Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 17:23, курсовая работа
В научной литературе правовое положение субъекта правоотношений обычно отождествляется с его правовым статусом, правосубъектностью.
Как отмечает Н.И. Матузов: Слово «статус» в переводе с латинского означает «положение, состояние кого-либо или чего-либо».
1. Понятие и признаки малого предпринимательства в Российской Федерации 3
2. Нормативно-правовое регулирование малого предпринимательства в Российской Федерации 12
Список использованной литературы 16
В зависимости от содержания и направленности предпринимательской деятельности, объекта приложения капитала и получения конкретных результатов, связи предпринимательской деятельности с основными стадиями воспроизводственного процесса, различают следующие виды малого предпринимательства: производственное; коммерческо-торговое, финансово-кредитное посредническое.
Говоря о значении малого предпринимательства необходимо отметить, что вклад малых предприятий нашего государства в общий объем Внутренний Валовой продукт составляет 16%, что значительно меньше, чем в развитых странах.
Российская Федерация на современном этапе стремится всячески поддержать предприятия малого бизнеса, создать благоприятные условия для их развития. Это находит отражение в новых нормативных документах и правительственных программах.
Субъекты малого бизнеса имеют ограниченные возможности для развития в силу ряда сдерживающих факторов, основным среди которых является недостаток собственных средств у малых предприятий. Это обусловлено, с одной стороны, неразвитостью институтов небанковского кредитования, а с другой стороны, ограниченным доступом к банковскому кредитованию.
Значение малого
предпринимательства для
Отличием малого предпринимательства является его доступность как сферы деятельности для широкого круга людей, которая обусловлена тем, что его функционирование не предполагает крупных финансовых вложений, не требует больших материальных и трудовых ресурсов. Поэтому малое предпринимательство является необходимым условием формирования, так называемого среднего класса. В связи с этим «одним из приоритетных направлений государственной правовой и экономической политики России должно стать создание эффективной системы комплексной поддержки малого предпринимательства».
Необходимо выделить факторов, влияющие на организацию малого и среднего предпринимательства:
В ходе развития малого предпринимательства в России выявилось своеобразие этого экономического института: богатое историческое прошлое (малые предприятия существовали при любом общественно-политическом строе); большая зависимость от политических сил, находящихся у власти; перспективность развития.
В современной
России малое предпринимательство
играет большую роль в жизни страны,
представляя собой
Обобщая все вышесказанное, можно сказать, что малое предпринимательство играет существенную роль в экономике любой страны. Это: развитие здоровой конкурентной среды; сглаживание колебаний экономической конъюнктуры посредством рыночных отношений; создание сильных мотивирующих стимулов для более полного использования знаний, энергии, трудового потенциала населения; более полное использование имеющихся кадровых, материальных, финансовых ресурсов; формирование диверсифицированной и качественной системы бытовых, организационных и производственных услуг; создание значительного количества новых рабочих мест, формирование важнейшей прослойки общества - среднего класса; развитие инновационного потенциала экономики, внедрение новых форм организации, производства, сбыта и финансирования.
Правовое регулирование малого и среднего предпринимательства в РФ, прежде всего, базируется на положениях, закрепленных в статьях Конституции Российской Федерации (далее – Конституция РФ). Такие принципы и нормы, как принцип свободы экономической деятельности (ст. 8), неприкосновенность права частной собственности (ст. 35), свобода договора (ст. 8), составляют своего рода конституционно-правовую систему координат, в которой и должны находиться все нормативно-правовые акты, регулирующие экономические взаимоотношения.
В условиях расширения сотрудничества отечественных предпринимателей с иностранными хозяйствующими субъектами важную роль в регулировании предпринимательских отношений играют также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ.
ФЗ РФ от 24.07.2007 № 209-ФЗ не содержит отдельных положений о данном источнике правового регулирования видимо потому, что его специфика довольно четко определена Конституцией РФ и иными федеральными законами. Так, в Федеральном законе Российской Федерации от 16.06.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» (далее – ФЗ РФ 16.06.1995 № 101-ФЗ) дано определение международных договоров. Так, международным договором Российской Федерации признается международное соглашение, заключенное Россией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом.
Международные договоры РФ заключаются от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры), от имени Правительства РФ (межправительственные договоры, от имени федеральных органов исполнительной власти (договоры межведомственного характера).
В числе международных документов, регулирующих предпринимательскую деятельность можно назвать следующие:
Нормативно-правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства основывается на Конституции РФ и международных договорах, и осуществляется ФЗ РФ от 24.07.2007 № 209-ФЗ, другими федеральными законами (ГК РФ, Федеральный закон Российской Федерации от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – ФЗ РФ от 23.02.1996 № 129-ФЗ) принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (Указами Президента РФ, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации) и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Очевидно, что ранее действовавший ФЗ РФ от 14.06.1995 № 88-ФЗ не обеспечивал надлежащего уровня правового регулирования предпринимательских отношений, который бы соответствовал современным требованиям развития российского общества.
Отдельные положения данного закона, закрепляющие те или иные меры государственной поддержки малого предпринимательства, носили декларативный характер. Указанные обстоятельства обусловили необходимость совершенствования законодательства о малом предпринимательстве, в результате чего 24 июля 2007 года Государственная Дума РФ приняла ФЗ РФ от 24.07.2007 № 209-ФЗ.
Таким образом, нормативно-правовой основой дальнейшего развития малого и среднего предпринимательства с 01.01.2008 стал ФЗ РФ от 24.07.2007 № 209-ФЗ.
Анализ предмета регулирования и содержания ФЗ РФ от 24.07.2007 № 209-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что специальные нормативно-правовые акты о малом и среднем предпринимательстве следует отнести к сфере административного законодательства, которое согласно ст.72 Конституции РФ относится к предметам совместного ведения РФ и ее субъектов. Следовательно, вопросы развития малого и среднего предпринимательства призваны регулировать как федеральное, так и региональное законодательство.
ФЗ РФ от 24.07.2007 № 209-ФЗ в значительной степени развил и уточнил положения ранее действовавшего ФЗ РФ от 16.06.1995 № 101-ФЗ.
Таким образом,
вся система нормативно-
Информация о работе Малое предпринимательство в Российской Федерации