Курс лекций по "Предпринимательству"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 09:26, курс лекций

Краткое описание

Истоки предпринимательской деятельности в средневековой Руси.
Становление российского предпринимательства в xvi веке.
предпринимательство в России в xvii веке.
Российское предпринимательство в эпоху абсолютной монархии (xviii в)

Вложенные файлы: 1 файл

лекции история предпринимательства.doc

— 406.00 Кб (Скачать файл)

Формирование  сословия

  1. Посадские люди составляли питательную среду для формирования купечества.
  2. «Промышленные люди», Наиболее типично их присутствие в Сибири, главным образом на пушных промыслах.
  3. Ремесленники (торговый промысел). Ученики ремесленников использовались для торговых разъездов с товаром хозяина.
  4. Крестьянство. Они втягивались в торгово-промышленную сферу в основном при помощи откупов (по откупной системе кабаков, таможен и других доходных объектов).
  5. Служилые люди по прибору. Занятия ремеслом и торговлей были присущи стрельцам, казакам и др. Но среди крупных купцов они не встречались.

Высшими категориями  русского купечества считались гости, гостиная сотня, суконная сотня. На гостей распространялись значительные привилегии, закрепленные в особых царских грамотах. Непременным условием выдачи такой грамоты были те или иные услуги, оказанные государству или лично царю (участие в политических событиях, взносы и займы, наличие большого капитала). Гости имели право обладать вотчинами наряду с дворянами, то есть являлись потенциальными землевладельцами и душевладельцами. Все эти поручения не всегда встречали одобрение гостей, но ослушаться было нельзя. Правда, особо значительного места гости так и не заняли.

Необходимо отметить, что выше всех торговых объединений признавались землевладельцы-предприниматели Строгановы.  За особые заслуги перед центральной властью в Смутное время они получили звание «именитых людей».

Низшие группы гостиной и суконной сотен часто сливаются  с обычными посадскими людьми, оказываясь «кисельниками», «стригольниками», «мыльниками», портными, рыбниками и т.п.

 

 

 

  1. Торговая деятельность в XVII в.

Торговля была определяющим занятием всех слоев купечества.

В состав товаров входили  предметы русского, западноевропейского  и восточного производства. Здесь были металлы и металлоизделия, ткани всевозможных сортов, одежда, обувь, очки, хозяйственно-бытовой инвентарь, промысловое снаряжение, продукция москательного, химического и иного назначения.

Разнообразный ассортимент  товаров дает возможность утверждать о том. Что именно это давало больше уверенности в реализации промышленной продукции в местах ее ввоза.

Торговые экспедиции требовали длительного времени, что увеличивало потребность  в исходном капитале. Для русских  купцов всегда был актуален вопрос о наличных деньгах. Займы. Долги являлись типичным показателем тогдашней торговли.

Среди купцов первенствовали ярославцы, за ними следовали купцы Костромы, Вятки, Москвы, Твери, Ростова, Мурома и т.д.

Многообразие товаров  было характерно не только для ведущих купцов с тысячными оборотами (Шорин, Гурьев). Это свойство присуще и тем торговцам, которые имели несколько десятков рублей в своем активе (Савва Терентьев Холмогорец, Семен Карпов).

Все же привилегированное  купечество не уступало своих позиций на протяжении всего XVII в. Так, в 1682 г. в Верхотурье зарегистрировано множество торговцев, но лишь немногие имели товаров более чем на 400 – 600 руб. В то же время три члена гостиной сотни и один гость располагали товарами в общей сложности более чем на 5 тыс. руб. Размахом торговых операций отличались псковичи Русиновичи и Поганкины, новгородцы Стояновы, Гавриловы, Кошкины, чердынцы Могильниковы, соликамцы Ростовщиковы, сибиряки Ушаковы, нижегородцы Калмыковы и Олисовы.

Развитию рыночного  оборота способствовали ярмарки – Архангельская, Важская, Макарьевская, Свенская, Ирбитская, а также множество местных. Одним из каналов предпринимательства стала организация купеческих обозов и караванов речных судов.

Почти не изучен вопрос о  торговой прибыли XVII в. Некоторые отрывочные данные о продаже хлеба и пушнины в Енисейском уезде свидетельствуют, что прибыль могла достигать 315 – 484% в год. В другой стороны, порой прибыль едва превышала 10%.

Русское купечество всех уровней своей торговой деятельностью способствовало углублению и расширению общественного разделения труда. Купеческий капитал уже вторгался в производственную сферу. Недаром укореняются в наименованиях многих товарах их географические привязки (карельский уклад, вятские ложки, вяземские сани, калужские ковши, костромское мыло, ярославские зеркала, ивановские полотна). Купцы развозили товар по всей Руси, создавая широкие, общегосударственные по масштабу экономические связи.

 

  1. Взаимодействие купечества и администрации

Интересы купеческой верхушки не всегда совпадали с чаяниями рядовых посадских людей. Городская  администрация нередко находилась в острых противоречиях с ремесленно-торговой массой населения.

В ряду непопулярных мер, задевавших интересы торгово-промышленного населения, было запрещение так называемого «мангазейского хода» по морскому пути.

Блюстители казенного  интереса на местах уведомляли Москву о нарушениях купцами правил торговли, когда привилегии представителей высших слоев коммерсантов этими последними истолковывались в расширительном плане.

Торговая практика показала также  и другую сторону деятельности купцов. Они нередко пристраивались к  служилым людям, которые с таможнях объявляли товары торговцев «своими». Это избавляло купцов от уплаты пошлин.

Требуя неукоснительного сбора  торговых пошлин в казну. Москва отдавала себе отчет в необходимости достаточно гибкого подхода к этому делу. Так, снабжение хлебом «непашенной» Мангазеи не подлежало таможенному  обложению в местах покупки.

Бесчинства местной администрации  приобрели столь опасный характер, что царская власть была вынуждена  констатировать наличие в стране разветвленной системы застав для  задержания торговых людей воеводами. К лучшему должна была привести реформа городского управления Петра I с целью повышения роли местных выборных органов. Однако выдвинутые правительством условия замены воевод бурмистрами из числа посадских людей оказались слишком невыгодными для торгового люда. За эту услугу требовалось вносить в казну двойной оклад налогов, на что согласились немногие. Начавшаяся Северная война отвлекла внимание правительства от этой реформы.

Отмечая противоречия между купцами  и администрацией, нельзя их абсолютизировать. Реальная обстановка заставляла предпринимателей искать согласия и покровительства у «сильных людей», воевод, приказных.

 

  1. Промышленное предпринимательство

Предпринимательство русского купечества не ограничивалось торговлей. В XVII веке появились черты перехода купеческого капитала в область производства.

Во главе многих каченных и дворцовых  заведений находились крупные купцы. Организацию производства, транспортировку  и сбыт продукции осуществляли они. Гость Веденитов заведовал казенным Зырянским соляным промыслом. Светешников  руководил Пыскорским медеплавильным заводом на Урале. Босов управлял Монетным двором.

Но, разумеется, были вполне самостоятельные  предприятия, принадлежавшие купцам, зажиточным посадским и крестьянам.

  1. Металлургическая промышленность.
    • Аристов и Борин основали значительный чугуноплавильный и железоделательный завод в Воронежском крае;
    • Никита Демидов – владелец металлургического завода в Туле;
    • и т.д.
  2. Кожевенная промышленность. Предприятия располагались в Нижнем Новгороде, Ярославле, Тобольске. Наиболее известные фамилии – А. Кириллов, М. Гурьев, А. Исаков, Ф. Лазарев, Т. Боков и др.
  3. Химическая промышленность и др.

Частных централизованных мануфактур купцов и разбогатевших  ремесленников еще немного в XVI в. Неизмеримо больше предприятий рассеянного типа.

Можно считать, что в России XVII в. купеческий капитал достиг определенной зрелости и активно взаимодействовал с производством всех уровней. Более того, наблюдался процесс «вторичного» рождения торгового капитала, который отделился от производственной сферы и начал ее обслуживать на новом витке социально-экономического развития.

 

  1. Предприниматели XVII века: социально-биографический аспект

Для более наглядного представления о предпринимательстве  в России в XVII в. целесообразно рассмотреть проблему в социальном разрезе. В эту среду входили люди из основных групп населения, а также монастыри, казенное и дворцовое ведомства.

В верхах торгово-промышленного мира России второй половины XVII в. заметен  выходец из Нижнего Новгорода Клим Прокофьевич Калмыков. По социальному положению он был оброчным крестьянином одного из местных монастырей. Пользуясь покровительством монастырского начальства, он начал заниматься предпринимательской деятельностью. Сначала он выдвинулся на торгах, связанных с волжским путем, не имея определенной специализации. У истоков капитала Калмыкова – ростовщические и заемные операции, благодаря которым в его руки переходили дворы в Нижнем Новгороде и Москве, должники оказывались опутанными кабальными обязательствами. Для того, чтобы проникнуть в Москву, он, будучи крестьянином, купил на чужое имя двор в Огородной слободе. Со временем, став членом гостиной сотни, купец легализовался в Москве.

Клим был нечист на руку, прямым обманом завладевав имуществом должников (повторное взимание долга, уже уплаченного) и др.

Постепенно Клим Калмыков выбивается в число заметных дельцов своего времени. Незаурядные способности предпринимателя он обращает в сферу казенных подрядов и откупов (поставка хлеба, рыбы и т.д.).

Калмыков – человек дела. Дело поглощало все его время, сказывалось  на всем укладе жизни. Например, даже жилые  помещения выглядели неуютно, представляя собой склад разных товаров и материалов.

Достигнув немалого, Клим калмыков стал жертвой невыполненного казенного  подряда. Казенные ссуды на подряд купцы  часто использовали как оборотный  капитал. В нужный момент у него не оказалось достаточно наличных денег для того, чтобы выпутаться.

На многообразие путей  формирования слоя русских предпринимателей указывает судьба семейства Тумашевых. Их деятельность была связана с промышленной сферой России XVII столетия. Судя по фамилии, они могли быть, скорее всего, крещеными татарами. Формально ни основатель этой династии Александр Тумашев, ни его сыновья к торговым людям не принадлежали. Но по сути им пришлось заниматься коммерцией в течение ряда десятилетий. Александр Тумашев – «медной руды плавильщик» на казенном Пыскорском заводе. После того, как истощилось месторождение и сгорел завод, Тумашев не бросил рудный промысел и превратился в частного предпринимателя. Около 20 лет он продолжал разработки, поставляя медь в казну. Ему помогали четыре сына, унаследовавшие от отца предпринимательскую жилку.

В конце 60-х годов XVII в. братья обратились к железорудным разработкам в  Верхотурском уезде. Они построили  там железоделательный завод, наняли на него работников и наладили производство металла и изделий из него. В том числе сельскохозяйственных орудий. Завод был небольшим, без домны и представлял собой мануфактурное предприятие с годовым выпуском примерно 1200 пудов. По уральским слободам сбывали они свою продукцию, сдавая государству десятую часть выплавленного металла. До начала XVIII в. завод Тумашевых не дотянул. Позже в местах, где он стоял, возникли крупные металлургические предприятия, Тумашевы проложили им путь. Для своего времени детище заводчиков было заметным явлением.

Одними из первых переселенцев в Сибирь были выходцы из Великого Устюга Ушаковы. Они обосновались на посаде города Енисейска. Начали с торговли рыбой и мясом. Затем Иван Ушаков перешел к винным откупам, распространив свои операции на Иркутск. В самом Енисейске предприниматель организовал продажу пива и браги, имея дворы, амбары, погреба. Постепенно в дело вступил брат Ивана Алексей. Жажда наживы втянула братьев в незаконную продажу спиртного, к тому же круглосуточную. Постоянные жалобы местных жителей, челобитные других купцов возямели свое действие, и незаконные кабаки были закрыты.

И все же Ушаковы не пали духом. Они развернули торговлю хлебом, продолжили откупные операции на хмельных напитках, оценили эффективность соляной  торговли.  Ушаковым удалось стать  монополистами в области торговли солью: они не только занимались продажами, но и стали покупать соляные промыслы. Хоты данные предприятия не могли сравниться с пермскими, они обеспечивали потребности небольшого населения тех краев. Ушаковы добились права поставлять соль в казну на основе подряда, достигавшего 20 тыс. пудов.

Помимо солеварения Ушаковы  завели мукомольное, кожевенное производства.

Широкая предпринимательская деятельность Ивана Ушакова привела его  в 1683 г. в гостиную сотню. Ему предписали переехать на жительство в столицу, но купец не спешил с переездом. Через два года Ушаков стал гостем.

На исходе XVII в. Ушаковы расширили свои предпринимательские начинания. Главной сферой приложения их капиталов оставалась Сибирь. Но и в Европейской России у них были свои интересы.

Предпринимательство Ушаковых базировалось как на наемном, так  и на несвободном труде кабальных  людей и должников, что вполне отвечало тогдашним условиям экономической  жизни.

О боярине Борисе Ивановиче Морозове современники говорили, что у него жажда золота была «как обыкновенно жажда пить». Огромное хозяйство Морозова представляло собой пример товарной направленности практически всех его звеньев – это и сельское хозяйство, и промыслы, и промышленное производство.

Информация о работе Курс лекций по "Предпринимательству"