Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 16:17, курсовая работа
В российском законодательстве предпринимательство рассматривается как «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицам, зарегистрированным в этом качестве в установленном законом порядке» (Гражданский кодекс РФ). Предпринимательство – это деятельность индивида, связанная с созданием и развитием хозяйственных единиц для производства какого-либо продукта или услуги и получения прибыли, осуществляемая под имущественную ответственность и риск самого индивида. В современной трактовке предпринимательство рассматривается также в качестве специфического фактора производства наряду с землёй, капиталом,трудом.
Палаты разных стран выполняют одни и те же функции (их около 100): выставочная деятельность, информационное обеспечение, сертификация товаров, защита интеллектуальной собственности, размещение государственных заказов, защита интересов предпринимательства и др.
Изменения, происходящие в экономике, политике и сфере государственного управления, создают реальные предпосылки для консолидации предпринимательства, укрепления взаимодействия бизнеса и власти, повышения роли торгово-промышленных палат и других общественных организаций предпринимателей в процессе выработки и реализации стратегии социально-экономического развития России.
Как показывает опыт, малое предпринимательство успешно развивается, если в регионах страны создана и функционирует действенная инфраструктура малого предпринимательства, так как малые предприятия являются активными субъектами рыночной экономики в первую очередь на территории субъектов РФ, которые имеют право принимать законодательные акты по поддержке и развитию малого предпринимательства, формировать органы поддержки малых предприятий, направлять собственные материально-технические, финансово-кредитные и другие ресурсы для поддержки малых предприятий. На региональном уровне государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
1.3 Специальные налоговые режимы
для субъектов малого
Современные налоговые платежи,
правильное определение налогооблагаемой
базы и полное использование всех возможных
налоговых льгот – всё это важные факторы
нормальной работы малого предприятия.
В то же время налоги, обязательные отчисления
в различные фонды ограничивают возможности
предпринимателей по использованию результатов
своей работы для развития производства
и личного потребления.
Налоговые платежи и порядок их уплаты
органически связаны с системой учёта
и отчётности, а в целом все они взаимозависимы.
От достоверности учёта и отчётности зависит
величина и обоснованность налогов. При
этом учёт и отчётность не только ориентируют
на порядок налоговых платежей и взносов,
но и одновременно позволяют контролировать
и оценивать производственный процесс
и его результаты.
В середине 90-х годов в России была предпринята попытка снизить затраты малых предприятий на ведение учёта и отчётности и одновременно увеличить налоговые поступления от малого предпринимательства. В декабре 1995 года был принят Федеральный закон «Об упрощённой системе налогообложения, учёта и отчётности для субъектов малого предпринимательства».
Сущность упрощенной системы налогообложения заключается в следующем: данная система налогообложения применяется наряду с действующей системой налогообложения, учёта и отчётности, предусмотренной законодательством РФ.
Применение упрощённой системы налогообложения, учёта и отчётности организациями предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством РФ федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчётный период.
Согласно Налоговому кодексу РФ переход на упрощённую систему налогообложения не препятствует как коммерческим, так и некоммерческим организациям получать безвозмездную помощь, гранты в области науки, образования, культуры, искусства и охраны окружающей среды, а также некоммерческим организациям получать пожертвования и целевые поступления на благотворительную деятельность, которые, как и при стандартной системе налогообложения, не включаются в налогооблагаемую базу.
Для организаций, применяющих упрощённую систему налогообложения, учёта и отчётности, сохраняется действующий порядок уплаты таможенных платежей, государственных пошлин, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов, отчисления в государственные социальные внебюджетные фонды. Применение упрощенной системы налогообложения, учёта и отчётности индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты установленного законодательством РФ подоходного налога на доход, полученный от осуществляемой предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью.
Объектом обложения единым налогом организаций в упрощённой системе налогообложения, учёта и отчётности установлен совокупный доход, полученный за отчётный период (квартал), или валовая выручка, полученная за отчётный период.
Официальным документом, удостоверяющим право применения субъектами малого предпринимательства упрощённой системы налогообложения, учёта и отчётности, является патент, выдаваемый сроком на один календарный год налоговыми органами по месту постановки организаций и индивидуальных предпринимателей на налоговый учёт.
Упрощённая система налогообложения, учёта и отчётности, имея ряд положительных сторон (упрощение учёта и отчётности, замена совокупных федеральных, региональных налогов и сборов единым налогом, право выбора системы налогообложения, включая переход к упрощённой системе, или возврат к обычному порядку учёта и отчётности и др.), не лишена существенных недостатков. Так, упрощённая система налогообложения распространяется далеко не на все малые предприятия. Под его действие попадают малые предприятия с численностью занятых до 15 человек. В их число включаются работающие по договорам порядка и иным договорам гражданско-правового характера, а также занятые в филиалах малого предприятия. Эти малые предприятия не должны являться производителями подакцизной продукции и организациями, созданными на базе ликвидированных структурных подразделений действующих предприятий. Действие закона не распространяется на страховщиков, профессиональных участников рынка ценных бумаг, предприятия игорного и развлекательного бизнеса. Кроме того, конкретный налогоплательщик может претендовать на применение упрощённой системы налогообложения, если совокупный доходный размер валовой выручки не превышает сумму стотысячекратного минимального размера оплаты труда в течение предшествующего года. Закон предусматривает и ряд других ограничений в его применении.
Таким образом, к концу 1999 г. из 500 тыс. малых предприятий, имеющих право на упрощённую систему налогообложения, учёта и отчётности, на неё перешло только 3%, а налоговые поступления от них составили менее 1% от общей суммы.
Следующим шагом в развитии специальных режимов налогообложения для малого предпринимательства стала разработка и принятие закона «О едином налоге на вменённый доход для определённых видов деятельности» (июль 1998 г.). Закон вводится в обязательном порядке по решению органов власти субъектов РФ. В конце 2000 г. более 70 регионов ввели на своих территорий данный закон, однако результаты его оказались ниже ожидаемых. Трудности его применения связаны с отсутствием методики определения налогооблагаемой базы и большим диапазоном деятельности малых предприятий.
Уплата единого налога предусматривает замену ряда налогов. Плательщиками единого налога являются юридические лица и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в следующих сферах оказания предпринимателями ремонтно-строительных услуг, бытовых услуг физическим лицам, парикмахерских услуг, услуг по краткосрочному проживанию, а также в сферах общественного питания, розничной торговли, транспортных услуг.
Объектом налогообложения при применении единого налога является вмененный доход на очередной календарный месяц. Ставка единого налога устанавливается в размере 20% вмененного дохода. Сумма единого налога рассчитывается с учетом ставки, значения базовой доходности, числа физических показателей, влияющих на результаты предпринимательской деятельности, а также повышающих (понижающих) коэффициентов.
И УСН (упрощённая система налогообложения), и ЕНВД (единый налог на вменённый доход) предполагают замену четырех налогов одним. Вместо налога на прибыль, налога на имущество организаций (НДФЛ и налога на имущество физических лиц – для индивидуальных предпринимателей), ЕСН (единый социальный налог) и НДС налогоплательщик уплачивает всего один налог. Однако ЕНВД по многим параметрам отличается от УСН.
Во-первых, УСН уплачивается добровольно, а ЕНВД – принудительно. На УСН может перейти любой налогоплательщик, если размер его доходов и прочие параметры соответствуют требованиям НК РФ. На ЕНВД налогоплательщик обязан перейти, если он осуществляет хотя бы один из видов предпринимательской деятельности.
Второе существенное отличие вытекает из первого. На УСН переводится вся деятельность налогоплательщика. ЕНВД же уплачивается только в отношении тех видов деятельности, которые подпадают под этот режим. В результате, если организация или индивидуальный предприниматель ведёт несколько видов деятельности, часть из которых подпадает под ЕНВД, а часть – нет, такой налогоплательщик должен вести два отдельных учета. Один в отношении ЕНВД, другой – в отношении общего режима налогообложения или УСН.
Таким образом, наличие специальных налоговых режимов для субъектов малого предпринимательства является важной составляющей в государственной поддержке малого бизнеса. Однако, на практике их использование недостаточно эффективно. Так, упрощённый бухгалтерский отчёт оказался слишком простым и затрудняет внутрифирменный анализ работы из-за отсутствия информационной базы.
Совершенствование налогообложения малых предприятий требует одновременного поиска приемлемых вариантов учёта и отчётности. В этой связи налогообложение малых предприятий по принципу единого налога на вменённый доход в условиях действия упрощённой системы учёта и отчётности следует рассматривать как поиск компромисса между ними в условиях многообразия форм предпринимательской деятельности.
2. Малое предпринимательство в Оренбургской области.
2.1 Развитие малого
Для Оренбургской области развитие малого предпринимательства находится в числе основных приоритетов. В настоящее время в малом бизнесе Оренбургской области занято около 230 тысяч человек, что составляет 24% от всего занятого населения Оренбургской области. В Оренбурге по данным Управления федеральной налоговой службы на 1 апреля 2008 года зарегистрировано 11 534 малых предприятия, а количество предпринимателей без образования юридического лица составляет 16 270 человек. Численность занятых в малом бизнесе - свыше 130 тысяч человек или 48% от общего числа занятых в экономике города. Малый бизнес динамично развивается во всех отраслях экономики и обеспечивает свыше 12% налоговых поступлений, 72,2% розничного товарооборота, выполняет 59,3% объёма работ в строительстве и оказывает 83,9% бытовых услуг.
Наиболее распространённым видом деятельности малых предприятий является торговля (приложение В). Малых предприятий оптовой и розничной торговли, а также по ремонту автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования в Оренбургской области – около 38% от общего числа малых предприятий. Соответственно оборот малых предприятий в данной отрасли также составляет весомую часть от общего оборота малых предприятий (приложение Г). Торговля – это достаточно традиционная отрасль для малых форм хозяйствования. Она не требует больших затрат и обеспечивает быструю отдачу от вложений.
Следующим по распространённости среди субъектов малого предпринимательства является строительство. Строительство – это сфера, где малые формы хозяйствования заняли самое весомое место среди всех хозяйствующих субъектов данной отрасли. На долю малых предприятий на начало 2003 года приходится 38% от общего числа строительных предприятий.
Если сравнивать обороты малых предприятий и их численность по видам экономической деятельности в Оренбургской области и в целом по России (приложение Д, Е), то можно отметить схожесть данных экономических показателей.
Из года в год в городском бюджете растет и доля налогов от малого бизнеса (приложение Ж). В Оренбургской области, также как и в других субъектах РФ, действует следующая система налогообложения субъектов малого предпринимательства (приложение З):
1. обычный налоговый режим;
2. специальные налоговые режимы:
- упрощённая система
- единый налог на вменённый доход.
На сегодняшний день налоговые поступления от малого бизнеса составляют около 37% от общей суммы поступлений. В 2002 году субъектами малого предпринимательства перечислено единого налога, взимаемого с применением упрощённой системы налогообложения, учёта и отчётности, и единого налога на вменённый доход для определённых видов деятельности на сумму 234,7 миллионов рублей, в том числе:
- в федеральный бюджет – 19 миллионов рублей;
- в областной бюджет – 74,7 миллионов рублей;
- в местные бюджеты – 141 миллион рублей.
2.2 Перспективы развития малого предпринимательства в Оренбургской области. Государственная поддержка, инфраструктура.
Как было отмечено выше, большое значение имеет государственная поддержка малого предпринимательства на региональном уровне. Рассмотрим оказание такой поддержки субъектам малого предпринимательства на примере Оренбургской области.
В Оренбургской области реализуется Областная целевая программа «О развитии предпринимательства на 2009 – 2011 годы». В ее реализации задействованы общественные организации предпринимателей, различные структуры, работающие в сфере поддержки бизнеса, а также комитеты и управления городской администрации. В паспорте данной программы отражена её цели, к которым относятся: «создание благоприятной среды для активизации предпринимательской деятельности и решение задач социально-экономического развития области»1. Исходя из цели, сформулированы задачи, которые также рассмотрены в паспорте программы.
К 2011 году в Оренбургской области планируется достижение следующих показателей:
- создание 150 экономически устойчивых малых предприятий, созданных в структуре бизнес-инкубаторов и технопарка;
- предоставление субсидий 131 субъекту МСП;
- предоставление кредитными кооперативами займов 3672 субъектам МСП;
Информация о работе Малое предпринимательство. Государственная поддержка малого предпринимательства