектов и включают в себя следующие основные этапы:

    • выявление проблем (диагностика);
    • разработка решений, проекта;
    • осуществление решений, проекта

Заключительный этап в зависимости от объема проекта может занимать от нескольких дней до нескольких месяцев. Иногда контакты с клиентами могут быть и многолетними.

Методы консультирования могут  быть различными. Наиболее известны и  применяемы: экспертное, процессное и обучающее консультирование.

Экспертное консультирование – наиболее пассивная форма консалтинга. Здесь консультант самостоятельно осуществляет диагностику, разработку решений и рекомендаций по их внедрению. Клиент при этом лишь обеспечивает консультанта необходимой информацией.

При процессном консультировании специалисты консалтинговой фирмы на всех этапах разработки проекта активно взаимодействуют с клиентом, побуждая его высказывать свои идеи, предложения; консультанты вместе с клиентом анализируют проблемы и разрабатывают предложения.

При обучающем консультировании главная задача специалистов – подготовить почву для возникновения идей, позволяющих выработать решение. С этой целью они проводят у клиента лекции, семинары, разрабатывают для клиента учебные пособия, предоставляя тем самым всю необходимую теоретическую и практическую информацию.

На практике в чистом виде ни один из перечисленных методов консультирования не применяется, а как правило, используется комбинации всех трех.

В промышленно развитых странах консультационные услуги уже много лет являются важнейшим элементом инфраструктуры рыночной экономики. Консалтинг выделен статистикой в отдельную отрасль. В США в этой отрасли занято около 700 тыс. человек, а годовой объем услуг составляет порядка 50 млрд. долл. Ни одно серьезное экономическое и управленческое решение не только в экономически развитых, но и в развивающихся странах не принимается без использования консультантов.

Консультационные услуги могут быть самыми разнообразными. Европейский справочник-указатель консультантов по менеджменту в настоящее время выделяет 84 вида консалтинговых услуг, объединенных в восемь групп: общее управление, администрирование, финансовое управление, управление кадрами, маркетинг, производство, информационная технология, специализированные услуги.

 

5.

Статус предпринимателя  закрепляется за ним при государственной  регистрации в качестве субъекта предпринимательского процесса. Статус предпринимателя является показателем объема прав и обязанностей, которые закрепляются за ним и в рамках которых он может совершать какие-то определенные действия.

В Республике Беларусь существуют две формы правового статуса предпринимателя:

-индивидуальный предприниматель (без образования юридического лица);

- юридическое лицо.

Индивидуальный  предприниматель (ИП) – это человек (физическое лицо), проявляющий инициативу, имеющий способность и желание производить необходимую обществу продукцию (работу, услуги).

Индивидуальное предпринимательство  направлено на получение личного дохода (прибыли), осуществляется от своего имени и на свой риск. ИП, как правило, единолично владеет бизнесом.

Преимущества индивидуального предпринимательства:

- можно проще и быстрее  зарегистрироваться (по сравнению  с юридическим лицом);

- минимальная регламентированность в ведении учета и осуществлении отчетности  со стороны государства;

- достаточно низкие  по сравнению с юридическими  лицами ставки налогообложения.

- ИП располагает полной  свободой действий по сравнению  с юридическим лицом и поскольку доход предпринимателя непосредственно зависит от того, насколько успешно он действует в области бизнеса, таким образом, появляется стимул к эффективному ведению бизнеса;

- конфиденциальность  и т.д.

Недостатки индивидуального предпринимательства:

- значительная ограниченность финансовых ресурсов: как правило, финансов одного предпринимателя не достаточно, чтобы начать бизнес, не говоря о том, чтобы расширять уже начатое дело;

- высокий уровень конкуренции  со стороны крупного бизнеса;

- отсутствие профессионализма: предприниматель зачастую не знает, что такое бизнес, что такое бизнес-планирование; у многих предпринимателей отсутствует такое понятие как предпринимательская этика и т.д.;

- неограниченность ответственности индивидуального предпринимателя, т. е. предприниматель рискует всем своим имуществом и т.д.

Согласно ст. 44 Гражданского кодекса Республики Беларусь, юридическое лицо – это лицо, которое имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, а также должно иметь самостоятельный баланс или смету.

Получая статус юридического лица, предприниматель совершает действия уже не от своего имени, а от имени этого юридического лица.

Статус юридического лица закрепляется за создаваемой организацией, которая в зависимости от своей  основной цели относится либо к коммерческим, либо к некоммерческим организациям Основная цель коммерческой организации – получение прибыли, некоммерческие организации преследуют политические, социальные, благотворительные и др. цели.

Функции юридического лица:

1. Оформление  коллективных интересов. Институт юридического лица определенным образом упорядочивает внутренние отношения между участниками юридического лица, преобразуя их волю в волю юридического лица в целом, позволяя ему выступать в гражданском обороте «от своего имени».

2. Объединение капиталов. Юридическое лицо является оптимальной формой долговременной централизации капиталов, без чего немыслима крупномасштабная предпринимательская деятельность.

3. Ограничение  предпринимательского риска. Конструкция  юридического лица позволяет ограничить имущественный риск участника суммой вклада в капитал.

4. Управление  капиталом. Институт юридического  лица создает основание для более гибкого использования капитала, принадлежащего одному лицу, в различных сферах предпринимательской деятельности.

Юридическое лицо обладает определенными характерными для него признаками, каждое из которых необходимо, а все вместе достаточны для того, чтобы организация могла признаваться субъектом права. Выделяют четыре основных признака юридического лица:

1. Организационное единство. Юридическое лицо всегда существует как некая структура: есть органы юридического лица, находящиеся друг по отношению к другу в определенном положении, иерархии; отношения участников юридического лица четко регламентированы, т.е. конкретно определены сфера участия каждого из них, их права и обязанности в юридическом лице.

Организационное единство юридического лица закрепляется его  учредительными документами (уставом и (или) учредительным договором), а также нормативными актами определяющими правовое положение, права и обязанности юридического лица.

2. Обособленное имущество. Объединение предметов техники, зданий, денежных средств в один имущественный комплекс, принадлежащий данной организации, и отграничение его от имущества, принадлежащего другим лицам, называется имущественной обособленностью юридического лица.

3. Выступление в гражданском обороте от своего имени. Это означает возможность от своего имени приобретать и осуществлять права и нести обязанности, а также выступать истцом и ответчиком в суде. А использование юридическим лицом своего наименования позволяет отличать его от всех иных организаций.

4. Наименование юридического лица обязательно должно включать в себя указание на его организационно-правовую форму. Наименование некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законодательством случаях - и иных коммерческих организаций должно содержать указание на характер деятельности юридического лица.

Юридическое лицо в Республике Беларусь может создавать представительства и филиалы. Представительство – обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, осуществляющее защиту и представительство интересов юридического лица, совершающее от его имени сделки и иные юридические действия. Филиалом же является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все или часть его функций, в том числе функции представительства

 

6.

Организационно-правовая форма предприятия – это форма юридической регистрации, которая создает предприятию определенный правовой статус.

Как уже отмечалось выше, осуществлять предпринимательскую деятельность в Республике Беларусь можно без образования юридического лица (индивидуальное предпринимательство) и с образованием юридического лица.

Юридические лица в зависимости  от своей основной цели относятся  либо к коммерческим, либо к некоммерческим организациям. Основная цель коммерческой организации – получение прибыли, некоммерческие организации преследуют политические, социальные, благотворительные и др. цели.

Коммерческие организации  могут создаваться в форме:

1. Хозяйственных товариществ

1.1 Полное товарищество

1.2 Коммандитное товарищество

2. Хозяйственных обществ

2.1 Открытое акционерное  общество (ОАО)

2.2 Закрытое акционерное общество (ЗАО)

2.3 Общество с ограниченной  ответственностью (ООО)

2.4 Общество с дополнительной  ответственностью (ОДО)

3. Производственных кооперативов

4. Унитарных предприятий

5. Крестьянских (фермерских  хозяйств)

Ниже представлена характеристика перечисленных форм хозяйствования.

Полное товарищество – это коммерческая организация, которая действует в соответствии с заключенным её участниками (полными товарищами) договором и осуществляет предпринимательскую деятельность под их полную ответственность своим имуществом. Учредители – индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации, минимальное количество – два. Учредительным документом является учредительный договор. Ответственность участников по обязательствам – полная субсидиарная. Орган управления – участники.

Коммандитное товарищество – это коммерческая организация, в которой наряду с полными товарищами имеется один или несколько участников-вкладчиков, которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества в пределах сумм, внесенных ими вкладов. Участники – вкладчики, называются коммандитами. Учредители – полные товарищи и вкладчики (коммандиты). Полным товарищем может быть лицо только в одном коммандитном товариществе. Учредительный документ – учредительный договор. Ответственность: полные товарищи – полная субсидиарная; коммандиты – в сумме вклада. Орган управления – полные товарищи.

Открытое акционерное  общество (ОАО) – это коммерческая организация, уставный фонд которой разделен на определенное число акций, а акционеры имеют право свободно отчуждать свои акции неограниченному кругу лиц. ОАО имеет право на открытую подписку выпускаемых акций и свободную их продажу. Учредители (участники) – физические и (или) юридические лица (акционеры). Учредительный документ – устав. Органы управления – общее собрание акционеров, Совет директоров, Правление и Генеральный директор.

Информация о работе Виды и основные организационные формы предпринимательства