Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2013 в 19:47, курсовая работа
Актуальность темы исследования заключается в том, что на сегодняшний день стратегические изменения в бизнесе не просто необходимы организациям, но без них невозможно продолжать рационально развиваться. Любой организации для успешного существования и развития необходима эффективная команда, то есть группа людей, которые имеют общие цели и задачи и принимают на себя ответственность за конечные результаты. Теоретики и практики, занимающиеся психологией управления, на основе многочисленных исследований, доказали, что совместная трудовая деятельность в коллективе оказывает значительное влияние на индивидуальное и групповое поведение людей. Количество и качество работы, выполняемой сотрудниками, зависит от социально-психологического климата в коллективе.
ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ…………………..………………………………………………..5
1.1 ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ КОМАНДЫ…………………………………………..5
1.2 ЛИЧНОСТЬ КАК ОСНОВА КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ…………………………….....12
1.3 ЭТАПЫ И СПОСОБЫ КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ……………………………………15
2. АНАЛИЗ КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА В ООО «АВТОСЕРСВИС»………………………………………………………………..21
2.1 ОБЩАЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ООО «АВТОСЕРВИС»………………………………………………………………………21
2.2 ИССЛЕДОВАНИЕ И АНАЛИЗ КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ В ООО «АВТОСЕРВИС»…..23
3. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ В ООО «АВТОСЕРВИС»……………………..27
3.1 ПРОБЛЕМЫ ВЫЯВЛЕННЫЕ В ООО «АВТОСЕРВИС»……………………………....27
3.2 РЕКОМЕНДАЦИИ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ В ООО «АВТОСЕРВИС»………………………..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….31
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….…..34
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ТРЕНИНГ «ФОРМИРОВАНИЕ РАБОЧЕЙ КОМАНДЫ»………………...34
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ОБРАЗЕЦ СОСТАВЛЕНИЯ КОРПОРАТИВНЫХ ПРАВИЛ…………….…36
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. СВОДНАЯ ВЕДОМОСТЬ ВЫПОЛНЕННЫХ РАБОТ ЗА АПРЕЛЬ 2012Г.....38
Содержание
ВВЕДЕНИЕ......................
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ
НА ПРЕДПРИЯТИИ…………………..…………………………
1.1 Характеристика понятия команды…………………………………………..5
1.2 Личность как основа командообразования…………………………….
1.3 Этапы и способы
командообразования………………………………
2. АНАЛИЗ КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА
В ООО «АВТОСЕРСВИС»……………………………………………
2.1 Общая организационно-
2.2 Исследование и анализ командообразования в ООО «Автосервис»…..23
3. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ В ООО «АВТОСЕРВИС»……………………..27
3.1 Проблемы выявленные
в ООО «Автосервис»…………………………….
3.2 Рекомендации и предложения по соершенствованию эффективности процесса командообразования в ООО «Автосервис»………………………..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….31
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
Приложение 1. Тренинг «Формирование рабочей команды»………………...34
Приложение 2. Образец составления корпоративных правил…………….…36
Приложение 3. Сводная ведомость выполненных работ за апрель 2012г.....38
Актуальность темы исследования заключается в том, что на сегодняшний день стратегические изменения в бизнесе не просто необходимы организациям, но без них невозможно продолжать рационально развиваться. Любой организации для успешного существования и развития необходима эффективная команда, то есть группа людей, которые имеют общие цели и задачи и принимают на себя ответственность за конечные результаты. Теоретики и практики, занимающиеся психологией управления, на основе многочисленных исследований, доказали, что совместная трудовая деятельность в коллективе оказывает значительное влияние на индивидуальное и групповое поведение людей. Количество и качество работы, выполняемой сотрудниками, зависит от социально-психологического климата в коллективе.
Проблемам, связанным с формированием команды, посвящены многочисленные научные публикации, как отечественных, так и зарубежных специалистов по командооброзованию. Среди наиболее значимых исследований, внесших определенный вклад в построение модели формирования команд, являются работы следующих видных российских и зарубежных авторов: Г.П. Галкина, А.А. Авдеев, В.И. Корниенко, Л. Фаткин, Г.Л. Ципес и т.д. Однако следует заметить, что в существующих публикациях остаются недостаточно разработанными вопросы, связанные непосредственно с построением модели команды, применительно к малому бизнесу.
Целью исследования данной работы является исследование особенностей командообразования и построения "рабочей" команды на примере конкретного предприятия ООО «Автосервис».
Цель
работы обуславливает
Предметом исследования является процесс формирования рабочей команды.
Объект исследования - социально-экономическая система.
Теоретической и методологической основой исследования стали работы отечественных и зарубежных авторов, занимающихся проблемами стратегических изменений и формирования команд для их осуществления в частности, а также материалы специализированных журналов.
Эмпирической базой исследования стали результаты материалов опроса, полуструктурированного интервью и включенное наблюдение.
Структура работы включает введение, 3 раздела и 7 параграфов, в которых решаются поставленные исследовательские задачи, а также заключение, список источников и литературы и приложений, необходимо дополняющих основной текст.
1.1 Характеристика понятия команды
Под командой (группой) понимается совокупность людей, ощущающих свою целостность и стремящихся к достижению определенной, иногда осознанной, иногда нет, цели.
Рабочая команда - это наличие двух существенных смысловых признаков в содержании этого термина. А именно: прагматизм целей коллективной деятельности, плюс некий технологический (связывающий способы и средства) процесс их достижения.
Рабочая команда характеризуется некоторыми качественными признаками, параметрами и эффективностью команды, а так же особое место в командообразовании занимает влияние на него организационной культуры предприятия.
Рассмотрим более детально эти теоретические моменты.
Итак, команда - это есть рабочая группа, обладающая всеми следующими качественными признаками:
Безусловно, рабочая команда - есть определенное "качество" рабочей группы, и, как это свойственно любому качеству, пределов для его усиления нет. Это значит, что какой бы совершенный образец команды мы не имели в данный момент перед своими глазами, всегда можно найти или создать более "командную" рабочую команду. Однако эта относительность нисколько не размывает границ нашего понимания рабочей группы и рабочей командой.
Отдельные отличительные признаки команды сами по себе имеют принципиальный характер, но они ещё более важны в совокупности, определяя команду как системную целостность. Не случайна закономерность, когда рабочие группы очень охотно обозначают себя командами, как только обнаруживают у себя наличие хотя бы одного из вышеназванных признаков команды.
Итак, рабочая команда, как и рабочая группа, являются формами консолидации коллективных усилий для достижения тех самых прагматических целей, которые ставятся. Однако специфика рабочей команды, определяющая её смысл и её ценность, заключается в том, что команда - это наиболее разумное, жизнеспособное и эффективное коллективное средство достижения этих целей. Таким образом, рабочая команда всегда обусловлена поставленными перед ней целями и актуализована более сложными условиями их достижения. Это значит, во-первых, что нет, и не может быть абстрактных рабочих команд. Любая команда создаётся целенаправленно. Вне целей своего создания рабочая команда просто бессмысленна. Во-вторых, рабочая команда будет таковой, пока она находится в процессе достижения трудной цели. С достижением этой цели команда теряет свое предназначение и смысл подобного именования. Динамика и движение всегда присутствуют в восприятии рабочей команды как её естественные атрибуты.
Образование и развитие команд естественно и неизбежно, т.к.:
во-первых, руководители создают их для выполнения какой-либо работы (это могут быть проектные группы, производственные бригады, различные комитеты и коллегии), при этом цель, стоящая перед командой, может не всегда осознаваться её членами;
во-вторых, люди сами спонтанно формируют команды для защиты своих интересов (это могут быть профсоюзы, политические партии, лоббиские группы);
в-третьих, люди могут удовлетворить многие свои потребности, только принадлежа к какой-либо команде (древний человек мог убить и съесть мамонта, только принадлежа отряду охотников, по темной улице люди предпочитают ходить компанией, в коллективе люди лучше обучаются) (21, с.22).
Таким образом, принадлежа команде человек:
Команды могут быть как формальными, так и неформальными. Неформальной является команда не входящая в состав формальной организационной структуры. Их могут возглавлять люди вообще не имеющие формальной власти, но влияние этих команд на достижение целей организации может быть очень велико. Такие команды стремятся быть небольшими и выработать свой собственный признак, который может быть отражен в названии, поведении, ритуалах (1, с. 45).
Все команды, формальные и неформальные, накладывают определенные ограничения на своих членов, оказывают на них давление, чтобы заставить соответствовать нормам команды. Эти нормы могут касаться поведения, одежды, употребляемой лексики, отношения к делам и целям предприятия, к её руководству. Поэтому благополучие руководителя во многом зависит его способности влиять на нормы, существующие в различных командах возглавляемого им коллектива. Воздействовать на такие нормы очень трудно. Проще это делать изнутри, принадлежа команде, и практически невозможно извне, если человек, пытающийся это сделать, не обладает доверием и уважением команды.
Эффективность команды.
Под эффективностью команды понимается степень реализации ее целей и удовлетворение, которое испытывают люди от принадлежности данной команде.
Среди множества факторов, определяющих эффективность команды, можно выделить параметры команды, а именно, внешнюю среду функционирования и мотивацию команды (Рис. 1).
Рисунок 1. Факторы, определяющие эффективность команды
Таким образом, руководитель, формирующий команду должен в обязательном порядке учитывать (20, с.82): цели, стоящие перед командой; необходимые знания, умения, навыки и опыт персонала; психологические требования к будущим членам команды; время, в течение которого будет функционировать команда.
Параметры команды
Все параметры команды можно разделить на две группы (Рис. 2):
Рисунок 2. Параметры команды
1. характеристики самой команды, к которым относятся:
2. характеристики, определяющие положение человека в команде, к которым относятся:
Композиция команды - это совокупность характеристик, как самой команды, так и ее членов, важных с точки зрения команды как единого целого (2, с.30).
К таким характеристикам относятся:
Набор этих характеристик достаточно многообразен, и их выбор производится исходя из тех целей, которые ставит перед собой человек, который данную команду формирует или исследует. Но, в любом случае, численность команды - это важнейшая ее характеристика.
Очевидно, что чем более многочисленной является команда, тем большим количеством различных знаний и навыков она располагает. В то же время чем больше команда, тем меньше возможностей у каждого ее члена для участия в работе и влияния. Следовательно, численность команды - это компромисс между желаниями ее членов и ее возможными результатами. Исследования показывают, что наиболее эффективной является команда из 5-9 человек. При меньшем количестве между членами команды не возникает связей, которые позволяют членам команды чувствовать свое единство и обособленность от внешнего мира, а при большем возникают тенденции к распаду на подкоманды (19, с.62).