Г. Форд как великий предприниматель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 09:58, реферат

Краткое описание

Одни знают, что именно он назвал среду самым продуктивным днем недели, другие — что самый лучший цвет машины по Форду — черный и все его оттенки, третьи ошибочно полагают, что именно он изобрел автомобиль. В то время, когда на сотни тысяч карет приходилось всего около ста «моторов», да и те были забавой для богатых людей, именно Форд сделал машину доступной, не роскошью, а средством передвижения. Генри Форд понял, что его стране нужен такой автомобиль, который мог бы себе позволить практически любой работающий американец. И он сделал это, причем это был автомобиль, собранный из лучших материалов по последнему слову тогдашней техники.

Содержание

Введение
1 Основные биографические данные Генри Форда - основателя корпорации «Ford Motor Company»
2 Генри Форд как реформатор промышленного производства
3 Социально-экономические эксперименты Генри Форда
3.1 Основные положения социальной программы
3.2 Создание «сельской промышленности»
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Форд.docx

— 53.27 Кб (Скачать файл)

Инспектор записывал также и  свои впечатления о тех, с кем  беседовал, решая можно ли доверять этим людям. «Словесный портрет» рабочего сверялся со сведениями, полученными  от него самого, но главную роль играла оценка его другими людьми. За неверные показания о себе, не совпадающие  с отзывами родственников и соседей  или не подтверждающиеся наличием банковской книжки и свидетельства о браке, рабочего лишали надбавки.

Надбавку не давали, если рабочий  проживал в убогом районе, в грязном, тесном жилище, плохо питался, злоупотреблял  спиртным, играл в азартные игры, не имел счета в банке. Чтобы заслужить  надбавку, не следовало посылать большую  часть заработка на родину, сдавать  жилплощадь постояльцам, иметь сожительниц. Женам не полагалось работать, поскольку  это снижало значение надбавки, ухудшало быт, оставляло детей без присмотра.

Абсолютно убежденный в том, что  он должен быть «отцом родным» для  своих рабочих едва ли не в прямом смысле этого слова, Генри Форд считал, что имеет право не только на поощрения, но и на наказания.

«Провинившегося» предупреждали, лишали на месяц надбавки и устанавливали  за ним наблюдение. Если за это время  он исправлялся, ему возвращали деньги полностью, если нет, то испытание продолжалось, а возвращаемая по исправлении сумма урезалась. И если было замечено, что рабочий вместо того, чтобы нести деньги в семью, пропивает зарплату в ближайшем баре, его увольняли, но «раскаявшегося» обычно восстанавливали, давая шанс начать все сначала.

Надбавку редко присуждали сразу, но возможность ее получения побуждала  рабочего следовать всем рекомендациям  компании – научиться бережливости, чистоплотности, выкраивать деньги на хорошее жилище (трудолюбивым и непьющим предоставлялась для этой цели небольшая  ссуда). Для иммигрантов являлось обязательным изучение английского  языка на бесплатных курсах (где  «на общественных началах» преподавали  добровольцы из числа служащих компании), а желательным – получение  американского гражданства. Собственный  дом и автомобиль «форд» считались  высшим достижением. «Приманка» срабатывала: к концу 1916 г. почти 90% рабочих получали 5 долл. в день.

При найме работников в компании Форда отсутствовала дискриминация  по состоянию здоровья, образованию, знанию английского языка, цвету  кожи, вероисповеданию, национальности и гражданству, а также по наличию  судимости. Практиковалось трудоустройство  людей с физическими недостатками, в том числе инвалидов войны.

Осуществленная компанией классификация  всех видов работ показала, что  из 7 882 различных операций 3 595 не требуют  от работника физического напряжения, 670 могут выполняться людьми без  обеих ног, 2 637 – с одной ногой, 715 – с одной рукой, 2 – без  обеих рук, 10 – слепыми. В ноябре 1917 г. среди рабочих насчитывалось  более 6 тыс. инвалидов (18%), из которых 85% хорошо справлялись с работой. С  тех пор трудоустройство инвалидов  стало традицией компании.

Был проведен добровольный эксперимент  по «трудотерапии», когда больные, находящиеся  в фордовской хозрасчетной клинике и способные сидеть на кровати, выполняли в палате несложную работу по сборке приборов, получая при этом заработную плату наравне со здоровыми. С разрешения судебных органов и тюремного начальства отлучаться на завод Форда могли даже заключенные, зарабатывая как и другие работники, но с условием отбывания установленного срока.

Социальная программа принесла ощутимые плоды. По данным социологического отдела, сумма сбережений и денег, вложенных в дома и земельные  участки, в расчете на одного рабочего компании выросла за январь 1914 –  январь 1917 гг. более чем в 3,5 раза. Процент англоговорящих поднялся с 64 до 88, получивших гражданство США – с 34 до 49, а лиц с нормальными жилищными условиями – с 47 до 88. Доля рабочих с “хорошими привычками” к 1917 г. превысила 79%, семейных рабочих – выросла с 59 до 70%. В начале 1917 году 4% рабочих имели собственные дома и 27% приобрели их в кредит.

В начале 20-х годов рост спроса на рабочую силу обусловил повышение постоянной части заработка, так что стимулирующая роль надбавки резко упала. После первой мировой войны инфляция обесценила дневной заработок даже в 6 долл., а платить более высокую ставку компания уже не могла. Форд решил, что при поточном производстве более важное значение имеет жесткая дисциплина. Рабочих стали увольнять за малейший проступок.

Но Форд не был бы Фордом, если бы ограничился только лишь карательными мерами. Компания Форда взять на себя расходы по обустройству быта горняков и лесозаготовителей, не снижая оплаты их труда. Она строила общежития  и семейные коттеджи с отоплением, электричеством, водопроводом и канализацией, которые сдавала в аренду, а  также магазины, школы, больницы, спортивные площадки, дороги (совместно с властями штатов).

В отличие от других предпринимателей Форд понял, что главное в производстве автомобилей не высокий уровень  их технической оснащенности, а люди, работающие на предприятии. Он применил революционный для того времени  метод: промышленник стал платить своим сотрудникам хорошую заработную плату, понимая, что именно они — главное звено производственной цепочки. Предпринятые шаги выглядели не просто шокирующими – в то время они были настоящей революцией.  

 

3.2 Создание  «сельской промышленности» 

 

В начале 20-х годов Форд стал расширять  производство автомобилей и тракторов, интегрируя его с источниками  сырья и энергии. Компания приобрела  огромные земельные владения – участки  для строительства ГЭС, лесные массивы (включая плантации каучуконосов в Бразилии), угольные шахты, рудники, песчаные карьеры, железную дорогу с  подвижным составом, флотилию транспортных судов. Это привлекло внимание «автомобильного  короля» к проблеме рационального  размещения предприятий, транспортных путей, возможностям использования  разнообразных сырьевых ресурсов. Форд хотел превратить сельское хозяйство  в такую же развитую сферу экономики, как промышленность, и осуществить  их интеграцию. «Нет ничего невозможного, если не считать что-то невозможным», – твердил он берясь за очередной эксперимент.

Фермерам Форд советовал наращивать производительность труда с использованием тракторов, грузовиков и минеральных  удобрений, создавать перерабатывающие предприятия, а не кооперативы по сбыту, отказаться от банковских кредитов. Он снижал цены на тракторы «фордзон», обещал пустить на полную мощность завод по выпуску нитратов и ГЭС в долине реки Теннеси на условиях их приватизации или долгосрочной аренды. Оба объекта принадлежали государству и оценивались в 100 млн долл., в то время как Форд предлагал всего 5 млн долл., гарантировав при этом электрификацию и мелиорацию прилегающей местности, которая не считалась перспективной для хозяйственного развития. Однако в 1923 году Конгресс запретил передачу федеральной собственности такого размера в частные руки.

На собственных же землях Форд развернул  свой самый длительный эксперимент  – строительство мини-заводов (филиалов компании), использующих энергию малых  рек. «Автомобильный король» считал неразумной концентрацию промышленности в городах и пытался мобилизовать даровую энергию воды для снижения производственных издержек. Фермеры, по его мнению, должны получать на местах оплачиваемую работу, для которой  у них есть и время, и желание. Еще больше времени, полагал Форд, можно высвободить, если создать  общинные коровники и свинарники, а лошадей заменить автомобилем  и трактором.

Было принято решение вывести  часть производства за город, подключить к местным источникам энергии  и использовать работников из числа  сельских жителей. С 1919 году до начала 40-х годов на малых реках в  штате Мичиган построили 20 небольших  заводов по выпуску автодеталей и приборов, где трудилось от десяти до нескольких сот человек, включая женщин. Самым крупным предприятием с 2,5 тыс. работников стала Hamilton Factory на реке Майами. Энергию давали малые электростанции, строившиеся на месте старых заброшенных плотин и водяных мельниц.

Достоинства «сельской промышленности»  широко рекламировались. Подчеркивались ее роль в повышении благосостояния фермеров, экономичность и простота управления, высокая производительность, труд на свежем воздухе. Ставки заработной платы были не ниже, чем у остальных  рабочих компании. Сельским жителям  удавалось успевать и на завод, и  на ферму на собственных автомобилях.

Малые предприятия стали любимым  детищем Форда. Они не портили  ландшафта, не загрязняли воду и воздух (только если река летом мелела, устанавливались  вспомогательные паровые двигатели). Чистые цеха на фоне зеленых насаждений и водоемов выглядели очень привлекательно, став такой же достопримечательностью для туристов, как основной завод  компании. Форд считал, что новая  организация производства исключила безработицу, текучесть рабочей силы, стачки и профсоюзы, а благополучие занятых базировалось на совмещении двух видов труда.

Однако в масштабе всей компании эти заводики давали мизерную долю продукции и были убыточны из-за небольшого объема производства, ограниченных энергетических и людских ресурсов, необходимых затрат на перевозку  сырья и готовой продукции. Весной, когда уровень воды в реках  повышался, большинство фермеров занималось полевыми работами. Сельские предприятия  не обладали хозяйственной самостоятельностью, хотя Форд и говорил о «децентрализации производства»; он лично контролировал  их работу. Вряд ли мини-заводы существенно  повысили доходы фермеров, так как  размещались в зажиточных районах  невдалеке от Детройта.

«Автомобильный король» не жалел  денег и времени, чтобы овладеть даровыми источниками энергии и  создать новую организацию труда. Он не исключал возможности возвращения  к жизни домашних мастерских, если придать им современную техническую  базу. Другие промышленники не последовали  примеру Форда, а среди городских  рабочих не нашлось желающих поселиться «на природе».

Преемник и внук основателя компании Генри Форд II закрыл пришедшие в  упадок «деревенские заводы». В наши дни часть их отреставрирована и  превращена в музеи.

Некоторые исследователи сравнивали этот эксперимент Форда с проектами  социалистов-утопистов, проповедовавших  создание общин, где люди занимались бы попеременно ремесленным, сельскохозяйственным и умственным трудом, или с китайскими коммунами 60-х годов.

Однако идея Форда не имела ничего общего с ручным трудом, самообеспечением и коммунистическим распределением. В пропагандируемой им сельской промышленности присутствовали новейшая техника, повышение производительности труда, работа на компанию.

В 30-е годы, увлекаясь сельским хозяйством, Форд стал одним из крупнейших землевладельцев  в США. Он интересовался мелиорацией, селекцией растений, агрохимией, получением новых материалов «из того, что  можно найти в лесу или в  поле». По его заданию специалисты  инженерной лаборатории переработали сою в прочный материал типа пластмассы, построив из него экспериментальный  автомобиль, на котором можно было ездить.

Форд предлагал заменители традиционных материалов – пластмассу из органических веществ вместо металла, молоко из сои, этиловый спирт из зерна и картофеля  вместо бензина, формовку кирпичей из земли, извлекаемой при рытье  котлована.

На лесных промыслах он создал практически  безотходные, экологически чистые производства, а служба утилизации использовала почти  без остатка старые автомобили, металлический  и деревянный лом, опилки, разнообразный  мусор.

Собственные фермы Форда стали  площадками для самых различных  опытов, окупаясь продажей продуктов  питания.

Он уделял внимание благоустройству  местности, где располагались его  владения.

Десятки миллионов долларов жертвовались на частные школы с практическим уклоном (механика для мальчиков, домоводство  и уход за больными для девочек).

Оценивая социально-экономические  эксперименты Генри Форда, необходимо иметь в виду, что в период становления  индустриального общества предпринимательская  благотворительность и патернализм  в разных странах преследовали, прежде всего, одну цель – интегрирование рабочих в систему капитализма. Расходы на улучшение жилищных условий, школы и больницы промышленники  считали в первую очередь производственной необходимостью, а затем уже моральным  долгом. Недаром основоположник научного менеджмента Ф.У.Тейлор назвал заботу фабричной администрации о быте и досуге рабочих «дополнительным  фактором управления».

Особенность действий Форда состояла в том, что он сделал упор не на благотворительность  и бесплатные социальные услуги, а  на более высокий заработок и  индивидуальную ответственность рабочего за свое благополучие. Контролируемая надбавка не просто увеличивала доход, но и прививала навыки рационального  потребления, отвечавшие условиям жизни  в индустриальном обществе.

Таким образом, хотя Форд и не был в прямом смысле слова изобретателем массового производства, повременного контроля над запасами, вертикальной интеграции, слегка грубоватой, но эффективной версии маркетинговой концепции крупной автомобильной компании в качестве мультинациональной корпорации, управления человеческими ресурсами или корпоративной филантропии.

Однако он первым сумел практически  реализовать эти идеи, значительно  усовершенствовать их и эффективно объединить большинство из них вместе.

Фордистская система производства имеет 4 отличительных ключевых элемента:

1) Разделение труда - процессы  разбиты на небольшие операции, которые могут выполнять низкоквалифицированный персонал. Высококвалифицирован-ные кадры заняты управлением, разработками и совершенствованием процесса.

2) Высокая стандартизация узлов,  агрегатов и запчастей.

3) Организация не вокруг станков  с определёнными свойствами, а  станки размещены в необходимом  для производства порядке.

4) Лента конвейера связывает  различные стадии процесса.

Пытливость ума при неограниченных финансовых возможностях позволила  ему стать незаурядным рационализатором и естествоиспытателем.

Какими бы драматическими не были изменения, произошедшие с «Ford Motor Company» с момента ее создания в 1903 году, она была и остается семейным предприятием и до сих пор принадлежит наследникам основателя. Причем, в отличие от других известных династий промышленников и бизнесменов, Форды до сих пор сохраняют самую активную роль в управлении своей компанией. Им удалось внедрить и сохранить такую систему, при которой, владея менее 10% всех акций «Ford Motor Company», они обладают 40% голосов на собрании акционеров, то есть, обладают почти неограниченной властью над компанией.

Информация о работе Г. Форд как великий предприниматель