Конкуренция и предпринимательская деятельность в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 17:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение понятий конкуренции и предпринимательства, их взаимосвязи, а также особенности влияния конкуренции на предпринимательскую деятельность в России.
Главными задачами курсового проекта являются:
– Рассмотреть понятие конкуренции, ее место и роль в предпринимательской деятельности
– Раскрыть сущность, а также основные черты и формы предпринимательства
– Рассмотреть типы конкурентного поведения предпринимателей
– Определить проблемы развития конкуренции и предпринимательства в России
– Выявить способы поддержки конкуренции и методы осуществления антимонопольной политики

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 71.32 Кб (Скачать файл)

Введение

Конкуренция и предпринимательство  относятся к числу важнейших  категорий экономической науки.

Конкуренция является неотъемлемым явлением рыночной экономики. Методы и модели конкурентного поведения компаний меняются под воздействием институциональных и законодательных изменений, происходящих в развивающейся российской экономике. Изменение темпов роста потребительского спроса, приход на рынки иностранных компаний формируют необходимость выработки конкурентной стратегии для предприятий. Опыт западных компаний различных сфер бизнеса свидетельствует о важности формирования конкурентной стратегии не только для крупных корпораций, но для средних и даже небольших предприятий, производящих разнообразную продукцию и оказывающих услуги.

Изучение проблем предпринимательства, формирования и развития его институтов, разработка на этой основе практических рекомендаций являются необходимым  условием преодоления кризисного состояния  российской экономики и создания предпосылок для устойчивого развития как отдельных предприятий, так и всего реального сектора экономики.

Развитие института предпринимательства  позволяет активным членам общества проявить в бизнесе свои способности  к самореализации, генерированию конструктивных идей, изобретательству, созданию новых товаров и технологий их изготовления. Благодаря предпринимательству человек, осуществляя деятельность в конкурентной среде, стремится к постоянному повышению качества товаров и услуг, что в свою очередь обусловливает повышение уровня удовлетворенности потребностей, способствует развитию новых потребностей, новых качеств субъекта.

Целью курсовой работы является изучение понятий конкуренции и предпринимательства, их взаимосвязи, а также особенности влияния конкуренции на предпринимательскую деятельность в России.

Главными задачами курсового проекта являются:

– Рассмотреть понятие конкуренции, ее место и роль в предпринимательской деятельности

– Раскрыть сущность, а также основные черты и формы предпринимательства

– Рассмотреть типы конкурентного поведения предпринимателей

– Определить проблемы развития конкуренции и предпринимательства в России

– Выявить способы поддержки конкуренции и методы осуществления антимонопольной политики

Объектом исследования выступают конкуренция и предпринимательство в современной России.

Предметом исследования является система социально-экономических отношений, характеризующих сущность конкуренции и предпринимательства.

Нормативно-правовую базу исследования составляют:

– Федеральный закон РФ N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (ред. от 24 июля 2007 г.)

– Закон РСФСР N 948-I"О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (ред. от 22 марта 1991 г.)

– Федеральный закон РФ N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (ред. от 26 июля 2006 г.)

Методологическая  база. При написании работы использовались следующие методы научного исследования: анализ, сравнение, классификация, прогнозирование, статистический метод и историко-логический метод.

Работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка используемых источников и приложений.

 

 

  1. ВЗАИМОСВЯЗЬ КОНКУРЕНЦИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА – ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

 

    1. Понятие конкуренции, ее место и роль в системе предпринимательства

 

Термин «конкуренция»  вошел в экономическую теорию из разговорного языка от латинского слова «concurrentia», означающего «столкновение», «состязание».  Существует несколько трактовок конкуренции.

Конкуренция— это соперничество между субъектами рыночной экономики за лучшие условия производства, выгодную позицию на рынке и т.п. Она является той рыночной силой, обеспечивающей взаимодействие спроса и предложения, которое уравновешивает рыночные цены.[22,47]

Конкуренция — это цивилизованная форма борьбы за выживание, это сильнейший способ непрерывного стимулирования работников и трудовых коллективов. Благодаря  экономической свободе, сопутствующей  ей конкуренции, рыночная экономика превосходит командно-административную, в которой конкуренции нет места.[13,56]

Конкуренция – борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся фирмами на доступных сегментах рынка.[23,102]

Конкуренция может существовать только при определенном состоянии  рынка. Разные виды конкуренции зависят от определённых показателей состояния рынка. Основными показателями являются:[23,115]

а)Количество фирм (хозяйственных, промышленных, торговых предприятий, имеющих права юридического лица), поставляющих товары на рынок;

б)Свобода вхождения предприятия  на рынок и выхода из него;

в)Дифференциация товаров (придание определённому виду товара одного и того же назначения разных индивидуальных особенностей - по фабричной марке, качеству, цвету и др.);

г)Участие фирм в контроле над рыночной ценой.

Существует 4 основных вида конкуренции:[16,58]

Совершенная конкуренция — состояние рынка, на котором имеется большое число покупателей и продавцов (производителей), каждый из которых занимает относительно малую долю на рынке и не может диктовать условия продажи и покупки товаров. Предполагается наличие необходимой и доступной информации о ценах, их динамике, продавцах и покупателях не только в данном месте, но и в других регионах и городах. Рынок совершенной конкуренции предполагает отсутствие власти производителя над рынком и установление цены не производителем, а через функцию спроса и предложения.

Монополистическая конкуренция осуществляется тогда, когда много продавцов конкурируют, чтобы продать дифференцированный продукт на рынке, где возможно появление новых продавцов.

Олигополия — тип рынка, при котором в каждой отрасли хозяйства господствует не одна, а несколько фирм. Иными словами, в олигополистической отрасли производителей больше, чем в условиях монополии, но значительно меньше, чем в условиях совершенной конкуренции.

Монополия — исключительное право на что-либо. Применительно к экономике — исключительное право на производство, покупку, продажу, принадлежащее одному лицу, определённой группе лиц или государству. Возникает на основе высокой концентрации и централизации капитала и производства. Цель — извлечение сверхвысокой прибыли. Обеспечивается посредством установления монопольно высоких или монопольно низких цен. Подавляет конкурентный потенциал рыночной экономики, ведёт к росту цен и диспропорциям.

Конкуренция выполняет ряд  следующих функций:[24,67]

1) Сопоставительная функция. Конкуренция является универсальным инструментом сравнения эффективности затрат различных фирм по производству одного и того же товара. Фирмы, у которых индивидуальные издержки больше рыночных цен, становятся банкротами, у которых издержки меньше рыночных цен, получают прибыль. Если издержки равны цене, возмещают только затраты ресурсов, поэтому им нужно искать новые технологии.

2) Функция регулирования. Для того чтобы выдержать конкурентную борьбу, фирма должна производить те товары, которые на данный момент пользуются спросом на рынке, а значит, ресурсы перенаправляются в те из отраслей, продукт которых наиболее востребован на данный момент.

3) Функция мотивации. Компании, предлагающие более качественную продукцию или продукцию по меньшей цене, получают прибыль, а те, которые не способны обеспечить достойные качество либо цену – выходят из игры.

4) Функция инновации.Чтобы победить в конкурентной борьбе, необходимо осуществлять инновации, что позволяет создать более качественные и разнообразные товары.

5) Функция контроля. Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждой фирмы. Потребитель может выбирать среди разных продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена.

6) Оптимизационная функция. Конкуренция обеспечивает реализацию интересов потребителя (получение максимума полезности) и производителя (максимизация прибыли), т.е. на рынке формируется состояние социального оптимума.

Анализируя роль конкуренции, необходимо учитывать и ее негативную роль:[11,219]

– конкуренция способствует усилению стихийности в рыночной экономике и нестабильности

– в результате конкуренции эффективные фирмы увеличивают свое влияние в отрасли на основе концентрации и централизации ресурсов и создания на этой основе монополии.

Роль конкуренции в  современной рыночной экономике  становится еще значительнее из-за тенденции к повышению доли малых  и средних фирм (их доля в развитых странах – 70-80%), антимонопольной  политики правительства.

Масштаб интенсивности конкуренции  определяется тем, как скоро преимущества в прибыли теряются в результате успешного воспроизведения инноваций конкурентами. В первую очередь это зависит от того, насколько быстро конкуренты реагируют на рывок вперед предприятия-пионера и насколько динамичен спрос.

В каждой рыночной экономике  существует опасность того, что участники конкурентной борьбы попытаются уклониться от обязательных норм и риска, связанных со свободной конкуренцией, прибегая, например, к сговору о ценах или имитации товарных знаков. Поэтому государство должно издавать нормативные документы, которые регламентируют правила конкурентной борьбы и гарантируют:

– качество конкуренции;

– само существование конкуренции;

– цены и качество изделий должны быть в центре внимания конкуренции;

– предлагаемая услуга должна быть соразмерной по цене и другим договорным условиям;

– защищенные правовыми нормами товарные знаки и марки помогают покупателю различать товары по их происхождению и своеобразию, а также судить о некоторых их качествах;

– ограниченная по времени патентная защита (20 лет) и зарегистрированные промышленные образцы, а также образцы промышленной эстетики.

 

    1. Предпринимательство: основные черты и формы

 

Предпринимательство - неотъемлемая часть хозяйственной деятельности руководителей и специалистов предприятий, коммерческих и финансовых организаций.[8,49]

Предпринимательство - это  система хозяйствования, основой  которой выступает комплекс природных, материально-технических, трудовых и интеллектуальных ресурсов, объединенных для получения предпринимательского дохода на инновационной и рисковой основе.[1,64]

Предпринимательство - это  совершенно новый тип бизнеса, основанный на инновационном поведении собственника предприятия, обладающего глубоким мышлением, базирующимся на высоком интеллектуальном капитале.[15,37]

Предпринимательская деятельность - по законодательству РФ - самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность граждан и их объединений, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.[18,3]

Предпринимательство в первую очередь связано с эффективным  использованием всех факторов производства в целях экономического роста и удовлетворения потребностей. Основная функция предпринимательства в России должна состоять в том, чтобы производить, "доводить" до конкретных потребителей товары, услуги, работы и получать за это материальное и моральное вознаграждение.

На процесс предпринимательства  оказывает влияние ряд факторов:[6,156]

  1. экономические условия – это предложение товаров и спрос на них;
  2. социальные условия – это стремление покупателей приобретать товары, отвечающие определенным вкусам и моде;
  3. правовые условия – наличие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность и создающих наиболее благоприятные условия для ее развития.

Предпринимательство как  процесс включает поиск новых  идей, постановку целей, их оценку и воплощение в новом предприятии, превращающем идею в конкретный результат.

На всех этапах развития экономики основным звеном является предприятие. Именно на предприятии осуществляется производство продукции, происходит непосредственная связь работника со средствами производства. Предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, получаемой прибылью, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей.

Итак, предпринимательство - это принципиально новый тип  хозяйствования, базирующийся на инновационном  поведении собственников предприятия, на умении находить и использовать идеи, воплощать их в конкретные предпринимательские проекты.[14,93]

Информация о работе Конкуренция и предпринимательская деятельность в России